Стандартный и углубленный SEO-аудит: плюсы и минусы
Как понять, какому сайту какой аудит нужен, чем они отличаются и что дадут клиентам

В SEO более 15 лет, в Kokoc Group c 2016 года. Прошел путь от рядового оптимизатора до топ-менеджера. Сергей продолжает развивать и совершенствовать SEO-направление в Kokoc Group.
Когда владельцы сайтов обращаются за продвижением, им проводят SEO-аудит, чтобы оценить сайт и предложить стратегию продвижения. Но аудиты бывают разные: иногда достаточно стандартного, иногда требуется копнуть поглубже — проанализировать конкурентов, структуру, семантику, ссылки, бизнесовые показатели и т. д.
Сергей Шабуров рассказывает, по каким критериям понять, какой аудит и когда нужен сайту.
Что такое стандартный и углубленный SEO-аудит
Рассмотрим, по каким критериям проводится анализ сайта.
Что входит в стандартный пресейл-аудит
Пресейл-аудит обычно проводится, когда клиент обращается в агентство с SEO-запросом. Его цель — выявить базовые точки роста и текущие поверхностные проблемы. Вот что рекомендуем анализировать в первую очередь:
Основные показатели сайта и сравнение с конкурентами: трафик, количество запросов в топ-10, количество страниц в индексе, ИКС сайта, дата регистрации домена. Вот скриншот типичного аудита: верхние строчки — показатели конкурентов, затем среднее значение и нижняя строка — сайт, который анализируется. Уже по этим данным можно понять, что надо подтягивать трафик и количество запросов в топе, а с внешними ссылками все отлично.

Наполнение сайта: анализируем, какие разделы и страницы надо добавить, как улучшить структуру, чтобы отстроиться от конкурентов. Также среди частых ошибок — пустые, незаполненные товарами разделы, нерелевантные товары в категориях, отсутствие разветвленной системы фильтров.

Технические ошибки: дубли страниц, битые ссылки, ошибки в метатегах, отсутствие микроразметки, большое количество ссылок-редиректов и т. д. Это обычно самый популярный раздел аудита: технические ошибки встречаются практически у всех. Часто бывает так, что стоит их устранить — и сайт резко взлетает вверх по показателям.
Контентная составляющая. Изучаем страницы услуг, каталогов, карточки товаров, статьи блога, если имеется. Даем рекомендации по исправлению ошибок: чаще всего это отсутствие SEO-оптимизации текстов (не используются часть ключевых слов из потенциального семантического ядра, что мешает сайту занять лидирующие позиции по целевым ключевым фразам), отсутствие перелинковки с другими страницами, некачественный визуал, плохой уровень текстов, неуникальный контент.

Коммерческие факторы. Для интернет-магазинов и маркетплейсов особенно важна проработка карточек товаров, информация о доставке и оплате, калькуляторы расчета услуг, виджеты обратной связи и многое другое.
В сайтах услуг нужно обратить внимание на проработку страниц услуг, указание стоимости, кейсы работ и коммерческие блоки: лид-формы, лид-магниты, всплывающие окна и т. д.
Ссылочное окружение. Изучаем объем ссылочной массы, количество ссылающихся доменов, даем рекомендации.
В большинстве случаев стандартного пресейл-аудита хватает, чтобы найти точки роста, исправить ошибки и оптимизировать сайт. Но иногда этого недостаточно: сайт оптимизирован, ошибок нет, а показатели не растут или падают. В этом случае рекомендуем аудит на основе конкурентного анализа.
Что входит в конкурентный аудит
Он подразумевает анализ всех показателей (технических, коммерческих, текстовых, ссылочных, структурных, бизнесовых, репутационных) и прочих на основе данных по сайтам конкурентов.
Он не отменяет пресейл аудит — скорее, является другим форматом подхода к началу продвижения и стратегии — самой творчески сложной части SEO.
Помимо всех критериев, которые входят в пресейл-аудит, рекомендуем подробно анализировать следующее:
Показатели конкурентов. При проведении пресейл-аудита мы тоже изучаем конкурентов, но только общие цифры, не углубляясь. Здесь же советуем анализировать объем семантики, видимость и текущий трафик, ссылочные показатели, содержание страниц конкурентов и др. Клиент получает наглядные рекомендации по доработке страниц:

Семантика. Советуем составить текущее и маркерное ядро, на основании маркерной семантики подготовить обновленную структуру сайта. На этом этапе можно выявить ошибки в формировании структуры и страниц каталога (например, уровни вложенности, пустые листинги). При обычном пресейл-аудите увидеть эти недочеты просто невозможно.
Качество бизнеса. На этот показатель SEO-специалисты не всегда обращают внимание, а зря. В последние годы он не менее важен, чем техническая или текстовая оптимизация. Яндекс, Google и другие ПС оценивают качество бизнеса, доверие к нему пользователей и на основании этой оценки ранжируют сайты.
Соответственно, нужно прокачивать эти показатели — размещаться на геосервисах, собирать и размещать отзывы о компании, заботиться о повышении рейтинга, обновлять и расширять ассортимент товаров и услуг. Рекомендуем изучать эти показатели — для удобства можно свести их в наглядную таблицу. Также следует обязательно изучить, как дела на этом поле у конкурентов, и найти точки роста.

Когда подойдет пресейл-аудит, а когда конкурентный анализ
Пресейл-аудит отвечает на вопрос «Куда двигаемся?». Он проводится на этапе первичного ознакомления с проектом и делается широкими мазками: изучается самое основное, чтобы решить, какой продукт клиенту нужен — продвижение по позициям, по трафику, по лидам.
Пресейл-аудит рекомендуется проводить всем сайтам, которые обратились за продвижением. Также рекомендуется применять его свежим молодым сайтам и сайтам, которые никогда не делали аудит или у которых SEO на начальном уровне.
Аудит на основе конкурентного анализа отвечает на вопрос «Как двигаемся?». Он проводится на этапе начала работы с продуктом и подразумевает составление стратегии и воплощения ее в жизнь.
Например, на пресейл приходит проект — первичный аудит показал, что продуктивнее всего будет продвигать сайт по позициям, по определенным kpi и для определенного сегмента рынка. Далее проект берется в работу и проводится уже аудит на основе конкурентного анализа — изучаются конкуренты, составляется стратегия и конкретный план работ. Рекомендуется постепенная проработка сайта по следующей приоритетности:
- Проработка критично важных и важных проблем
- Расширение сайта и работа с семантикой
- Внедрение коммерческих факторов
- Проработка рекомендованных работ
- Работа над задачами в статусе «По желанию» и с более низким приоритетом.

Плюсы и минусы пресейл- и конкурентного аудита
Плюсы пресейл-аудита
- В сжатые сроки можно получить понимание точек роста и четкие рекомендации — что делать, чтобы оптимизировать сайт.
- Еще на начальном этапе SEO-продвижения клиент понимает предстоящий объем работ, их стоимость, прогноз по динамике показателей.
- Подходит 100 % сайтов.
Минусы пресейл-аудита
- На его основе нельзя построить полноценную стратегию продвижения — только выявить точки роста, которые видны без глубокого анализа.
- Может оказаться недостаточным — например, аудит показывает, что ошибок почти нет, а показатели слабые.
Плюсы конкурентного анализа
- Позволяет подробно проанализировать абсолютно все важные для SEO параметры. Это необходимо, чтобы быть уверенным — мы сделали все что могли.
- Позволяет составить стратегию продвижения.
- В крупных агентствах обычный аудит проводится на этапе пресейла, а расширенный — для каждого проекта, который пришел на оптимизацию сайта.
Минусы конкурентного анализа
Занимает больше времени. Пресейл-аудит наша команда делает 2-10 часов, конкурентный анализ занимает 20-200 часов.
Как понять, какой аудит нужен?
Есть косвенные признаки, по которым можно судить, насколько глубоко копать сайт:
- Если сайт новый — даже если владелец уверяет, что он оптимизирован, скорее всего, мы найдем ошибки. Нужно начать с пресейл-аудита.
- Если в процессе аудита выявляется много технических ошибок, ошибок в индексации — дальше можно не копать, пока не устранятся текущие ошибки.
- Если у сайта уже есть трафик, позиции — скорее всего, ресурсом занимались, уже проведена оптимизация. Возможно, понадобится конкурентный анализ.
- Если в процессе аудита оказывается, что ошибок на сайте практически нет или они ни на что не влияют — точно нужен конкурентный анализ.
Радует, что с развитием Рунета, знаний по маркетингу и SEO-оптимизации проработанных сайтов становится больше. В Kokoc.com в основном приходят сайты, которые уже хоть немного оптимизированы — поэтому приходится искать стратегии роста, и конкурентный анализ требуется все чаще.
Источники изображений:
Из архива Kokoc.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты