10 главных трендов рынка общепита и доставки еды 2025
В 2025 году правила и тенденции в сфере общепита сильно изменились. На основании опроса клиентов и нововведений на рынке, Александр Якимец выделил 10 трендов

Александр руководит всем маркетингом в Chibbis. Именно он контролирует все процессы, благодаря которым клиенты получают вкусную еду на выгодных условиях, а рестораторы получают новых клиентов.
Откуда приходят тренды рынка общепита
Во-первых, это желания клиентов. По данным опроса пользователей агрегатора доставок еды Chibbis, клиентам важнее всего выгода от заказа, затем скорость доставки, вкус блюд, удобство заказа и большой выбор блюд в последнюю очередь. Именно на такую приоритетность стоит опираться рестораторам при выборе стратегии заведения на ближайший год.
Во-вторых, тренды определяются изменившимися реалиями рынка общепита. В 2024-2025 году происходит постоянное повышение ставки курьеров, дефицит поваров, удорожание продуктов, рост конкуренции и увеличение контроля со стороны государства. Более того, появились новые технологии, такие как искусственный интеллект, которые уже оказывают на рынок существенное влияние.
На основании опроса клиентов и изменений рынка, можно выделить 10 главных трендов в доставке еды в 2025 году:
1. Скидки, акции и подарки вместо низких цен на блюда
Клиенту теперь будет важно чувствовать выгоду от сделанного заказа. Просто держать низкие цены уже недостаточно, важно доказать клиенту, что он купил выгодно. К примеру, клиент не ощущает выгоду, когда видит низкую цену на филадельфию. Наоборот, это повод задуматься о качестве блюда и усомниться в его составе. А если установить цену повыше, но добавить акцию или подарок при заказе, то клиент заметит, что это самые выгодные условия для покупки «здесь и сейчас».
Еще в 2025 выгоднее всего отдавать блюда в подарок к заказу вместо скидок, потому что ресторан дарит блюдо на 300 рублей, а платит только за его себестоимость 100 рублей. Клиент же видит выгоду на 300 рублей, поэтому с большей вероятностью оформит заказ.
2. Много точек с небольшим радиусом доставки
Ресторану выгоднее иметь несколько точек в городе с небольшим радиусом доставки, чтобы возить заказы быстрее и сохранять правильную температуру и внешний вид блюд при доставке. Это решение проблемы с трендом на быструю доставку, т.к. каждая точка будет отвечать за свою небольшую зону, а соблюдать заявленное время доставки будет проще.
3. Спрос на платную доставку со стороны клиентов
Клиенты в городах-миллионниках готовы доплачивать за ускоренную доставку, поэтому ресторанам стоит всерьез рассмотреть возможность добавления опции сверхбыстрой доставки за отдельную плату.
Динамика роста платных доставок +25% за год, по прогнозу 10% всех доставок будут платными к 2025 году и их доля будет расти — 15% к 2026 году и 25% к 2027 году.
Минимальная сумма заказа для бесплатной доставки тоже растет. Курьеры дорожают, и чтобы окупить их работу, нужно давать им более дорогие заказы. Клиенты иногда не готовы заказывать на высокую минималку, поэтому опция платной доставки им подходит. Стоит учитывать, что переход только на платную доставку дает падение заказов на 10-50%.
4. Рост самовывоза из ресторанов
Часть клиентов не готова ждать доставку 1-2 часа, поэтому предпочитает самостоятельно забирать заказы из ресторана, чтобы получить еду нужной температуры и в нужное время. Темпы роста самовывоза +25% за 2024 год, это новый устойчивый паттерн поведения клиентов, поэтому ресторанам стоит добавить такую опцию уже в этом году.
У такого решения есть свои преимущества: заведению не нужно работать над логистикой и окупать дорогих курьеров. Ресторанам дарк китчен, которые специализируются только на доставке, также полезно открывать пункты самовывоза, чтобы освободить курьеров от части заказов.
Для сравнения, доля самовывоза в ресторанах с залом 18-20%, в доставках с точкой выдачи 8-10%, а в агрегаторах 4-5%, и она продолжит расти в 2025.
5. Важность удобства оформления заказа
Заведению стоит позаботиться о том, чтобы у него был удобный сайт, мобильное приложение или любая другая посадочная страница для оформления заказа. Клиентам особенно важно удобство заказа онлайн, они уже не готовы звонить по телефону. Из-за высокой стоимости собственных сайтов и приложений рестораны могут выбирать размещение в агрегаторах, в которых уже все настроено.
Становится модным присутствовать на агрегаторах, т.к. именно они предоставляют клиентам выбор из большой подборки ресторанов с разной кухней и скоростью доставки, а это важный фактор удобства оформления заказа. На агрегаторе клиенту все понятно и привычно, не нужно каждый раз разбираться в новом сайте, все данные карты и доставки уже заполнены. Если вашего ресторана нет на сервисе — клиент просто о нем не узнает, когда в очередной раз будет делать заказ через агрегатор.
6. Расширение типов блюд в меню и их кастомизация
В 2025 году ресторану стоит добавить больше блюд в меню для удовлетворения широких потребностей аудитории. Уже прослеживается тренд на то, что клиенты хотят заказывать разные типы блюд сразу в одном заведении, поэтому ресторану нужно в одном заказе закрывать потребности разных людей. Необходимо также добавлять модификаторы для кастомизации блюд, чтобы клиенты могли добавлять или убирать ингредиенты самостоятельно прямо во время заказа.
При этом клиентам важна специализация заведения, поэтому лучше делать несколько виртуальных брендов: один ресторан — один тип кухни, а не несколько специализаций в одном. Быстрее и дешевле создавать новые отдельные точки поможет ИИ, с помощью которого можно бюджетно делать логотипы, названия и фото блюд.
7. Рост цен на блюда и изменение техкарт
Если не поднимать цены в ресторане, то маржа будет снижаться и станет тяжелее получать прибыль. Больше нельзя держать старые цены, чтобы клиенты не ушли, но поднимать их лучше плавно. Главное для ресторана — не снижать качество блюд даже в угоду низким ценам.
Можно наблюдать тренд на изменение техкарт и возникновение «новых» блюд на базе старого меню: вес блюда уменьшается, техкарты режутся, заменяются ингредиенты, чтобы была видимость разнообразия в меню, а не только высоких цен.
8. Рост стоимости привлечения и удержания клиентов
Конкуренция на рынке растет, проблема с источниками трафика никуда не уходит, поэтому происходит инфляция привлечения клиента, т.к. делать это становится сложнее и дороже в 1,5-2 раза из года в год.
Если 5 лет назад привлечение нового клиента вам стоило 300 ₽, то на следующий год уже 375 ₽, потом 468 ₽, далее 585 ₽ и в этом году уже 732 ₽ в среднем.
9. Контроль стабильности качества
Блюдо теперь не должно быть 10 из 10, но должно быть стабильным в качестве, т.к. клиентам важно постоянство. Сейчас успех заключается не в том, чтобы сделать очень вкусную пиццу или роллы, а в том, чтобы поддерживать стабильное качество.
Вместе с этим происходит рост выработки на повара. Рестораны нацелены на то, чтобы больше загрузить одного повара и окупить его высокую зарплату. Важность контроля повара и качества блюда растет на всех этапах, но с этим помогает ИИ — он может контролировать персонал, доставку и качество с помощью видеоаналитики в автоматическом режиме. Пока системы контроля с ИИ используются только в крупных сетях ресторанов.
10. Новые CRM-системы для ресторанов.
Если старые CRM-системы просто помогали вести учет заказов, то новые позволяют также контролировать качество блюд и отдачи, чтобы не было ошибок, у них более гибкая оцифровка процессов и управление качеством. Происходит отход от разовых действий по учету в пользу полноценной системы управления.
Советы для рестораторов, как не потерять клиентов и прибыль в 2025:
- Поднимайте цены
- Вводите платную доставку
- Делайте удобный самовывоз
- Открывайте больше точек с небольшим радиусом доставки
- Создавайте виртуальные бренды
- Используйте новые IT-решения и ИИ для контроля качества
- Изменяйте техкарты и делайте АВС анализ меню
- Добавляйте акции, особенно блюдо в подарок
- Сделайте удобный сайт и приложение или подключитесь к агрегатору
- Больше инвестируйте в привлечение и удержание клиентов
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети