Автоматизация логистики торгово-промышленной компании: часть 1
В статье рассмотрены основные концепты и модели бизнес процессов в логистике, которые необходимо понимать при автоматизации

IT-архитектор и консультант с опытом в разработке и внедрении стратегий цифровой трансформации, построении хранилищ данных и аналитики, оптимизации процессов и управлении командами разработки.
Процессное и функциональное управление
Общее между подходами
Оба подхода к управлению предполагают принцип декомпозиции, т.е. предприятие рассматривается как система исходных наборов элементов (функций и/или процессов), которые могут быть детализированы до самого нижнего уровня и закреплены за конкретными исполнителями

Принципиальная разница между подходами
Принципиальная разница между двумя подходами заключается в следующем:
- при функциональном подходе сначала описываются функциональные области, а затем порядок взаимодействия между ними
- при процессном подходе изначально создается модель бизнес- процессов, а затем прописываются ответственные за бизнес-процессы и/или их отдельные участки.

Недостатки функционального подхода
При функциональном подходе каждому этапу соответствует свой объем работ, но каждый функциональный отдел на практике имеет определенные допуски по нормативам. В результате последовательности операции, на каждом этапе может быть ничего не нарушено, но итоговый результат будет некорректен. И возникает абсурдная ситуация, в котором ответственным за результат становится крайний в цепочке, при этом он не является владельцем процесса и не может повлиять на общий результат.
Система сбалансированных показателей
Одним из важнейших критериев оценки успешности внедрения изменений и управления является использование ключевых показателей эффективности. KPI присваиваются как функциональным единицам на всех уровнях иерархии, так и бизнес- процессам на всех уровнях детализации.

Бизнес-процессы
Модель бизнес процессов «as-is»
С целю постоянного мониторинга бизнес-процессов должна применяться концепция инжиниринга бизнес-процессов.
Инжиниринг бизнес процессов представляет собой создание модели бизнес-процессов «as-is», отображающий текущее состояние функционирования логистики и постоянную ее актуализацию.
Создание модели «as-is» является подготовительным этапом трансформации.
Моделирование и последующее совершенствование бизнес-процессов предполагает комплексное описание бизнес-процессов и цепей поставок. Для этого все бизнес-процессы и функции в виде соответствующих моделей организации деятельности, организационные схемы предприятий, структурные схемы поставок, модели распределения ответственности и системы управления должны взаимоувязываться в единую блок-схему (карту/модель) бизнес-процессов с с целью определения порядка функционирования компании и цепи поставок.
Модель бизнес-процессов должна включать в себя бизнес-процессы верхнего уровня и детальные модели бизнес-процессов.
Уровни декомпозиции и агрегации могут быть условно поделены следующим образом:


Порядок моделирования
- Определение задач выделения и описания бизнес-процессов
- Определение рамок проекта по моделированию бизнес-процессов (в том числе ответственные и исполнители)
- Разработка политики моделирования и регламентации бизнес-процессов
- Выбор нотации моделирования процессов
- Выделение основных бизнес-процессов верхнего уровня
- Формирование модели процессов верхнего уровня
- Уточнение границ, входов и выходов основных бизнес-процессов
- Декомпозиция основных бизнес-процессов до требуемого уровня
- Описание характеристик каждого бизнес-процесса в соответствии с нотацией
- Построение моделей работ, документов и прочих информационных ресурсов в соответствии с задачами моделирования
- Выделение необходимых и достаточных вспомогательных процессов, их декомпозиция и описание
- Выделение необходимых и достаточных процессов управления и развития, их декомпозиция и описание
- Проверка согласованности полученной модели
Задачи моделирования
- Понимание бизнес-процессов
- Регламентирование бизнес-процессов
- Управление бизнес-процессами
- Автоматизация бизнес-процессов
Основные элементы бизнес-процесса
В описании бизнес-процесса должно быть отражено следующее:
Вход операции бизнес-процесса — преобразуемый в ходе операции материальный, финансовый или информационный объект, поставляемый внешними по отношению к данному бизнес-процессу поставщиками. То, над чем производится воздействие.
Примеры: сырье, полуфабрикаты, документация, информация, услуги
Выход операции бизнес-процесса — объект, являющийся результатом выполнения операции бизнес-процесса и потребляемый внешними по отношению к данному процессу клиентами.
Примеры: готовая продукция, полуфабрикаты, документация, информация, услуги
Ресурс операции бизнес-процесса — объект, используемый для выполнения операции бизнес-процесса.
Примеры: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, и т.д.
Управляющее воздействие операции бизнес-процесса — набор KPI по которым можно судить о корректности выполняемого бизнес-процесса.
Пример: кол-во поступивших объектов на вход за период, кол-во выпущенных объектов за период, кол-во объектов находящихся в обработке, среднее время прохождения объекта через бизнес-процесс.
Владелец бизнес-процесса — элемент организационной структуры, несущий ответственность за результат бизнес-процесса
Организация инжиниринга бизнес-процессов
- Выделяются направления деятельности
- Определяется ответственность руководителей и головных подразделений за разработку, организацию, исполнение и совершенствование бизнес-процессов
- По каждому направлению выделяются ключевые бизнес-процессы
- Формируется модель бизнес-процессов
- Обучается менеджмент и персонал процессно-ориентированным методологиям
- Выбирается пилотный бизнес-процесс и улучшается его регламентация
- Применяются специализированные программные средства для моделирования и разработки бизнес-процессов
- Анализируется опыт, устраняются ошибки, развиваются компетенции
- Организуются постоянные аудиты и улучшения бизнес-процессов
- Расширяется зона применения
Владельцы процесса реинжиниринга
- Директор по организационному развитию
- Директор проектов внутреннего развития
- Директор по системе менеджмента качества
Модель бизнес процессов «to-be»
В общем виде можно представить следующими этапами:
- Постановка целей совершенствования бизнес-процессов
- Определение приоритетов
- Создание системы показателей эффективности
- Выбор метода совершенствования
- Реализация проекта
- Оценка результата проекта
Можно выделить следующие цели:
- Повышение эффективности
- Повышение производительности
- Повышение адаптивности
- Обеспечение функционирования с помощью новых информационных систем
Референтные модели процессов
Перед стартом проекта необходимо иметь референтную модель процессов. В референтной модели должны быть определены типовые бизнес-процессы. Референтные модели могут включать в себя:
- основные показатели эффективности для всех процессов
- используемые технологии
- требующиеся навыки и компетенции сотрудников
- словари используемой терминологии
- инструкции, методологические материалы
Процессная декомпозиция цепей поставок
Процессная декомпозиция цепей поставок предполагает выделение бизнес-процессов, начиная со сквозных, вплоть до декомпозиции на уровне бизнес-процессов каждого отдельного предприятия в цепи поставок.
Ключевые процессы цепи поставок агрегируются в три макропроцесса:
- SRM — управление взаимоотношениями с поставщиками
- ISCM — Внутрифирменное управление цепями поставок
- CRM — Управление взаимоотношениями с клиентами
Среди моделей бизнес-процессов наиболее известны следующие:
- SCOR модель
- GSCF модель
- CPRF модель
SCOR модель
SCOR модель — это современный межотраслевой стандарт, позволяющий реализовать процессное представление цепи поставок и практически осуществить декомпозицию. В данной модели приводится система стандартных бизнес-процессов, базирующихся на лучших мировых практиках, система ключевых показателей оценки эффективности работы цепи поставок и согласованный с процессами перечень навыков и компетенции сотрудников.
SCOR модель предоставляет описание бизнес-процессов цепей поставок первых трех уровней детализации.
В общем виде модель базируется на пяти бизнес-процессах первого уровня:
- Делать (Make) — операции, связанные с производством товара
- Снабжать(Source) — операции, связанные с получением предметов снабжения для производства товара или его продажи
- Доставлять (Delivery) — весь цикл операций «Order-to-Cash». На практике обозначается термином Сбыт
- Возвращать (Return) — операции, связанные с управлением возвратными материальными потоками
- Планировать (Plan) — операции, связанные с общей координацией деятельности всех участников цепи поставок. Этот процесс выделяется как более верхнеуровневый по отношению к четырем предыдущим.

Продолжение в части №2.
Источники изображений:
Алексей Шибаев
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети