РБК Компании

Бизнес в кризис: как сохранить компанию

О том, как преодолеть экономические трудности и даже извлечь из них выгоду, рассказала специалист по реконструкции и систематизации бизнеса Елена Чернышова
Бизнес в кризис: как сохранить компанию
Источник изображения: Freepik.com
Елена Чернышова
Елена Чернышова
Бизнес-стратег, бизнес-консультант, управляющий партнер бизнеса

Эксперт по реконструкции и систематизации бизнеса с опытом работы более 25-ти лет. Автор курса «Я и моя команда».

Подробнее про эксперта

Кризис — это всегда возможности

Я считаю, что кризис — это время возможностей. Исходя из моей практики, я могу с уверенностью сказать, что именно в тяжелые периоды компании демонстрируют развитие и делают качественный скачок вперед. 

В кризис происходит смена приоритетов, и внедрение изменений становится вопросом срочным и важным. В повседневной жизни мы часто не задумываемся о том, что нам следует что-то менять — вроде бы, все и так хорошо, и даже можно думать о расширении или масштабировании. И только кризисная ситуация заставляет нас полностью пересмотреть схему работы, продукт и целевую аудиторию. 

Такую закономерность хорошо показала пандемия — например, в ресторанном бизнесе: тот, кто на тот момент не запустил сервис доставки, должен был внедрить его в срочном порядке, чтобы сохранить проект. И тот, кто это сделал, только выиграл.

Экономия должна быть правильной

Первым делом в сложные времена предприниматели включают режим жесткой экономии, и это тоже один из положительных моментов кризиса. Он заставляет полностью пересмотреть все процессы, происходящие в компании, поскольку именно они генерируют расходы. Усовершенствование процессов значительно повышает производительность труда, сокращает расходы и высвобождает человеческие ресурсы, которых обычно не хватает.

Я хочу предостеречь от ошибок, которые могут сыграть злую шутку с бизнесом, — расскажу, на чем экономить категорически нельзя:

  • На качестве производимой продукции, будь это товар или услуга. Это напрямую отразится на выручке компании, а значит и на прибыли тоже;
  • На рекламе — пересмотрите каналы и объемы, но совсем уходить из поля зрения клиентов и сокращать рекламу до нуля не рекомендуется;
  • На клиентах: если вы всегда радовали их подарками, продолжайте это делать, просто измените свое отношение к выбору презента. Если раньше подарки были дорогими, то, столкнувшись с трудностями, можно перейти на эмоциональные подарки, а они, как правило, имеют самую низкую цену. Кстати, это еще одна положительная часть кризиса, поскольку подарки, которые вызывают эмоции, запоминаются надолго.

На всем остальном можно и нужно экономить — сократить расходы на содержание офиса и площадь, взятую в аренду, или уплотниться на собственных площадях и сдать часть в аренду, чтобы получать дополнительный доход. Все статьи затрат должны пройти тщательную проверку на необходимость — бюджет следует урезать, активировав режим жесткой экономии финансовых показателей.

Капитал

Кризис — это лучший стимул разобраться, где находятся ваши капиталы, а для этого стоит внимательно проверить счета покупателей и поставщиков.

Возможно, покупатели задолжали вам некоторое количество денег, и уже давно стоит напомнить им о том, что необходимо вернуть денежные средства. Кроме этого, нужно сравнить сумму задолженности клиента и оборот покупателя. Например, за месяц: если сумма задолженности значительно выше, это значит, что вы просто одолжили свои деньги вашим покупателям. Как давно вы проверяли суммы задолженности по поставщикам? Возможно, они не вернули вам часть предоплаты, которую вы не использовали. 

Из этого следует еще один вопрос — а какие контракты у вас с поставщиками? Перепроверьте все предоплатные контракты, запросите везде отсрочку, смените поставщика, если он не хочет менять вам условия. Но предоплатные контракты — это еще не все: пересмотрите условия от поставщиков товара и отправьте им запрос на более выгодные варианты сотрудничества — если получится, так вы добавите в бизнес оборотный капитал.

Пока выручки и прибыли в бизнесе хватает, предприниматели могут не обращать внимание на высокий товарный запас, который просто лежит на складе, не пользуясь спросом. Когда количество денег, поступающих на счета компании, резко сокращается, возникает вопрос, — где наши капиталы, которые мы видим в балансе? Вот здесь и выясняется, что товарный запас на складе значительно превышает продажи, и возможность выявить это и принять меры — тоже положительная сторона кризиса. 

Также в трудные моменты необходимо пересмотреть весь товарный запас и сделать все возможное, чтобы быстро реализовать продукт и вернуть денежные средства на счета компании.

И еще один очень важный вопрос, который поднимает кризис, — это система обеспечения товарами. Она тоже требует переработки, ведь теперь ее задача — обеспечивать компанию товарами в режиме жесткой экономии, не допуская дефицита или профицита — только точный расчет. 

Ассортимент и целевая аудитория

Про перезапас продукции мы поговорили, а теперь рассмотрим товар с точки зрения возможности. Для этого необходимо сделать детальный анализ — ЧТО и КОМУ мы продаем. Вы, наверное, уже заметили, что мы снова обсуждаем возможности — и все благодаря кризису. Чтобы подобрать правильный ассортимент, в первую очередь необходимо:

  • Изучить вашу целевую аудиторию и ее потребности. Кроме того, стоит обратить внимание и на другую целевую аудиторию, которую ранее, возможно, вы не рассматривали и не замечали среди своих клиентов;
  • Сделать детальный анализ и внимательно изучить каждого клиента;
  • Провести опросы среди постоянных покупателей и выяснить, что поменялось у них в связи с кризисом и чем вы можете быть им полезными;
  • Опросить тех клиентов, которые перестали сотрудничать с вами, и уточнить, по какой причине они выбрали другого поставщика и что вы можете сделать, чтобы они возобновили сотрудничество с вами.

Комплекс мер позволит вам пересмотреть ассортимент, подобрать и предложить аудитории именно те товары или услуги, которые в данный момент закрывают потребности ваших покупателей. Принимайте личное участие в процессе анализа, общайтесь с покупателями и встречайтесь с руководителями компаний. Ваш взгляд может быть более проницательным, и, как говорится, одна голова хорошо, а две — лучше: чем больше мнений, тем более востребованным станет ваше предложение для покупателей.

Команда

Начнем с ответа на вопрос о том, как кризис влияет на команду — он заставляет ее меняться в сжатые сроки, внедрять новые технологии, действовать в условиях неопределенности, сохранять силу духа, генерировать идеи и искать возможности там, где сплошные минусы. 

Это хорошая проверка для персонала, насколько быстро и кардинально он может меняться, менять ситуацию внутри компании и внедрять изменения в ее бизнес-процессы. Кризис покажет настрой на работу, общее настроение и качество вашей команды, а также выявит ошибки, допущенные в управлении персоналом, ведь сейчас самое время их исправлять.

Заключение

Главное в кризисной ситуации — не нагнетать еще больше стресса, а вдохновлять людей на подвиг и стремление справиться с проблемами, доказывая самим себе, что они — команда победителей. Если сделать все правильно, то люди объединятся против незримого врага — это усилит команду и высвободит колоссальный ресурс, который раньше, скорее всего, был скрыт от ваших глаз. 

Кризисное время — это возможность рассмотреть все ошибки, которые были сделаны при ведении бизнеса. Если вы их исправите и сможете преодолеть все трудности, это  только усилит ваш бизнес, сделает его более профессиональным и антихрупким, а значит кризис для вашей компании — больше не угроза, а возможность. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации01.04.2021
РегионКраснодарский край
ОГРНИП 321246800042732
ИНН 246504415310
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия