Как изменились цифровые стратегии компаний в 2024 году
Александр Казеннов объясняет, как новые условия на рынке повлияли на стратегии цифровой трансформации бизнеса

Окончил МИЭТ. Пришел в ALP Group в 2008 году. С 2016 года — руководитель корпоративных практик, с декабря 2024 года — исполнительный директор ALP Group
Под стратегией цифровой трансформации в IT обычно понимают комплексный план, который определяет, как организация будет использовать цифровые технологии для изменения и улучшения своих бизнес-процессов. Компании стремятся использовать новые технологии для создания инновационных решений и повышения конкурентоспособности.
Что повлияло на изменение цифровых стратегий
Сегодня многие компании вкладывают значительную часть своих ресурсов в создание собственных IT-решений, которые бы не зависели от западных продуктов. Это связано с тем, что большинство иностранных вендоров окончательно ушли с рынка. Даже если компаниям удается использовать их продукты в «трофейном» формате, в случае неполадок возникают трудности ввиду отсутствия прямой связи с производителем. Появляется и другая проблема — нехватка кадров. Государство всячески пытается ее решить и проводит кампании по привлечению молодых специалистов в индустрию — в частности, предоставляет им льготную ипотеку.
Может показаться, что резкий спрос на отечественные решения должен был усилить конкуренцию на рынке, и она действительно сохраняется. Однако нельзя не заметить, что в 2024 году некоторые крупные компании стали стремиться к сплоченности для повышения эффективности бизнеса. Мы можем наблюдать курс на совместные разработки решений, что помогает сократить число издержек. Например, Т-Банк, Сбер и некоторые другие российские банки начали тестирование совместного приложения, в котором пользователи смогут управлять всеми своими счетами в одном месте. Госкорпорации также ориентированы на коллаборации. Так, корпорация Ростех в начале года вступила в Ассоциацию крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (Ассоциация КП ПОО).
При планировании цифровых стратегий компании должны учитывать не только состояние рынка в данный момент, но и потребности покупателей. Так, одним из трендов становится персонализация сервисов: появляются личные кабинеты и приложения, которые подстраиваются под уникальные потребности клиента. Мы можем видеть, как меняются взаимоотношения бизнеса и конечных покупателей: собирая их данные, производители могут предложить более качественные услуги. Чтобы собирать настолько большие массивы данных о потребительском поведении, нужен высокий уровень технологической оснащенности, и компании стремятся расширять свои цифровые возможности.
Развитие технологий влияет не только на взаимоотношение бизнеса и клиентов, но и на внутреннюю организацию бизнеса. Сегодня автоматизация рабочих процессов — приоритетная задача для многих компаний. При этом сейчас, по сравнению с прошлыми годами, заказчики подходят к этой задаче более рационально — стараются просчитать на старте экономические риски. Одним из следствий курса на автоматизацию является и повышенный интерес к цифровой защищенности. Компании боятся утечек данных — как коммерческих, так и персональных — поэтому уделяют особое внимание развитию кибербезопасности. Для этого внедряются новые технологии — в частности, использование блокчейна для валидации решений в цепочке событий.
Искусственный интеллект как элемент цифровой стратегии будущего
Технологии с использованием искусственного интеллекта сегодня все чаще становятся инструментом в работе российских компаний. По данным Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации, средний уровень включенности нейросетей в различные отрасли составляет 32%, и этот показатель будет увеличиваться. Внедрение ИИ в бизнес-процессы — это не только часть стратегии российских компаний, но и приоритетное направление развития национальной экономики в целом.
Важной тенденцией становится внедрение нейросетей в отрасли, в которых раньше не наблюдался высокий уровень технической оснащенности, таких как здравоохранение, культура, спорт и сельское хозяйство. Очевидно, что в дальнейшем ИИ будет использоваться в них еще больше. При этом IT-сфера и финансы все еще являются лидерами по внедрению ИИ. В основном они используют нейросети для работы с большими массивами данных и в качестве поддержки принятия управленческих решений. Здесь необходимо отметить, что, хотя нейросеть анализирует информацию и предлагает идеи, конечное решение все равно остается за человеком.
При анализе изменений цифровых стратегий компаний важно понимать, что развитие технологий — это непрерывный процесс, который будет продолжаться по мере того, как растут потребности рынка. Внешние обстоятельства часто мотивируют компании расширять свои цифровые возможности и определяют ключевые направления для роста: в 2024 году это импортозамещение, автоматизация и внедрение искусственного интеллекта.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Социальные сети