РБК Компании

На форуме «Техпред» обсудили поиск гипотез для стартапов

Одна из сессий Всероссийского форума технологического предпринимательства была посвящена поиску идей для студенческих стартапов
На форуме «Техпред» обсудили поиск гипотез для стартапов
Источник изображения: Пресс-центр ПУТП

Операторы и участники федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» активно взаимодействуют с бизнесом, вузами и госструктурами в рамках поиска идей для стартапов. Университетские стартап-студии готовы исследовать и развивать гипотезы — и по мере масштабирования стартап-движения в стране потребность в новых идеях будет только расти. Где и как находить работающие гипотезы обсудили эксперты и чиновники на кейс-сессии «Когда поисковик не помог: где брать гипотезы для запуска университетских стартапов» в рамках форума «Техпред 2024».

«Работая в рамках федпроекта, мы сталкиваемся с тем, что у нас генерируется значимое количество стартап-проектов», — отметил директор департамента инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ Максим Чепезубов, добавив, что этот процесс во многом зависит от появления жизнеспособных гипотез. «Стартап-студия — это инвестиционный инструмент, который хочет и готов потреблять гипотезы», — подчеркивает он. 

Директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России Ольга Серебрянникова напомнила, что сейчас в стране действует программа «Стартап как диплом» — в ней участвуют 170 университетов, а диплом в формате стартапа защитили уже свыше 3 тыс.студентов. 

«Есть сейчас запрос на формирование кросс-функциональных команд из ребят, которые могут коллаборировать и в рамках образовательного процесса отрабатывать свои гипотезы, — продолжила она. — В образовании мы должны показать, откуда вообще гипотезы появляются изначально. Нужно формировать умение «видеть» и «делать». Это можно сделать через развитие внеучебных практик — тренинги предпринимательских компетенций, акселерационные программы». 

Директор Центра трансфера технологий и коммерциализации Новосибирского госуниверситета Александр Квашнин подчеркивает: «Технологический предприниматель должен найти конкретное применение результатов фундаментальных исследований». 

По его словам, существуют разные каналы донесения проектов до студентов, например, акселераторы, курсы Scientific Agile, участие в конкурсах и др. 

«Есть примеры, когда стартапы выигрывают грантовое финансирование, университет заключает с ними лицензионное соглашение на использование технологии. Например, у нас есть проект разработки технологии и модификации буроугольного сорбента», — рассказал он. 

Директор проектного офиса Стартап-студии МГУ им. Огарева Антон Кузенков отметил, что одним из источников появления гипотез становится фестиваль «Технокод». Причем он проводится как в общероссийском масштабе, так теперь  действует и на региональном уровне — в сентябре для студентов Ульяновской области и Республики Мордовия проходил Межрегиональный фестиваль «Техкод 13», кейсы для которого предоставили семь региональных предприятий.

«Я считаю, что фестиваль технологического предпринимательства «ТЕХНОКОД» — это уникальный инструмент, который дает стартап-студиям идеальную модель по запуску стартапов, где у проектов уже есть готовые гипотезы и готовый заказчик», — подчеркивает Антон Кузенков

«Идейные заначки — это проектное обучение и практикоориентированные проекты (работа по ТЗ индустриальных партнеров), есть маркетплейсы гипотез, есть аналитика (трендвотчинг, анализ сделок, анализ грантов), лаборатории и партнеры», — перечислил свои источники идей директор томского бизнес-инкубатора «Дружба» Глеб Садыков. «На первом месте — студенты. Мы делаем ставку на работу с командами. Надо искать инициативных ребят», — подчеркивает он. 

«У нас 26 проектов запущены стартап-студией самостоятельно по внутренним гипотезам на базе проблем рынка, а 4 стартапа — по внешним гипотезам из экосистемы Платформы», — перечисляет генеральный директор ООО «Стартап-студия университетов Томска» Ирина Халецкая. В настоящее время внутри Платформы работает маркетплейс гипотез, где собраны как задачи с фестиваля «Технокод», так и потенциально интересные зарубежные и отечественные кейсы, отобранные профильными аналитиками.

По словам Халецкой, на примере Томской стартап-студии воронка гипотез из экосистемы Платформы работает примерно так: 400 гипотез просмотрено, 49 — взято на рассмотрение, 41 — отказ до инвестиционного комитета (ИК) или совета директоров (СД), 4 — отказ после ИК или СД, на 4 — получены инвестиции.

Важным источником гипотез становится бизнес, конкретные компании-заказчики, привлекать которых удается в том числе за счет развития технологических доменов, как внутри одной студии, так и в формате сотрудничества разных площадок внутри Платформы. «Чем больше вы общаетесь в технологических доменах с корпорациями и бизнесом — тем больше они начинают отгружать», — подчеркивает она. 

«Те инструменты, которые сейчас есть в университетах, вкупе с инструментами Платформы университетского технологического предпринимательства позволяют нам повысить конверсию идей в технологические стартапы, при этом решая не только задачи федерального проекта, но и локальные задачи, которые есть в университетах», — подытожил Максим Чепезубов

Всероссийский форум технологического предпринимательства — ежегодное мероприятие федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», реализуемого Министерством науки и высшего образования РФ. В этом году форум проходил 11-12 ноября в московском инновационном кластере «Ломоносов». 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
22 октября 2010
Уставной капитал
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Академический, пр-кт 60-летия Октября, д. 10а
ОГРН
1107799030118
ИНН
7728116275
КПП
772801001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия