Оценить бизнес: зачем и как
Рекомендации эксперта с 20-летним стажем, основателя компании «Кредитор» Эльвиры Глуховой

ростовщик, основатель первой гильдии ростовщиков в России. Своей деятельностью опровергает предвзятое отношение к нише, как к вымогателям и ищущим наживы людям.
На первый вопрос «зачем», ответить довольно просто. Такая необходимость возникает, прежде всего, при продаже или покупке бизнеса. Но не только. Успешное функционирование любой компании невозможно без полного и грамотного анализа. Реструктуризация, стратегическое планирование, привлечение инвестиций — вот далеко не полный перечень мероприятий, где не обойтись без оценки бизнеса.
Теперь рассмотрим, как это сделать. Существуют три основных подхода к оценке бизнеса — доходный, затратный и сравнительный. Чтобы понять их суть, надо всего лишь, ответить на вопросы:
- Сколько можно заработать на этом бизнесе?
- За сколько можно, начав с нуля, построить такой бизнес?
- За сколько можно его продать?
- Сколько стоят аналогичные бизнесы?
А теперь поговорим о каждом подходе более детально.
Доходный
В его основе лежит прогнозирование доходов компании. Здесь применяется метод DCF — дисконтированных денежных потоков. Прогнозируемые финансовые потоки компании приводятся к ее текущей стоимости с учетом всех рисков. Этот подход учитывает потенциал бизнеса, однако, требует достаточно точных прогнозов, составить которые, порой, довольно проблематично. Другой метод, это капитализация доходов. Он подходит только для стабильных компаний, имеющих предсказуемый доход. В этом случае, чистая прибыль за определенный период времени делится на ставку капитализации, которая учитывает ожидания инвесторов и вероятные риски.
Затратный
Здесь важна стоимость материальных активов компании. Этот подход полезен для бизнеса, у которого много материальных активов. Например, это могут быть производственные предприятия. Здесь существует два варианта оценки. Первый — это разница стоимости всех активов компании и суммы обязательств, то есть стоимость чистых активов. Таким образом, мы получаем объективную оценку, основанную на реальных данных, правда она не учитывает нематериальные активы, такие как интеллектуальная собственность, бренд, репутация компании. Второй вариант, это оценка ликвидационной стоимости бизнеса. Проще говоря, за какую сумму его можно быстро продать. Этот вариант будет полезен в кризисных ситуациях, но обычно, оценка оказывается заниженной.
Сравнительный
Этот подход основан на сравнительном анализе похожих компаний. Посмотрев, за какую сумму на рынке продается аналогичный бизнес, мы сможем оценить, сколько стоит наш. В этом случае используется метод рынка капитала. Анализируя финансовые отчеты публичных компаний, мы можем сравнить их мультипликаторы, например Р/Е, что означает отношение капитализации к чистой прибыли, и применить к нашему бизнесу. Другой вариант — применить метод сделок. Нужно посмотреть, за какие суммы в последнее время продавались аналогичные компании. Однако, эта информация часто недоступна и не всегда актуальна.
На практике, при оценке бизнеса, почти всегда используется не один, а несколько подходов. Это позволит более достоверно и точно проанализировать ситуацию. Например, верхняя граница стоимости компании оценивается по доходному методу, а нижняя — по затратному. Истина будет где-то посередине.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль