Soft skills против hard skills: что важнее в 2025 году и как найти баланс
На что в первую очередь обращать внимание при выборе сотрудников, рассказал генеральный директор компании Эквио Алексей Вагин

Окончил Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ). 19 лет проработал в Philip Morris International (PMI). В 2014-м году основал платформу для онлайн-обучения Эквио.
Руководители часто используют подход к рекрутингу на основе навыков. Это значит, что квалификация кандидата «весит» меньше, чем практические умения. Соискателям требуется продемонстрировать навыки с помощью реальных примеров и проектов. При этом бизнесу нужны не просто квалифицированные специалисты, а люди, которые усилят команду — способные сотрудничать и адаптироваться к быстро меняющимся условиям. На что в первую очередь стоит смотреть при найме сотрудников в 2025 году? Какие навыки развивать у персонала? Алексей Вагин, генеральный директор компании Эквио, отвечает на эти вопросы в статье.
Что такое hard skills и почему они важны
Hard skills — это навыки, которые можно развить и измерить, традиционные умения, необходимые для выполнения работы. Такие навыки, как правило, конкретны, чтобы их получить, нужно потрудиться. Когда сотрудники самостоятельно выбирают себе обучение, как правило, они хотят повысить именно хард скиллы.
Какие это навыки — зависит от сферы, выполняемых задач и занимаемой должности.
Примеры хард скилов, которые работодатели хотят видеть у своих сотрудников в 2025 году:
- цифровая грамотность — владение инструментами для повышения эффективности и автоматизации рабочих процессов;
- аналитика — умение интерпретировать данные и использовать их для принятия решений;
- кибербезопасность — этот навык становится все более актуальным в условиях растущих киберугроз;
- управление проектами — умение эффективно планировать, организовать и выполнять проекты.
Soft skills: от «приятного дополнения» к обязательному требованию
Soft skills, также известные как «коммуникативные навыки» или «навыки трудоустройства», — качества, которые позволяют эффективно работать с другими людьми. Эти навыки могут быть универсальными для разных отраслей, их развитие — важное условие для долгосрочного карьерного роста. Развивать софт скилы может быть сложнее, чем жесткие. Если некоторые hard skills навыки можно освоить быстро, то гибкие навыки чаще требуют усилий и времени.
Руководители ценят мягкие навыки, особенно в условиях удаленной и гибридной работы, где ключевыми становятся коммуникация, способность организовать собственное рабочее время и адаптивность.
Мягкие навыки, которые работодатели хотят видеть в 2025 году:
- эмоциональный интеллект — способность четко формулировать идеи и взаимодействовать в команде;
- адаптивность и устойчивость – умение справляться с изменениями и неопределенностью, сохраняя позитивный настрой;
- критическое мышление — бизнесу нужны люди, способные оценивать ситуацию и находить решения;
- командная работа — компании предпочитают сотрудников, которые хорошо работают в команде, как удаленно, так и в офисе;
- лидерство и инициативность — это качество полезно даже на неуправленческих должностях.
В чем разница между hard skills и soft skills
Ключевые различия между hard skills и soft skills в том, как они приобретаются и применяются на рабочем месте.
Жесткие навыки проще получить в процессе обучения или онбординга. Например, сотрудник может научиться работать с оборудованием, программным обеспечением или другими инструментами. Их наличие и степень проявленности легко проверить с помощью профессиональных тестов.
Мягкие навыки часто рассматриваются как черты характера или поведения, которые являются врожденными или развивают на протяжении жизни. Благодаря развитым soft skills сотрудники лучше управляют своим временем, взаимодействуют друг с другом и клиентами, принимают решения. Чтобы оценить наличие мягких навыков у сотрудников, некоторые компании привлекают психологов.
Как технологии и ИИ смещают акценты
В условиях автоматизации, внедрения искусственного интеллекта и цифровой трансформации растет значение критического мышления и человеческого взаимодействия. Способность эффективно работать в разных командах и учитывать разные точки зрения становится конкурентным преимуществом в новой реальности.
В то же время технологический прогресс требует все более сложных навыков, которые должны постоянно обновляться. Многие технические умения устаревают слишком быстро. При этом гибкие навыки или soft skills остаются вне времени: ИИ не может заменить человеческий творческий потенциал, лидерские качества или эмоциональный интеллект.
Поэтому доцент Гарвардской школы бизнеса Летиан Чжан считает, что руководителям нужно выявлять и укреплять мягкие навыки сотрудников, чтобы оставаться конкурентоспособными. А по мнению Deloitte Access Economics, к 2030 году профессии, требующие гибких навыков, будут составлять две трети всех рабочих мест.
Рекрутинг 2025 — каким навыкам отдать предпочтение
Рынок труда меняется очень быстро важно понимать на какие навыки и качества соискателей стоит обращать внимание при подборе.
Узкоспециализированные, продвинутые технические навыки по-прежнему важны и остаются основой трудоустройства. Однако эксперты признают, что ценность гибких навыков постоянно растет. Согласно отчету форума «Будущее рабочих мест» и отчету LinkedIn «Обучение на рабочем месте», в 2025 году работодатели будут отдавать предпочтение в первую очередь аналитическим навыкам, способности к обучению, стрессоустойчивости, креативности и лидерским качествам.
Многие компании отмечают, что техническим навыкам можно научиться на рабочем месте, в то время как гибкие навыки привить сложнее. Например, студент может уметь управлять техникой, но испытывать трудности с работой в команде или эффективным распределением времени. И если технику можно освоить за короткий отрезок времени, то с тайм-менеджментом будет сложнее.
И все же, многие руководители сходятся во мнении, что будущее — за комбинацией хард и софт скилов.
Наиболее востребованные сочетания в 2025 году:
- технологии + коммуникации — ценятся разработчики и ИТ-специалисты, которые могут объяснить технические концепции нетехническим командам;
- анализ данных + решение проблем — руководители отдают предпочтение тем, кто может интерпретировать сложные данные и действовать на их основе;
- обслуживание клиентов + эмоциональный интеллект — такой подход повышает удовлетворенность клиентов;
- маркетинг + сторителлинг — креативные скиллы в сочетании с опытом цифрового маркетинга помогут компании выделиться среди конкурентов;
- лидерство + адаптивность — ценятся менеджеры, способные вести команды через изменения и неопределенность.
Выводы
В 2025 году для успешной карьеры необходимо развитие как soft skills, так и hard skills. Твердые навыки необходимы для выполнения конкретных задач, а мягкие имеют решающее значение для адаптации на рабочем месте, эффективного сотрудничества и умении выдерживать изменения. Наиболее успешные профессионалы развивают сбалансированный набор навыков, сочетающий технические знания с сильными межличностными и эмоциональными навыками.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты



