Как внедрить CRM-систему и не разочароваться
Денис Козицкий, директор по развитию продуктов Сбер Бизнес Софт, о том, чего предприниматели ожидают от CRM, как выбирают систему и что поможет избежать ошибок

Эксперт по разработке ИТ-продуктов, созданию аналитических платформ и сервисов, хранилищ данных. Специализация: цифровая трансформация, импортозамещение, аналитика больших данных.
Каких результатов бизнес ждет от внедрения CRM
Компании задумываются о внедрении CRM-системы, когда достигают определенной степени зрелости: растет штат, расширяется клиентская база, появляются новые каналы продаж и долгосрочные проекты. Управлять организацией становится тяжелее.
Эффективная работа с задачами, единая база контактов клиентов, все коммуникации на одной платформе, удобное управление проектами — то, чего ожидает бизнес, внедряя CRM. Важно, чтобы все это обеспечила одна система, а не ворох разрозненных ИТ-решений.

Критерии выбора CRM-системы
Одним из важных критериев остается стоимость CRM-решения — малый и средний бизнес ограничен в ресурсах. При этом часть предпринимателей готовы вложить больше на этапе внедрения решения, но потом платить меньше за лицензии, а другие — наоборот.
Еще один важный фактор — удобство и скорость внедрения системы. Многие руководители опасаются, что процесс затянется, и это приведет финансовым потерям. Поэтому они зачастую склонны доверить настройку CRM-системы профессионалам.
Но главный критерий — CRM должна подходить под задачи и процессы компании. Это не всегда означает выбор в пользу решения с большим набором функций. Гораздо важнее, чтобы система легко адаптировалась к нуждам бизнеса.
Например, SberCRM позволяет гибко управлять всеми этапами деятельности компании — от продаж до кадрового учета — и предоставляет мощные инструменты для настройки индивидуальной аналитики.

Почему внедрение не удается
Руководители компаний не всегда довольны результатами внедрения CRM-системы. Некоторые наши клиенты сталкивались с проблемами предыдущих решений: сложность интерфейса, избыток ненужных функций или частые сбои.
Почему так происходит? Возможно, дело в том, как устроен процесс выбора CRM-системы во многих компаниях.
Управленцы формируют требования к системе, начинают изучать рынок и уже на старте выбирают двух-трех фаворитов. Обычно это известные бренды или рекомендации знакомых. Другие решения сразу отсекаются просто потому, что они не на слуху.
Как выбирать CRM, чтобы не пришлось менять вендора
Не ориентируйтесь только на бренд
Предприниматели часто выбирают известные бренды с долгой историей на рынке и предпочитают ИТ-вендоров с узкой специализацией на CRM-системах. В то же время молодая компания или часть экосистемы сервисов может стать более подходящим решением для бизнеса. Они имеют доступ к экспертизе и технологиям материнской компании, что позволяет быстрее развивать продукт и повышать качество обслуживания.
Углубляйте исследование на начальном этапе
Часть бизнесменов выбирают CRM-решение по совету знакомых, другие — выбирают любимчиков после неглубокого исследования рынка. Можно попробовать другую тактику — глубже погрузиться в изучение предложений и функционала систем. Например, вычеркивать какие-то решения только после разговора с представителем вендора или проведения демо.
Конечно, это потребует больше времени и усилий. Но разве не лучше потратить лишние несколько недель на детальное изучение предложений, чем несколько месяцев — на внедрение решения, которое не оправдает ожиданий?
Выбирайте гибкость, а не широкий функционал
Желание выбрать CRM со множеством функций понятно — система должна максимально отвечать задачам бизнеса. Но широкий функционал зачастую означает сложный интерфейс. Гораздо лучше, когда систему можно достраивать под уникальные потребности бизнеса.
Решение — выбрать модульную CRM, такую как SberCRM. Пользователь может по своему усмотрению изменять функционал системы, добавляя готовые модули. Например, модуль для работы с тендерами или отраслевой модуль для управления продажами в недвижимости. Это даст возможность управлять бизнес-процессами любого типа и уровня сложности.
Изучайте отзывы, не бойтесь говорить с другими клиентами
К отзывам на сайте вендора относятся скептически. Многие предприниматели доверяют только сарафанному радио или рекомендациям коллег по отрасли. Но даже в одной сфере компании работают по-разному, а значит, и решение нужно другое.
Не бойтесь изучать отзывы на CRM-систему или кейсы, не стесняйтесь запрашивать демо у вендоров. Лучше обсудить детали и получить больше информации для принятия верного решения.
Ищите провайдера, который предлагает разные способы внедрения
Доверить настройку CRM-системы специалистам — хорошая идея. При этом стоит выбрать вендора, который предлагает разные способы поддержки проекта. Например, внедрять SberCRM могут технологические партнеры или собственная команда интеграторов.
Интеграторы помогают выявить реальные потребности бизнеса, оцифровать или перестроить процессы. Часто собственная команда понимает специфику продукта глубже, чем внешние консультанты, и способна влиять на дальнейшее развитие системы, передавая пожелания клиентов разработчикам.
Обратите внимание на возможности интеграции
Использование сразу нескольких CRM — чаще всего вынужденная мера. Это значит, что не удалось найти решение, которое устроило бы все подразделения компании. Если вы попали в похожую ситуацию, можно посмотреть в сторону решения с множеством интеграций или открытым API (application programming interface — программный интерфейс приложений).
Например, у SberCRM есть целый маркетплейс преднастроенных интеграций. Они позволяют быстро и без особых усилий расширять функциональность системы. Благодаря открытому API платформу можно «подружить» почти с любыми ИТ-решениям и органично встроить в инфраструктуру компании.
Источники изображений:
Архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети



