РБК Компании

Россияне рассказали, на что никогда не возьмут кредит

Развлечения, свадьбы и статусные подарки — в топе рейтинга «бессмысленных» займов
На что россияне не берут кредиты, Pro-Vision Communications
Источник изображения: @dikushin / Freepik

67,8% россиян хотя бы однажды брали кредит в банке или займ в МФО. При этом 45% признаются, что, находясь в долговой зависимости, испытывают сильный стресс. И все же не могут полностью отказаться от кредитных продуктов. Какие кредитные цели в России считают оправданными, а какие «бессмысленными» — в исследовании Pro-Vision Communications.

Как показывают результаты опроса Pro-Vision Communications, в среднем россияне оценивают свой субъективный уровень финансовой грамотности на 2,8 балла из 5. При этом:

  • 50,7% респондентов имеют к кредитам нейтральное отношение — считают их «вынужденной мерой» в сложной жизненной ситуации;
  • 26,8% настроены более категорично и заявляют, что кредиты — «зло, ведущее к бедности и зависимостям»;
  • только 13,7% рассматривают кредитные продукты как «удобный финансовый инструмент».

Да — кредитам на гаджеты и ипотеке, нет — на развлечения и свадьбы

«Чаще всего кредиты берут на потребительские нужды: покупку мебели, крупной бытовой техники и обновление гаджетов (45,9%). На втором месте — приобретение жилья: ипотека есть у 11,7% респондентов. Замыкает тройку автокредиты и кредиты на лечение (по 7,3%). 17,1% оформили кредитные карты. Встречаются и экзотические цели: услуги частного детектива, щенки бигля и хаски, издание собственной книги и реставрация антикварных наручных часов», — отмечает Владимир Виноградов, генеральный директор Pro-Vision Communications.

Россияне рассказали, на что никогда не возьмут кредит

Впрочем, есть у россиян и «общественно порицаемые» кредиты. Так, 50,2% соотечественников признаются, что никогда бы не взяли кредит на развлечения, а еще 40% — на свадьбу. Треть респондентов не одобряют займы на подарки, и около четверти — на отдых. Как отмечает один из респондентов, «нет денег на отпуск — значит, в этом году не отдыхаешь».

Россияне рассказали, на что никогда не возьмут кредит

«Комфортные» и «некомфортные» кредиты

По мнению большинства россиян, (45,4%), комфортная сумма выплат по кредиту не должна превышать 10% от ежемесячного дохода. Впрочем, 29,8% допускают увеличение этого показателя до 30%. А по 2% «экстремалов» рассматривают варианты погашения кредита суммами около 50% или даже превышающими 50% регулярного дохода.

И все же кредит, по мнению россиян, — далеко не самый комфортный финансовый инструмент. В сложной финансовой ситуации они скорее предпочтут урезать расходы или занять у родственников и друзей, чем оформить кредитные продукты.

Россияне рассказали, на что никогда не возьмут кредит

МФО, рассрочки и «самозапрет»

«Помимо классических банковских кредитов, россияне используют и другие финансовые инструменты получения средств. Так, 23,4% хотя бы однажды пользовались услугами МФО, а 30,7% оформляли рассрочки или оплачивали покупки в сплит», — добавляет Владимир Виноградов, генеральный директор Pro-Vision Communications. При этом микрозаймы респонденты оценивают скорее отрицательно (67,1% не довольны этим опытом), а рассрочки — положительно (72% указали на позитивный опыт сплитования).

А вот по поводу относительно новых «замозапретов» на «Госуслугах» респонденты высказываются осторожно. Только 18,4% знакомы с процедурой добровольного запрета на кредиты и займы — остальные ответили, что еще не успели изучить нововведение и оценить его не могут. При этом те, кто осведомлен об этой функции, воспринимают ее скорее как средство защиты от мошенников (65,1%), чем инструмент финансового самоконтроля (32,6%).

Методология:

В рамках исследования Pro-Vision Communications были опрошены более 2200 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет в сервисе Яндекс Взгляд и по собственной базе агентства. География опроса — вся Россия. Сроки проведения — с 1 по 17 мая 2025 года. В части вопросов респонденты могли указать несколько вариантов ответа, в части — один.

Источники изображений:

Архив Pro-Vision Communications

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Ведущее маркетинговое агентствоВходит в ТОП-10 коммуникационных агентств России по версии НР2К
Лидер в сфере SMM / PR / SERMЗанимает 1-е место в интегральном рейтинге Digital index 2023
Лауреат отраслевых премийПроекты удостоены престижных наград: Серебряный Лучник, PROBA, InterComm, Премия RUнета,Gold Quill

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Новоданиловская наб., д. 6, к. 1
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия