РБК Компании

Как дистанционное обучение влияет на мышление

Госдума одобрила запрет на дистанционное обучение врачей. Как онлайн-формат обучение воздействует на обучение медицине, рассказывает эксперт РНИМУ
Как дистанционное обучение влияет на мышление
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Kandinsky»
Вера Никишина
Вера Никишина
Директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета

Доктор психологических наук, профессор

Подробнее про эксперта

Подход, который реализуется в современном высшем профессиональном образовании в Российской Федерации, построен на формировании компетенций. Декомпозиция компетенций включает в себя знания, умения, владение. Использование дистанционного обучения на уровне «знать» вполне допустимо и может быть эффективно. Что же касается «уметь» и «владеть», безусловно, дистанционное обучение не может обеспечить качество этих уровней формирования компетенций. Это один из смыслов, но не единственный. Профессиональная деятельность и будущего, и действующего врача сосредоточена в системе «человек-человек», «врач-пациент», «врач-родственники пациента», «врач-коллеги», «врач-средний медицинский персонал», «врач-администрация». Формировать компетенции на дистанционных технологиях — значит осуществлять разрыв в профессиональном сознании специалиста. Сформированные, благодаря дистанционным технологиям, в цифровом пространстве навыки не могут быть полностью перенесены в не опосредованную техническими средствами реальность.

У технологий дистанционного обучения есть свои преимущества. Обучающиеся и обучающиеся их уже оценили. Но их влияние на когнитивные процессы совсем не такое, как у традиционного образования. Мы констатируем, что это влияние проявляется на уровне процессов памяти, внимания, мышления, восприятия. Сформированный под влиянием дистанционных технологий процессы иначе функционируют в не опосредованной техническими средствами реальности. Есть исследования, подтверждающие влияние коммуникации в цифровом социальном пространстве на процессы памяти (в частности консолидация-реконсолидация). Мы фиксируем сложности в переключении внимания, особенно когда обучение сосредоточено на активизации визуальных эффектов. Они своей контрастностью, яркостью, динамикой не могут быть сравнимы с аналогичными в нецифровом пространстве. Социальный интеллект тоже страдает. И это только часть тех рисков, которые видны уже сейчас, и если их не учесть, они могут привести к фатальным последствиям в системе подготовки специалистов здравоохранения.

Студенты сталкивались со сложностями в обучении после выхода с полного дистанта. Первая часть сложностей была на входе в дистанта. Все студенты говорили о том, что такой способ обучения их не устраивает, объясняли эту позицию снижением качества образования. Но как только произошла адаптация, как только стали очевидны преимущества комфорта этого процесса, минимизации усилий на организацию образовательного процесса, этот аргумент о качестве образования ушел из объяснений студентов и в большинстве они с трудом переходили на очное обучение. По-прежнему мы слышим от них запросы об увеличении доли дистанционной составляющей образования. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия