Маркетологи против алгоритмов: как не остаться без работы к 2030-му году
Клиенты будущего — нейросети, продукты — эмоции. Готовы к маркетингу, где машины оценят идеи лучше людей? Тренды с Дмитрием Сологубовым, HD ЭЛЕКТРИК РУС

Специализация: рыночная аналитика, автоматизация процессов. Успешный опыт вывода на рынок новых продуктов, менеджмента брендов. Профессиональные увлечения: упорядочивание хаоса.
Будущее ближе, чем кажется
Представьте: 2030 год. Вы запускаете рекламную кампанию — но на ваши предложения откликаются не люди. Ответы приходят от их цифровых аватаров — ИИ-помощников, фильтрующих информацию, предложения и даже эмоции. Маркетолог больше не работает напрямую с человеком. Его собеседник — алгоритм, а его задача — не просто продать товар, а поселить идею в сознании, усиленном машинным интеллектом.
Сможете ли вы продать не продукт, а эмоцию? Не выгоду, а внутреннюю мотивацию и смысл?
Что такое Future of Jobs Report и почему его прогнозы не следует игнорировать?
Чтобы понимать, как трансформируется маркетинг, важно опираться не на фантазии, а на достоверные прогнозы. Один из самых авторитетных источников по вопросам трансформации профессий и навыков The Future of Jobs Report (Будущее рабочих мест) — глобальное исследование, подготовленное Всемирным экономическим форумом (WEF). Доклад анализирует влияние демографии, технологий, макроэкономических трендов, автоматизации и ИИ на рынок труда в ближайшие пять лет. В общей сложности в исследовании приняли участие более 1000 компаний, объединяющих 14 миллионов работников из 22 отраслевых кластеров и 55 экономик со всего мира.
Выводы в этой публикации сформированы на основе анализа Future of Jobs Report 2025, опубликованного 7 января 2025 года.
Маркетинг в 2030 году: доверие между человеком и машиной
Современные технологии — не просто тренд. Это сейсмический сдвиг в основе профессии маркетолога:
- 86% опрошенных компаний называют ИИ и Big Data главными драйверами изменений;
- 60% работодателей считают технологическую грамотность критически важным навыком;
- до 39% всех навыков работников устареют или изменятся к 2030 году, по мнению респондентов.
Что останется в цене? Креативность, эмпатия и системное мышление — именно то, с чем машины пока справляются плохо. Маркетинг будущего — это проектирование доверия, смысла и уникального клиентского опыта на стыке человека и машины.
Когда ваш клиент — ИИ: новая модель маркетинга в 2030 году
И вот мы подходим к самой радикальной точке изменений: маркетологу все чаще придется взаимодействовать не с человеком напрямую, а с его интеллектуальным фильтром — цифровым ассистентом. Как это меняет правила игры?
Ключевые отличия в подходе:
Элемент воздействия: Человек / ИИ-помощник
- Эмоции: Реагирует на эмоции / Игнорирует эмоциональные триггеры;
- Дизайн и креатив: Влияют на вовлеченность / Вторичны, визуал — не приоритет;
- Формулировки: Воспринимаются интуитивно / Читаются буквально;
- УТП: Можно «обернуть» в историю / Должно быть верифицируемо;
- Доверие: Строится через эмпатию / Строится на прозрачности и рейтингах.
Новая стратегия: сначала алгоритм, потом человек
Традиционная схема «зацепи — расскажи — подведи к покупке» (AIDA) в контексте развития технологий больше не работает. Современный маркетинг требует переосмысления модели: «логика — доказательство — фильтр — эмоция».
Теперь путь такой:
- Машинно-распознаваемая ценность. Четкая структура, выверенная аргументация, доказательства (цены, параметры, цифры, и т.п.).
- Простота языка и отсутствие метафор, без двусмысленностей и «воды».
- Прозрачность: попытки манипуляции отсеиваются машиной. В данном контексте честность важнее уникальности.
- Логическая точность: сопоставимость и объективность. Выгоды в сравнении, доказательства, рейтинги и пр.
- Влияние на эмоции — только на «втором» уровне, после прохождения алгоритма-фильтра ИИ.
Пример:
Раньше: «Успей купить до полуночи — получи подарок!»
Теперь: «Скидка 18% до 23:59. Бесплатная доставка. Прозрачная политика возврата».
Вывод:
Маркетинг станет двухуровневым: сначала убедите алгоритм, потом — человека. ИИ пропускает → клиент читает → возникает доверие → начинается путь продукта/бренда.
Игра на выживание: кто проиграет в маркетинге будущего?
Если маркетинг становится полем битвы между алгоритмами, данными и скоростью принятия решений то не все участники дойдут до финиша. Появляется простой вопрос:
Кто выживет в условиях, когда правила задает искусственный интеллект, а внимание покупателя — под защитой цифровых фильтров?
Проиграют те, кто:
- Не инвестирует в инфраструктуру. Если ваша воронка до сих пор собирается вручную в Excel, вы не сможете конкурировать по скорости обработки и анализа информации, принятия своевременных решений.
- Опаздывает с внедрением ИИ. Внедрение нейросетей в маркетинговый инструментарий происходит настолько стремительно, что даже полугодовое отставание в автоматизации и персонализации может дать существенное преимущество вашим конкурентам.
- Переоценивает силу креатива без наполнения полезными для клиента данными. Картинка, которая вдохновляет креативного директора, может быть мгновенно отфильтрована алгоритмом за отсутствие доказуемой ценности.
- Продает всем — и никому конкретно. Массовый таргетинг умирает (вы же не маркетолог условного крупного московского застройщика из 2023 года, которому ну очень нужно освоить бюджеты, нет?). В условиях непрерывного улучшения интеллектуального поиска и фильтрации контента маркетологу необходимо находить инструменты персонализации коммуникации (персонализированные сигналы, триггеры, анализ и глубокая подстройка под интересы покупателя, понимание логики рекомендательных систем, выбор оптимального канала коммуникации и пр.).
В качестве примера внедрения индивидуальной коммуникационной политики на базе искусственного интеллекта я бы порекомендовал ознакомиться с персонализацией коммуникационной стратегии для клиентов Сбера с помощью AI-моделей.
Выиграют те, кто:
- Объединит MarTech, данные и креатив в единую управляемую систему. Это не просто про отдел маркетинга или внешнего подрядчика. Это про кросс-функциональную команду, которая умеет одновременно запускать продукт, анализировать поведение пользователей в реальном времени и на лету адаптировать кампании под изменяющиеся сигналы рынка.
- Будет мыслить в терминах экосистем, а не каналов. Кто сумеет создать целостный, гиперперсонализированный опыт для клиента — сквозной, логичный, с быстрым откликом на действия клиента.
- Научится работать с ИИ не как с подрядчиком, а как с соавтором. Навык формулировки задач для нейросетей, в конечном итоге, определяет эффективность результата связки человек-машина. И ведущая роль в этой связке всегда остается за человеком.
А как быть малым игрокам?
Использовать стратегию кролика: не бороться за размер, бороться за скорость.
Малые компании выигрывают за счет гибкости: пока корпорация утверждает бюджет, фаундеры успевают протестировать ряд гипотез и отобрать рабочие. Быстрое тестирование и принятие решений, локальные (или гипернишевые) предложения, работа в «связке с ИИ» — побеждает самый адаптивный.
Выигрыш в конкурентной борьбе не обеспечен большим бюджетом. В современной цифровой реальности борьба ведется между экосистемами принятия решений, и в выигрыше оказывается тот, у кого лучше настроены алгоритмы, быстрее аналитика и чище данные.
Теперь, когда мы обозначили, как изменится сам принцип маркетингового взаимодействия, давайте разберемся, какие глобальные тренды стоят за этим сдвигом и как они повлияют на нас уже в ближайшие годы.
Пять трендов, которые изменят профессию маркетолога
Чтобы адаптироваться к новому миру, маркетологам нужно не просто следить за трендами, а понимать, как именно эти тренды трансформируют их повседневную профессиональную деятельность.
Ниже — ключевые направления, которые сформируют маркетинг будущего:
1. ИИ и Big Data: от аналитики к предугадыванию желаний
ИИ будет анализировать поведение пользователей быстрее любого маркетолога. И, очень вероятно, машинные прогнозы и модели станут значительно точнее. Те, кто научится проектировать гипотезы, строить персонализированные сценарии и управлять данными, будут формировать рынок.
2. Технологическая грамотность: от пользователя к интегратору
Маркетологам требуется не просто «пользоваться платформами», а понимать, как они работают, быть интегратором различных платформ для достижения результата. API-интеграции, CDP, автоматизация воронок — это становится частью базового инструментария.
3. Креативное мышление: эмоции как ресурс
Идеи, сценарии, творчество — это то, что останется за человеком. Чем сильнее становится ИИ, тем выше ценность нестандартного мышления. Креатив перестает быть «украшательством» и становится аналитическим активом: возможностью предложить то, чего не умеет алгоритм.
4. Киберэтика и защита данных: доверие как преимущество
Законодательство в сфере обращения с персональными данными ужесточается повсеместно. Наша страна не является исключением: с 30.05.2025г. в России вводятся новые штрафы за утечку персональных данных и другие нарушения при работе с ними. Но ответственность маркетолога лежит не только в правовом поле.
Приватность становится не просто юридическим вопросом, а стратегическим активом бренда. Маркетолог должен уметь проектировать доверие и понимать последствия каждой точки сбора данных. Знание действующего законодательства, методологии и технических решений обеспечения сохранности персональных данных, умение выстраивать, защищать и управлять доверием своих клиентов и прозрачностью взаимоотношений с ними критически важны.
5. UX и системное мышление: проектирование клиентских миров
Способность видеть не только кампанию, но и всю экосистему взаимодействия с клиентом, проектировать клиентский опыт, сквозной и целостный — от первого касания до репостов в сторис — становится стратегическим преимуществом в новых реалиях.
Какие компетенции станут обязательными для маркетолога
Список ниже не просто «желательные» или «модные» навыки, а условие выживания в профессии в ближайшем будущем. Каждый из них — ответ на один из пяти трендов выше:
AI + Data Skills. Без понимания работы ИИ и аналитики маркетинг теряет эффективность.
Как развивать: Изучить основы SQL, основы машинного обучения, предиктивной аналитики, BI-инструменты.
MarTech Ecosystem Mastery. Управление мультиканальными цифровыми экосистемами.
Как развивать: CRM, CDP, автоматизация сценариев, интеграция платформ.
High-Level Creativity. Уникальные идеи = конкурентное преимущество. Создание идей, а не контента.
Как развивать: Дизайн-мышление, тренировка навыков сторителлинга, генеративный AI.
Data Privacy & Ethics. Прозрачность и защита данных — основа доверия клиентов.
Как развивать: Privacy-by-Design, законодательство в сфере защиты персональных данных.
System Thinking & UX. Формирование целостного клиентского опыта.
Как развивать: Customer Journey Mapping, UX Research, системный подход.
Что стоит начать развивать: практическая дорожная карта
Чтобы не оказаться в числе тех, чьи навыки согласно Доклада устареют к 2030 году, можно начать с малого. Ваша профессиональная конкурентоспособность зависит от ежедневных решений и дисциплинированности. Собственно, с чего можно начать:
Освоить:
- Базовые навыки работы с данными и ИИ;
- SQL, аналитика, API-интеграции;
- Принципы построения автоматизированных воронок.
Развивать:
- Креатив через дизайн-мышление и ИИ;
- Сценарное мышление, моделирование будущего и генерацию гипотез.
Усилить:
- Понимание киберэтики и действующего законодательства, их практического применения в коммуникации с клиентом, в «точках сбора и хранения» персональных данных;
- Способность проектировать сквозной клиентский путь (CJM, JTBD).
Начать уже завтра:
- Микрообучение: ежедневное обучение 30 минут в день (будет отлично, если Вы сможете уделять этому больше времени. Но в данном случае важнее непрерывность процесса);
- Применение MVP-подхода в маркетинговых кампаниях. Например, один эксперимент в неделю: быстрая гипотеза + простая реализация.
Финальный вывод: от роли к смыслу
Будущее маркетинга не в каналах и не в трендах.
Оно — в способности видеть целое и мыслить системно, объединяя для достижения результата технологии, доверие и опыт, создавать ценность в мире, где каждый алгоритм соревнуется за внимание клиента.
Искусственный интеллект научится достаточно точно прогнозировать поведение потребителей. Нейросети будут генерировать большую часть маркетингового контента. Но только профессионал, способный соединить технологии, эмпатию и аналитическое мышление, сможет спроектировать уникальный клиентский опыт, который останется в памяти.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты