РБК Компании

Ответственность перевозчиков грузов за сообщение недостоверных сведений

Эксперт Оксана Курочкина рассказывает как избежать наказания за ошибки перевозчика и какие сведения считаются недостоверными
Ответственность перевозчиков грузов за сообщение недостоверных сведений
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Fusionbrain
Оксана Курочкина
Оксана Курочкина
Управляющий партнер

Почетный адвокат МО, ментор бизнеса, член Общественного совета при Роспатенте, эксперт АСИ ТПП РФ, Преподаватель ГУУ, РЭУ им. Плеханова, МГИМО

Подробнее про эксперта

Сообщение недостоверных сведений о грузе влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Для должностных лиц штраф от 5 000 до 10 000 тысяч рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, возможно еще и с конфискацией товаров.

О каких неверных сведениях идет речь?

  • количество грузовых мест
  • маркировка
  • наименование товаров
  • вес брутто 
  • объем товаров при прибытии/убытии на таможенную территорию ТС 
    и пр.

Здесь очень легко стать жертвой действий перевозчика, если его привлекают к ответственности. Или же банальной непреднамеренной ошибки в описании товара.

Как обстоят дела с конфискацией? 

Если таможенный орган посчитает, что достаточно ограничиться штрафом, то дело рассмотрит самостоятельно. Когда речь заходит о конфискации товара, дело обязательно направляется в суд. Рекомендуем не ждать, какое решение примет таможня, а сразу просить конфискацию не применять — писать писать письма, ходатайства. 

Второй момент: вы можете такое же письмо, ходатайство  — получить. От перевозчика либо грузоотправителя, т.е. от вашего контрагента. И это тоже стоит приобщить к материалам дела.

Третий момент. Безусловно, если при проведении досмотра найдут признаки контрабанды, конфискация скорее всего будет.

Во всех остальных случаях санкция не должна повлечь за собой негативных последствий для собственника товара, не должна быть избыточной. Конфискация возможна, когда есть признаки контрабанды. В других случаях конфискация применяться не должна.

Бывают случаи, когда конфискация — это выход. Рассказываем историю. Правда, не по 16.1 часть 3, а по статье 16.2 часть 1. Компания ввезла детскую одежду — платья для утренников, карнавальные костюмы. Когда проводился таможенный досмотр, все это распаковали, вскрыли. А потом обратно это все толком, конечно, сложить правильно невозможно. Эти вещи — хрупкие, по сути, одноразовые. Поэтому смысла в том, чтобы платить штраф и получать этот товар, который уже полностью негоден для продажи, нет. В таком случае компания написала ходатайство о том, чтобы назначили наказание в виде конфискации без штрафа. И дело передали в суд, который решил, что действительно надо ограничиться только конфискацией.

Выше мы сделали обзор статьи 16.1 КоАП, часть 3, сообщение недостоверных сведений. Теперь посмотрим судебную практику по этой статье.
Начнем с постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18, где говорится: для того, чтобы привлечь лицо к административной ответственности по статье 16.1 часть 3 КоАП, обязательно надо установить вину и дать ей оценку. И здесь Верховный Суд обращает внимание: в чем заключается вина? В сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товаре. Но здесь надо определить, какой международный договор в области перевозок был нарушен. По логике закона, международные договоры как бы обеспечивают возможность участнику ВЭД соблюсти закон. Еще суд говорит, что необходимо оценить: какие меры были приняты перевозчиком, чтобы закон соблюсти.

Согласно пункту 1 статьи 8 КДПГ, при принятии груза перевозчик обязан проверить:

  1. точность записей, сделанных в накладной относительно числа
    грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
  2. внешнее состояние груза
    и его упаковки.

Если перевозчик не может проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает (пункт 2 статьи 8 КДПГ).

Пунктом 3 статьи 8 КДПГ право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, предоставлено отправителю. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест.
Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с такой проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную. Таким образом, вес товара не отнесен к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности перевозчика.

Пунктом 2 ст. 11 КДПГ установлено, что проверка правильности и полноты документов не лежит на обязанности перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.

По внутреннему законодательству РФ предусмотрено, что перевозчик, если он принял груз с дефектом, должен сделать об этом отметку. Если же он этого не сделал, то считается, что он принял груз, со всеми вытекающими рисками. А в международном законодательстве немного по-другому: считается, если отметка специально не сделана, это не значит, что перевозчик принимает все риски. 

По факту получается, что определение веса товара не отнесено к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности перевозчика. Не сказать, что часто, но регулярно суды в спорах по статье 16.1 часть 3 КоАП становятся на сторону перевозчика.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.11.2019
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Зюзино, б-р Черноморский, д. 17, к. 1, помещ. 4/2/5
ОГРН 1197746674806
ИНН / КПП 7727433144 772701001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, БЦ «Барклай Плаза»
Телефон +74993727872

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия