Top.Mail.Ru
РБК Компании
До 23.11 ваши публикации на РБК, эксклюзивы и аналитика со скидкой до 70%
Получить скидку
До 23.11 ваши публикации на РБК,
эксклюзивы и аналитика
со скидкой до 70%
Получить скидку
Главная SellWell 9 октября 2025

Алексей Назаров рассказал, как организовать деловые игры в онлайне

Основатель, управляющий партнер тренинговой компании SellWell Алексей Назаров о видах деловых онлайн-игр и авторском опыте их создания
Алексей Назаров рассказал, как организовать деловые игры в онлайне
Источник изображения: Нейросеть Sora
Алексей Назаров
Алексей Назаров
Основатель, управляющий партнер ведущей российской тренингово-консалтинговой компании SellWell

Бизнес-тренер, эксперт по переговорам и командной эффективности, 20+ лет опыта (CIPD, Harvard)

Подробнее про эксперта

Хочу отметить, что формат деловых онлайн-игр возник довольно давно и сейчас очень хорошо развит. Таких игр огромное количество, на любой вкус: например, b2c-разработчики уже давно создали игры, тренирующие деловые навыки и уже ставшие классикой — «Капитализм», «Цивилизация». Даже в том же Minecraft игроку приходится торговать, совершать сделки. Но это все-таки уровень «игрушек». 

Если же говорить о настоящих деловых играх, то я хотел бы рассказать о своей любимой. Это цифровой переговорный турнир, или, как иногда говорят, переговорный поединок. Сейчас, с внедрением ИИ, эти игры, разработанные для организаций, поднялись на новый уровень. 

Я не только много раз участвовал в них, но и создал свою собственную авторскую программу. Рассказываю, опираясь на свой опыт. 

Какие задачи решают эти игры

Задача переговорного турнира — отточить навыки решения вопросов. Причем это касается как внешних контрагентов (купля-продажа), так и внутренней коммуникации с коллегами в кросс-функционале. И зачастую, кстати, как раз внутренние разговоры оказываются самыми сложными: ведь еще Дарвин утверждал, что самая жесткая конкуренция — там, где единая кормовая база, то есть внутри вида. 

Поэтому переговорный турнир будет полезен каждому, кто хочет развиваться и достигать своих целей.  

Механики: как организовать игру

С точки зрения механик переговорные турниры бывают на win-win и на win-lose, «выиграл-выиграл» и «выиграл-проиграл» соответственно. 

Например, когда игроки ведут переговоры, а затем судьи определяют, кто победил и проходит дальше — это чистая игра на win-lose (выросшая из управленческих поединков Тарасова). Мне это не очень близко: если один победил другого, сколько они заработали вместе? Нисколько. И в таком случае — кому нужны такие сотрудники?  

Поэтому я считаю, что в переговорах нужны оба навыка, и win win, и win lose, и поэтому турнир — оптимальный вариант. Сначала идет групповой этап, затем стадия на выбывание, плей-офф. 

В групповом этапе четыре участника играют друг с другом, и дальше проходят двое, набравшие наибольшее количество баллов выгоды. Это те, кто умеет создавать выгоду. Затем, на этапе плей-офф, из этих участников отбираются те, кто более уверенно «клэймит», то есть заявляет свои интересы, требует выгоду и умеет взять себе более «жирный кусок». В итоге победителем становится универсальный переговорщик, способный и создавать выгоду, и брать ее себе. 

Победитель определяется строго по баллам. Для этого используется механика: есть условия, о которых договариваются участники: цена, сроки, гарантия и так далее. Каждому условию присвоен вес, а также задан диапазон, в котором можно договариваться. Когда достигается итоговое соглашение, выгода рассчитывается математическим способом. Кто получил больше выгоды, тот и признается лучшим переговорщиком и проходит дальше. Как в футболе: команда, которая забила больше голов, чем пропустила, считается сильнейшей и выходит в следующий этап турнира.

Игры с ИИ

Большие языковые модели становятся настоящим геймренджером игровой индустрии: с ними можно играть, они будут общаться, задавать вопросы, давать обратную связь и сопровождать в процессе обучения.

LLM может транскрибировать разговор в текст, затем анализировать ваше выступление по ключевым навыкам, оценивать и, что более важно, давать конкретные рекомендации: предлагает переформулировать фразы, указывает на слабые места, объясняет, как лучше сказать.

Языковая модель способна отвечать на сложные вопросы, пояснять темы, приводить примеры, вести диалог. Ее можно настроить как оппонента — продавца, покупателя, коллегу из другой команды. То есть вы тренируетесь в реалистической ситуации, а затем запрашиваете обратную связь и получаете подробный разбор. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия