Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Метод STAR: как провести структурированное интервью с сотрудниками

Проведение интервью без системы похоже на рыбалку без удочки. Можно задавать 50 вопросов, и ничего не поймать
Метод STAR: как провести структурированное интервью с сотрудниками
Источник изображения: Shutterstock.com
Николай Рысёв
Николай Рысёв
Директор RECONT, бизнес-тренер

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex

Подробнее про эксперта

Для проведения интерьвью нужен простой и рабочий каркас, который держит разговор в русле фактов, а не впечатлений. Хорошим инструментом проведения интервью является методы STAR и «качество — результата». Читайте про инструменты, которыми можно пользоваться уже сегодня.

Метод STAR: короткая модель проведения интервью с длинным эффектом

STAR расшифровывается как Situation — Target — Action — Result. Суть в том, чтобы получить конкретный пример из прошлого кандидата и пройти его по четырем шагам.

  1. Situation — ситуация
    С какой сложной профессиональной ситуацией вы сталкивались?
  2. Target — цели
    Какие цели вы поставили в этой ситуации?
  3. Action — действия
    Что именно сделали шаг за шагом?
  4. Result — результат
    Чем закончилось, какие цифры и результаты получили?

Дошли до результата, начинайте новый круг по другой ситуации. Два-три круга обычно дают объемную картину.

Примеры вопросов по методу STAR при проведении интервью

  • Расскажите о проекте, который начинался неудачно, а потом выровнялся. Какая была ситуация? Какие цели вы поставили? Что сделали? Что вышло в итоге?
  • Вспомните конфликт с клиентом. Что произошло? Как поставили цель по урегулированию? Какие шаги предприняли? Какие метрики улучшились?

Мини-кейс про метод STAR
Кандидат рассказал про свою ситуацию, следуя вопросам метода STAR.

  • Ситуация — реализация продукта с отставанием в 3 недели.
  • Цель — сократить отставание до 1 недели без урезания функционала.
  • Действия — ежедневные короткие совещания, дробление задач, перенос неключевых параметров в следующий этап, подключение двух разработчиков из соседней команды.
  • Результат — отставание сократили до 5 дней, NPS пилотных клиентов вырос с 38 до 51, возвратов стало меньше на 12 процентов.

Такие ответы продемонстрировали аналитическое мышление, умение расставлять приоритеты и работать с ресурсами.

Подводные камни при проведении интервью методом STAR

  • Размытые формулировки вместо фактов
  • Сказочные победы без цифр
  • Обобщения вроде «мы договорились», где непонятно, что сделал лично кандидат.

Чтобы этого избежать, проверяйте уточнениями: кто решил, как измеряли, какие альтернативы рассматривали.

Модель «качество — результат»: не только что, но и чем закончилось

Техника проста. Сначала просите кандидата назвать сильные сильные стороны. Вы в этот момент слушаете и поощряете к дальнейшему рассказу. Когда человек разогрелся, переходите к двум уточнениям:

  1. Где эти качества проявилось в работе? Что произошло: конкретная сцена, роли, участники?
  2. К каким результатам способствовали данные качества? Какой результат это дало: метрики, сроки, деньги, качество?

Пример метода «качество — результат»

Кандидат: «Я проактивный».

Уточнение 1: «Где это проявилось?»

Уточнение 2: «К чему это привело?»

Стили проведения интервью собеседования: какой выбрать и зачем

Есть три базовых стиля проведения интервью

  • Мягкий, конструктивный — проявляется уважение, партнерский тон и демонстрируются четкие рамки — создается хорошее впечатление о работодателе.
  • Нейтральный — корректно, но сухо, без вовлечения — впечатление нейтральное.
  • Жесткий, провокационный — больше стресса и давления во время проведения интервью — больше риска испортить бренд работодателя.

Результаты с точки зрения оценки навыков кандидат, по моему мнению, при проведении разными стилями часто будут схожи, но влияние на имидж компании различается. Я сторонник конструктивного стиля, потому что он помогает раскрыть человека и не портит репутацию. Нейтральность порождает равнодушие, а жесткость уместна только там, где работа действительно стрессовая и жесткое интервью корректно смоделировано.

Когда допустима провокация при проведении интервью

  • Роль предполагает высокую долю стресса и конфликтов.
  • Вы заранее проговорили формат и цель стрессового блока и предупредили кандидата.
  • Провокация проверяет рабочий навык, а не самолюбие работодателя.

Если этого нет, провокация превращается в упражнение по самолюбованию интервьюера.

Про «Если вы такой умный, почему не богатый?»

Пожалуйста, забудьте этот вопрос. Корреляция интеллекта и богатства статистически неочевидна, а впечатление этот вопрос оставляет сомнительное. Лучше спросите на интервью: «Как вы монетизировали свою экспертизу в прошлом году и что изменили бы сейчас?»

Рекомендованный сценарий проведения интервью на 30 минут

  • 2 минуты — разогрев, контекст роли, критерии успеха
  • 10 минут — два круга STAR по ключевым зонам роли
  • 10 минут — «качество — результат», подтверждение сильных сторон фактами
  • 3 минуты — проверка ожиданий по компенсации, формату, срокам
  • 5 минут — вопросы кандидата и договоренности о следующих шагах

Итог

STAR дает структуру, «качество — результат» связывает слова с фактами, конструктивный стиль сохраняет вам репутацию и открывает кандидата. Добавьте короткую практическую проверку и вы увидите не только, что человек говорит, но и как он действует. Именно это и отличает сильное интервью от списка случайных вопросов.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
7 октября 2019
Регион
г. Санкт-Петербург
ОГРНИП
319784700322081
ИНН
781075366117
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия