РБК Компании

Как BI-вендор «Форсайт» создает аналитические инструменты для бизнеса

В интервью телеканалу «ПРО БИЗНЕС» генеральный директор «Форсайт» Владимир Комов рассказывает, как бизнес решает свои задачи с помощью BI-продуктов компании
Как BI-вендор «Форсайт» создает аналитические инструменты для бизнеса
Владимир Комов
Владимир Комов
Генеральный директор

Владимир Комов возглавляет компанию «Форсайт» с 2016 года.

Подробнее про эксперта

Владимир, «форсайт» означает взгляд в будущее. В какую область будущего смотрите вы и ваша компания, и, главное, что вы там видите? 

Название компании действительно совпадает с общепринятой методологией стратегического планирования. Суть этой методологии в том, чтобы не только поставить цели в будущем, но и сформировать некий план достижения этих целей. Похожую идеологию и развивает компания Форсайт. Мы поставили себе цель стать лидером российского рынка по продуктам бизнес-аналитики и планомерно к ней движемся. У нас есть долгосрочный план развития наших продуктов с учетом тех вызовов, которые есть на текущий момент.

Какие ваши основные решения и продукты?

Основу портфеля составляют два платформенных решения: это наш флагманский продукт «Форсайт. Аналитическая платформа» и платформа для создания мобильных приложений. Также на базе аналитической платформы компания создала набор прикладных продуктов для решения конкретных бизнес-задач — таких как бюджетирование, управление портфелем инвестпроектов, формирование сводной консолидированной отчетности, задачи по организации кредитного конвейера в банках.

Расскажите подробнее про «Аналитическую платформу». В чем суть этого решения, что в нем зашито, и для чего оно нужно?

«Форсайт. Аналитическая платформа» — это большой набор инструментов. Он не зря называется платформой, поскольку позволяет решить фактически любую прикладную задачу в области аналитики, начиная от формирования простейшей отчетности до решения и автоматизации сложных бизнес-процессов в области планирования, сбора данных, работы с этими данными, построения аналитических моделей, построения прогнозных моделей, решения оптимизационных задач. Продукт устроен классическим образом: есть слой интеграции с исходными системами, ETL для извлечения, обработки и загрузки данных, средства для работы с данными и администрирования. Это похоже на набор Lego — только для построения бизнес-приложений. Таких как формы ввода, поддержка бизнес-процессов, поддержка построения моделей и движок для выполнения расчетов. Все это в совокупности в тех или иных комбинациях позволяет решить любую задачу по работе с данными, построению моделей и автоматизации плановых и аналитических бизнес-процессов компании.

Всегда очень интересно заглянуть в цифровую изнанку таких решений — это ваша разработка? 

Это полностью наша разработка. Более того, здесь уместно сделать экскурс в историю создания компании «Форсайт». Компания развивает технологии, которые до нас в течение 20 лет развивала пермская компания «Прогноз» — она создала решение «Аналитическая платформа Прогноз». Это одна из немногих российских платформ и продуктов, которые попали в квадрант Гартнера. Причем сразу в двух номинациях — как общая аналитика и как продвинутая аналитика. Квадрант Гартнера — это технология, придуманная аналитической компанией «Gartner» для анализа информационных продуктов в зависимости от набора функционала и тренда, которые продукт демонстрирует. Например, является ли он визионерским в этой области, или он занимает какую-то устойчивую позицию. Исходя из того, в какой части квадранта находится продукт, можно определить его положение на рынке и потенциал его использования. Потом мы уже развивали и модернизировали продукт Прогноза с использованием новых подходов и новых трендов на рынке. Важно отметить, что мы полностью контролируем код продукта и все разработки внутри компании. Это сильно отличает нас от наших коллег конкурентов на рынке. У нас полностью свои разработки, что позволяет гарантировать безопасность продуктов.

То, что вы представляете, это замена каким-то импортным продуктам или это российское ноу-хау, инициатива по импортозамещению?

Наши продукты предлагают возможности, которых нет у ведущих западных решений — в частности, мощный аппарат прогнозирования. Так как платформу разрабатывали математики, в ней зашит очень большой потенциал с точки зрения создания прогнозных и оптимизационных моделей. С другой стороны, у нас есть стандартный функционал, который был у ведущих западных платформ, таких как SAP, Oracle, IBM. Наша платформа ничем не уступает этим вендорам, и мы предлагаем эквивалентную замену нашим заказчикам. 

А как практически эти разработки математиков могут помочь реальному бизнесу?

Математики стояли у истоков. С тех пор в развитии продукта поучаствовали и специалисты по бизнес-процессам, и специалисты в конкретных областях. Мы постарались дополнить нашу платформу теми недостающими элементами, которые не предусмотрели математики, для того, чтобы решать конкретные прикладные бизнес-задачи. В частности, задачи, связанные с построением хранилищ данных, корпоративной отчетностью, с обработкой и анализом больших объемов данных. Решения, связанные с построением систем бюджетирования и планирования в компаниях. Наше решение помогает бизнесу и государственным структурам эти задачи решать.

Есть примеры, когда к вам приходит компания с конкретной проблемой, которую нужно решить, и вы как раз предлагаете свои ресурсы? 

Такие примеры есть. Все мы живем в новой реальности — задача импортозамещения встала в полный рост, хотя о ней начали говорить достаточно давно, более восьми лет назад. Тогда вопрос еще не стоял так остро, но признаки того, что нужно переходить на российские решения, уже были. В последнее время правительство сделало большой шаг навстречу IT индустрии. Были определены конкретные цели и в методологии Форсайт, разработана дорожная карта. Одна крупная энергетическая компания попросила нас в достаточно короткий срок помочь в осуществлении перехода с решения западного вендора на российский продукт, и мы эту задачу решили за 9 месяцев. Пользователи даже не заметили, с точки зрения функционала и быстродействия, что они уже работают с российским продуктом. По многим параметрам мы даже улучшили те показатели, которые были до этого.

С компаниями какого масштаба вы работаете? Кто чаще всего обращается к вам?

Наш целевой сегмент — это крупнейшие российские компании, так называемый корпоративный сектор. Также это государственные структуры — министерства, ведомства, которые сейчас тоже находятся в процессе активной цифровизации. Наше решение — для крупных компаний и масштабных задач. И важно подчеркнуть, что, поскольку у нас платформенной набор инструментов, компания при выборе нашего продукта получает возможность решать различные задачи на одной платформе. Это позволяет сконцентрироваться на создании практики и создании центра компетенции по конкретному продукту. Не нужно создавать пять разных центров компетенции по разным решениям и разным вендорам, у заказчиков есть весь инструментарий в руках — это полностью законченное решение. И когда внедрено одно решение, можно развивать и другие. 

Давайте обсудим мобильное решение. Что это такое и для чего, что вы предлагаете полезного для ваших заказчиков?

Здесь важно отметить, что у нас именно мобильная платформа. Суть этого решения в том, что это так называемая middleware — прослойка между backend системами и непосредственно мобильным приложением. Много мобильных приложений создается и без этой прослойки, и мы в свое время тоже имели опыт создания таких решений. Но по нашему опыту 80% трудозатрат идут как раз на то, чтобы обеспечить интеграцию с источниками данных и обеспечить безопасность работы мобильного приложения, обеспечить поддержку дельты и оффлайн работы. Это гораздо эффективнее и легче делать с использованием мобильной платформы. Продукт позволяет заказчикам и нашим партнерам в рамках разработки конкретных мобильных приложений снизить трудозатраты и получить более надежное и безопасное решение. 

В каких областях бизнеса применяются мобильные решения? Кому вы помогаете?

Это кросс-индустриальная платформа — или даже больше технологическая платформа. Любой бизнес может это использовать, если у них есть задача создания мобильных сценариев. На базе платформы уже созданы конкретные мобильные решения, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, различные сценарии, связанные с безопасностью — так называемая охота на риски. Также сценарии, связанные с управлением финансами — когда финансовый директор либо финансовый менеджер имеют возможность согласовывать на мобильном устройстве те или иные платежи, документы. Есть поддержка сценариев мобильного документооборота с использованием усиленной цифровой подписи, когда менеджеры, которые сильно перегружены, имеют возможность на мобильных устройствах просматривать и согласовывать документы. Это повышает эффективность работы, скорость прохождения документооборота в компаниях и в целом качество принятия тех или иных решений. Например, в сценариях, которые используются для мобильного ремонта и обслуживания оборудования, непосредственно инженер может сразу сфотографировать какой-то узел или агрегат, запланировать его ремонт в ERP системе, и там будут зарезервированы необходимые запчасти для этого ремонта. Мобильные приложения — это продолжение бизнес-процессов компании, повышение их эффективности.

Опять же не могу не спросить про какой-то реальный кейс. Как мобильное приложение вашей разработки сработало для бизнеса в каком-то конкретном случае?

У нас есть крупный заказчик в ритейле, для которого мобильные приложения, созданные на нашей платформе, стали критичными для бизнеса. Когда работа платформы остановилась как раз перед Новым годом буквально на полчаса, что критично для ритейлеров, это вызвало остановку множества бизнес-процессов. Приехала машина с товаром, не смогли обслужить ее и принять товар на склад, потому что не работали мобильные устройства. Конечно, достаточно быстро критическая ситуация была разрешена — простой занял не больше 20 минут. Это иллюстрирует, что мобильные приложения становятся непосредственной частью бизнес-процессов вроде приемки товара или поиска товара на складах. С другой стороны, это налагает на нас как на производителя повышенные требования к надежности работы системы, к уровню поддержки сервиса. И вот в данном конкретном кейсе вся сеть фактически работает на нашей платформе — там используется более 4500 мобильных устройств для различных бизнес-операций. 

Есть ли у клиентов тренд разрабатывать подобные решения внутри себя? Приходится ли вам конкурировать с внутренними корпоративными разработками? 

Такая тенденция есть. Крупные компании, прежде всего из банковского сектора, создают свои собственные разработки, потому что считают, что внешний вендор не может до конца понять потребности такой крупной организации. Наше решение гибко интегрируется и позволяет создавать симбиоз с внутренними разработками. Мы предоставляем уже стандартный инструментарий, у нас разработана система поддержки и обеспечения стабильности работы предлагаемого решения.  На мой взгляд, здесь важно искать симбиоз каких-то совместных разработок с этими крупнейшими отраслевыми игроками. Это дает импульс для развития наших продуктов и одновременно решает амбициозные задачи заказчиков, обеспечивает качество, к которому они привыкли. В такой совместной работе могут получиться решения, которые в будущем мы сможем продвигать уже на международном рынке, в те дружественные страны, которые готовы рассматривать наше решения. Да и в недружественные тоже, если будет достойный функционал и возможность снизить конкретные TCO наших решений по сравнению с конкурентами.

Владимир, совершенно очевидно, что для создания сложных продуктов и услуг нужна сильная команда и вдохновляющий лидер. Как это устроено в IT индустрии сейчас? Как собрать команду, как ей управлять и как делать такие продукты, которые, по вашим прогнозам, могут стать востребованы в дружественных и тем более в недружественных странах?

Готовых рецептов, конечно, нет. Есть понимание важности роли лидера и его видения на развитие компании. Мне близки примеры Apple, которые сподвигли компанию на создание их красивых устройств — в частности, ноутбуков. Есть такая легенда, что Стив Джобс как-то пришел к инженерам с глянцевым журналом, положил его на стол и сказал, ноутбуки должны быть не больше этого журнала, придумайте решение. С одной стороны, он вывел из зоны комфорта свою команду. С другой стороны, он поставил амбициозную цель. И другой пример, который тоже отражает нашу философию — предприниматель Илон Маск. Когда он запускал завод по сборке автомобилей Tesla в Калифорнии, и они долго не могли настроить процессы, собрать правильно станки, он вместе со своей командой проводил по 20 часов в офисе и непосредственно участвовал в решении стратегической для компании задачи запуска производства. Аналогичных методов вовлеченности придерживается и наша команда. Я лично каждые 2 недели провожу встречи с командами разработчиков наших продуктов, там мы обсуждаем и текущие проблемы, и наши стратегические цели. Конечно, я привожу в виде примеров те лидирующие технологии, которые были у западных вендоров и которые нам нужно в кратчайшие сроки повторить или даже сделать лучше. Например, провести расчеты в оперативной памяти, чтобы сделать производительность продуктов максимально большой и эффективной. Мы ставим цели в нашем журнале и планомерно в этом направлении работаем. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Лидер BI-круга Громова 2023Лидер исследования «BI-круг Громова 2023» — обзора российских BI-решений.
Платформа года 2023«Форсайт. Мобильная платформа» — платформа года на форуме Лучшее для России. Развитие регионов 2023
Лидер конкурса «ПРОФ-IT.2023»Система управления региональными проектами Липецкой области — лидер конкурса «ПРОФ-IT.2023»
Лидер по объему продаж лицензий«Форсайт» — лидер по продажам собственного ПО в обзоре TAdviser «BI-системы в России»

Профиль

Дата регистрации03.12.2010
Уставной капитал1 266 010 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Поселение Сосенское, км Калужское Шоссе 24-Й (П Сосенское), д. 1 стр. 1, этаж 6, помещ. XIII Часть Комнаты 23 Условный Номер 617/1
ОГРН 1107746991296
ИНН / КПП 7715841300 775101001
Среднесписочная численность181 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Октябрьская, д. 72 Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, д. 17 Россия, г. Пермь, ул. Стахановская, д. 54

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия