РБК Компании

Автоматизация логистики торгово-промышленной компании: часть 1

В статье рассмотрены основные концепты и модели бизнес процессов в логистике, которые необходимо понимать при автоматизации
Автоматизация логистики торгово-промышленной компании: часть 1
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Chat GPT
Алексей Шибаев
Алексей Шибаев
IT Архитектор

IT-архитектор и консультант с опытом в разработке и внедрении стратегий цифровой трансформации, построении хранилищ данных и аналитики, оптимизации процессов и управлении командами разработки.

Подробнее про эксперта

Процессное и функциональное управление

Общее между подходами

Оба подхода к управлению предполагают принцип декомпозиции, т.е. предприятие рассматривается как система исходных наборов элементов (функций и/или процессов), которые могут быть детализированы до самого нижнего уровня и закреплены за конкретными исполнителями

функциональный подход
Ответственность за результат при функциональном подходе

Принципиальная разница между подходами

Принципиальная разница между двумя подходами заключается в следующем: 

  • при функциональном подходе сначала описываются функциональные области, а затем порядок взаимодействия между ними
  • при процессном подходе изначально создается модель бизнес- процессов, а затем прописываются ответственные за бизнес-процессы и/или их отдельные участки.
процессный подход
Ответственность за результат при процессном подходе

Недостатки функционального подхода

При функциональном подходе каждому этапу соответствует свой объем работ, но каждый функциональный отдел на практике имеет определенные допуски по нормативам. В результате последовательности операции, на каждом этапе может быть ничего не нарушено, но итоговый результат будет некорректен. И возникает абсурдная ситуация, в котором ответственным за результат становится крайний в цепочке, при этом он не является владельцем процесса и не может повлиять на общий результат.

Система сбалансированных показателей

Одним из важнейших критериев оценки успешности внедрения изменений и управления является использование ключевых показателей эффективности. KPI присваиваются как функциональным единицам на всех уровнях иерархии, так и бизнес- процессам на всех уровнях детализации.
 

система сбалансированных показателей

Бизнес-процессы

Модель бизнес процессов «as-is»

С целю постоянного мониторинга бизнес-процессов должна применяться концепция инжиниринга бизнес-процессов.

Инжиниринг бизнес процессов представляет собой создание модели бизнес-процессов «as-is», отображающий текущее состояние  функционирования логистики и постоянную ее актуализацию.

Создание модели «as-is» является подготовительным этапом трансформации.

Моделирование и последующее совершенствование бизнес-процессов предполагает комплексное описание бизнес-процессов и цепей поставок. Для этого все бизнес-процессы и функции в виде соответствующих моделей организации деятельности, организационные схемы предприятий, структурные схемы поставок, модели распределения ответственности и системы  управления должны взаимоувязываться в единую блок-схему (карту/модель) бизнес-процессов с с целью определения порядка функционирования компании и цепи поставок.

Модель бизнес-процессов должна включать в себя бизнес-процессы верхнего уровня и детальные модели бизнес-процессов.

Уровни декомпозиции и агрегации могут быть условно поделены следующим образом:

Уровни бизнес процессов
Уровни бизнес процессов
Уровни бизнес процессов

Порядок моделирования

  1. Определение задач выделения и описания бизнес-процессов
  2. Определение рамок проекта по моделированию бизнес-процессов (в том числе ответственные и исполнители)
  3. Разработка политики моделирования и регламентации бизнес-процессов
  4. Выбор нотации моделирования процессов
  5. Выделение основных бизнес-процессов верхнего уровня
  6. Формирование модели процессов верхнего уровня
  7. Уточнение границ, входов и выходов основных бизнес-процессов
  8. Декомпозиция основных бизнес-процессов до требуемого уровня
  9. Описание характеристик каждого бизнес-процесса в соответствии с нотацией
  10. Построение моделей работ, документов и прочих информационных ресурсов в соответствии с задачами моделирования
  11. Выделение необходимых и достаточных вспомогательных процессов, их декомпозиция и описание
  12. Выделение необходимых и достаточных процессов управления и развития, их декомпозиция и описание
  13. Проверка согласованности полученной модели

Задачи моделирования

  1. Понимание бизнес-процессов
  2. Регламентирование бизнес-процессов
  3. Управление бизнес-процессами 
  4. Автоматизация бизнес-процессов

Основные элементы бизнес-процесса

В описании бизнес-процесса должно быть отражено следующее:

Вход операции бизнес-процесса — преобразуемый в ходе операции материальный, финансовый или информационный объект, поставляемый внешними по отношению к данному бизнес-процессу поставщиками. То, над чем производится воздействие.
Примеры: сырье, полуфабрикаты, документация, информация, услуги


Выход операции бизнес-процесса — объект, являющийся результатом выполнения операции бизнес-процесса и потребляемый внешними по отношению к данному процессу клиентами.
Примеры: готовая продукция, полуфабрикаты, документация, информация, услуги

Ресурс операции бизнес-процесса — объект, используемый для выполнения операции бизнес-процесса.
Примеры: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, и т.д.

Управляющее воздействие операции бизнес-процесса — набор KPI по которым можно судить о корректности выполняемого бизнес-процесса.
Пример: кол-во поступивших объектов на вход за период, кол-во выпущенных объектов за период, кол-во объектов находящихся в обработке, среднее время прохождения объекта через бизнес-процесс.

Владелец бизнес-процесса — элемент организационной структуры, несущий ответственность за результат бизнес-процесса

Организация инжиниринга бизнес-процессов

  1. Выделяются направления деятельности
  2. Определяется ответственность руководителей и головных подразделений за разработку, организацию, исполнение и совершенствование бизнес-процессов
  3. По каждому направлению выделяются ключевые бизнес-процессы
  4. Формируется модель бизнес-процессов
  5. Обучается менеджмент и персонал процессно-ориентированным методологиям
  6. Выбирается пилотный бизнес-процесс и улучшается его регламентация
  7. Применяются специализированные программные средства для моделирования и разработки бизнес-процессов
  8. Анализируется опыт, устраняются ошибки, развиваются компетенции
  9. Организуются постоянные аудиты и улучшения бизнес-процессов
  10. Расширяется зона применения

Владельцы процесса реинжиниринга 

  • Директор по организационному развитию
  • Директор проектов внутреннего развития
  • Директор по системе менеджмента качества

Модель бизнес процессов «to-be»

В общем виде можно представить следующими этапами:

  1. Постановка целей совершенствования бизнес-процессов
  2. Определение приоритетов
  3. Создание системы показателей эффективности
  4. Выбор метода совершенствования
  5. Реализация проекта
  6. Оценка результата проекта

Можно выделить следующие цели:

  1. Повышение эффективности
  2. Повышение производительности
  3. Повышение адаптивности
  4. Обеспечение функционирования с помощью новых информационных систем

Референтные модели процессов

Перед стартом проекта необходимо иметь референтную модель процессов. В референтной модели должны быть определены типовые бизнес-процессы. Референтные модели могут включать в себя:

  • основные показатели эффективности для всех процессов
  • используемые технологии
  • требующиеся навыки и компетенции сотрудников
  • словари используемой терминологии
  • инструкции, методологические материалы

Процессная декомпозиция цепей поставок

Процессная декомпозиция цепей поставок предполагает выделение бизнес-процессов, начиная со сквозных, вплоть до декомпозиции на уровне бизнес-процессов каждого отдельного предприятия в цепи поставок.

Ключевые процессы цепи поставок агрегируются в три макропроцесса:

  1. SRM — управление взаимоотношениями с поставщиками
  2. ISCM — Внутрифирменное управление цепями поставок
  3. CRM — Управление взаимоотношениями с клиентами

Среди моделей бизнес-процессов наиболее известны следующие:

  1. SCOR модель
  2. GSCF модель
  3. CPRF модель

SCOR модель

SCOR модель — это современный межотраслевой стандарт, позволяющий реализовать процессное представление цепи поставок и практически осуществить декомпозицию. В данной модели приводится система стандартных бизнес-процессов, базирующихся на лучших мировых практиках, система ключевых показателей оценки эффективности работы цепи поставок и согласованный с процессами перечень навыков и компетенции сотрудников.

SCOR модель предоставляет описание бизнес-процессов цепей поставок первых трех уровней детализации.

В общем виде модель базируется на пяти бизнес-процессах первого уровня:

  1. Делать (Make) — операции, связанные с производством товара
  2. Снабжать(Source) — операции, связанные с получением предметов снабжения для производства товара или его продажи
  3. Доставлять (Delivery) — весь цикл операций «Order-to-Cash». На практике обозначается термином Сбыт
  4. Возвращать (Return) — операции, связанные с управлением возвратными материальными потоками
  5. Планировать (Plan) — операции, связанные с общей координацией деятельности всех участников цепи поставок. Этот процесс выделяется как более верхнеуровневый  по отношению к четырем предыдущим.
Общая схема процессов первого уровня SCOR модели
Общая схема процессов первого уровня SCOR модели

Продолжение в части №2.

Источники изображений:

Алексей Шибаев

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации
5 февраля 2021
Регион
Астраханская область
ОГРНИП
321302500002999
ИНН
301510259762

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия