Кризис середины жизни: как найти новые смыслы и вернуть внутренний огонь
Кризис середины жизни не конец, а новая точка роста. Как предпринимателю выйти из выгорания и вернуть драйв к бизнесу в статье Дмитрия Воловикова

Executive&Business коуч (РСС ICF), консультант по организационному развитию и управлению людьми.
За последние годы я провел десятки консультаций с предпринимателями 35–50 лет. И у многих — одна и та же картина:
- Все вроде нормально, а внутри пустота.
- Бизнес работает, но не радует.
- Деньги есть, но внутри пусто.
- Чувство тотальной усталости как будто давит на плечи.
Это не просто усталость, это кризис середины жизни.
Это тот момент, когда начинаешь задумываться: а куда я вообще иду? Что дальше?
Как понять, что вы в этом кризисе?
- Просыпаться тяжело, приходится заставлять себя подняться с кровати.
- Все чаще возникает вопрос: «Зачем я это делаю?».
- Все, что раньше вдохновляло больше не зажигает.
- Все чаще хочется все бросить и уехать, остаться наедине с собой.
Выгорание — это не про слабость. Это сигнал: «Пора пересобрать жизнь».
Почему случается кризис?
Вы уже многого достигли: есть бизнес, деньги, команда. Все выстроено, и больше не требует ежедневного героизма. А внутри ощущение, что вы все это делали как будто не для себя. Как будто все время жили по принципу «надо», «должен», «нельзя останавливаться». И в какой-то момент внутри встает вопрос — я живу, чтобы работать или работаю, чтобы жить?
Хочется жить с удовольствием, а не только выполнять задачи из вечного списка.
Что делать, чтобы выйти из этого кризиса?
Вот 5 шагов, которые помогли мне прожить подобный кризис и теперь помогают моим клиентам:
1. Остановитесь и ответьте себе честно на вопросы:
- Какой я вижу свою жизнь через 10 лет?
- Ради чего все это?
- Чего я хочу лично для себя?
Ответить надо честно и не для создания красивой картинки, а чтобы стало ясно, куда и как двигаться дальше.
2. Разобраться, что сейчас действительно важно
Что сейчас для вас в приоритете? Больше свободного времени? Семья? Здоровье? Самореализация?
С этого начинается движение. Не с плана, а с ответа: зачем мне вообще двигаться дальше?
3. Нарисуйте десятилетнюю картину жизни
Не только про бизнес, а про жизнь во всех важных сферах жизни при условии, что счастливы вы и все близкие вам люди.
Представьте:
- Где вы живете?
- Кто рядом?
- Чем наполнены ваши дни?
- Что приносит вам радость?
А потом уже под это видение продумайте как надо перестроить бизнес.
4. Найдите пространство для честных и открытых разговоров
В этом поможет коуч, ментор, психолог или просто человек, который вас понимает. Иногда один разговор меняет всю жизнь.
5. Дайте себе право начать жить по новому
Вы уже многое сделали, и можете позволить себе:
- Перестать тянуть весь бизнес на себе, заниматься только стратегическим развитием.
- Вернуться к хобби и занятиям приносящим радость.
Это не слабость, это зрелость. Вы ради этого когда-то запускали свой бизнес.
Кейс из практики
Один из моих клиентов, владелец сети медицинских центров, пришел с запросом: «Хочу открыть еще пять филиалов».
Очень скоро стало ясно, что на самом деле он выжат как лимон и сил на дальнейшее развитие у него нет.
Еще мы накопали, что за желанием масштабироваться скрывалась потребность в признании отцом. Клиент стремился доказать отцу, что он тоже чего-то стоит и достоин уважения.
Мы сменили фокус — передали управление наемному директору, выстроили регулярный менеджмент, вывели клиента из операционки,
Он уехал с семьей в отпуск на месяц впервые за 10 лет. Вернулся с новыми идеями и с новой энергией взялся за развитие бизнеса.
Теперь он снова растет. Но уже по-другому, не из позиции «доказать папе», а из желания давать качественный сервис людям и делать их здоровей.
Кризис среднего возраста — это не конец, это поворот.
Вам не нужно изобретать себя заново. Вам важно найти для себя новые смыслы ответив на вопрос — ради чего бОльшего я работаю и развиваю бизнес?
Как сказал великий психолог Виктор Франкл, который прошел концлагеря — «Тот, кто знает зачем жить, может выдержать почти любое как».
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети