РБК Компании

Маркетологи против алгоритмов: как не остаться без работы к 2030-му году

Клиенты будущего — нейросети, продукты — эмоции. Готовы к маркетингу, где машины оценят идеи лучше людей? Тренды с Дмитрием Сологубовым, HD ЭЛЕКТРИК РУС
Маркетологи против алгоритмов: как не остаться без работы к 2030-му году
Источник изображения: Личный архив компании HD HYUNDAI ELECTRIC. Сгенерировано Qwen3
Дмитрий Сологубов
Дмитрий Сологубов
Руководитель направления Цифровые инструменты и сервисы, HD ЭЛЕКТРИК РУС (официальный дистрибьютор HD HYUNDAI ELECTRIC)

Специализация: рыночная аналитика, автоматизация процессов. Успешный опыт вывода на рынок новых продуктов, менеджмента брендов. Профессиональные увлечения: упорядочивание хаоса.

Подробнее про эксперта

Будущее ближе, чем кажется

Представьте: 2030 год. Вы запускаете рекламную кампанию — но на ваши предложения откликаются не люди. Ответы приходят от их цифровых аватаров — ИИ-помощников, фильтрующих информацию, предложения и даже эмоции. Маркетолог больше не работает напрямую с человеком. Его собеседник — алгоритм, а его задача — не просто продать товар, а поселить идею в сознании, усиленном машинным интеллектом.

Сможете ли вы продать не продукт, а эмоцию? Не выгоду, а внутреннюю мотивацию и смысл?

Что такое Future of Jobs Report и почему его прогнозы не следует игнорировать?

Чтобы понимать, как трансформируется маркетинг, важно опираться не на фантазии, а на достоверные прогнозы. Один из самых авторитетных источников по вопросам трансформации профессий и навыков The Future of Jobs Report (Будущее рабочих мест) — глобальное исследование, подготовленное Всемирным экономическим форумом (WEF). Доклад анализирует влияние демографии, технологий, макроэкономических трендов, автоматизации и ИИ на рынок труда в ближайшие пять лет. В общей сложности в исследовании приняли участие более 1000 компаний, объединяющих 14 миллионов работников из 22 отраслевых кластеров и 55 экономик со всего мира.

Выводы в этой публикации сформированы на основе анализа Future of Jobs Report 2025, опубликованного 7 января 2025 года.

Маркетинг в 2030 году: доверие между человеком и машиной

Современные технологии — не просто тренд. Это сейсмический сдвиг в основе профессии маркетолога:

  • 86% опрошенных компаний называют ИИ и Big Data главными драйверами изменений;
  • 60% работодателей считают технологическую грамотность критически важным навыком;
  • до 39% всех навыков работников устареют или изменятся к 2030 году, по мнению респондентов.

Что останется в цене? Креативность, эмпатия и системное мышление — именно то, с чем машины пока справляются плохо. Маркетинг будущего — это проектирование доверия, смысла и уникального клиентского опыта на стыке человека и машины.

Когда ваш клиент — ИИ: новая модель маркетинга в 2030 году

И вот мы подходим к самой радикальной точке изменений: маркетологу все чаще придется взаимодействовать не с человеком напрямую, а с его интеллектуальным фильтром — цифровым ассистентом. Как это меняет правила игры?

Ключевые отличия в подходе:

 Элемент воздействия: Человек / ИИ-помощник

  • Эмоции: Реагирует на эмоции / Игнорирует эмоциональные триггеры;
  • Дизайн и креатив: Влияют на вовлеченность / Вторичны, визуал — не приоритет;
  • Формулировки: Воспринимаются интуитивно / Читаются буквально;
  • УТП: Можно «обернуть» в историю / Должно быть верифицируемо;
  • Доверие: Строится через эмпатию / Строится на прозрачности и рейтингах.

Новая стратегия: сначала алгоритм, потом человек

Традиционная схема «зацепи — расскажи — подведи к покупке» (AIDA) в контексте развития технологий больше не работает. Современный маркетинг требует переосмысления модели: «логика — доказательство — фильтр — эмоция».

 Теперь путь такой:

  • Машинно-распознаваемая ценность. Четкая структура, выверенная аргументация, доказательства (цены, параметры, цифры, и т.п.).
  • Простота языка и отсутствие метафор, без двусмысленностей и «воды».
  • Прозрачность: попытки манипуляции отсеиваются машиной. В данном контексте честность важнее уникальности.
  • Логическая точность: сопоставимость и объективность. Выгоды в сравнении, доказательства, рейтинги и пр.
  • Влияние на эмоции — только на «втором» уровне, после прохождения алгоритма-фильтра ИИ.

Пример:

Раньше: «Успей купить до полуночи — получи подарок!»

Теперь: «Скидка 18% до 23:59. Бесплатная доставка. Прозрачная политика возврата».

Вывод:

Маркетинг станет двухуровневым: сначала убедите алгоритм, потом — человека. ИИ пропускает клиент читает возникает доверие начинается путь продукта/бренда.

Игра на выживание: кто проиграет в маркетинге будущего?

Если маркетинг становится полем битвы между алгоритмами, данными и скоростью принятия решений то не все участники дойдут до финиша. Появляется простой вопрос:

Кто выживет в условиях, когда правила задает искусственный интеллект, а внимание покупателя — под защитой цифровых фильтров?

Проиграют те, кто:

  • Не инвестирует в инфраструктуру. Если ваша воронка до сих пор собирается вручную в Excel, вы не сможете конкурировать по скорости обработки и анализа информации, принятия своевременных решений.
  • Опаздывает с внедрением ИИ. Внедрение нейросетей в маркетинговый инструментарий происходит настолько стремительно, что даже полугодовое отставание в автоматизации и персонализации может дать существенное преимущество вашим конкурентам.
  • Переоценивает силу креатива без наполнения полезными для клиента данными. Картинка, которая вдохновляет креативного директора, может быть мгновенно отфильтрована алгоритмом за отсутствие доказуемой ценности.
  • Продает всем — и никому конкретно. Массовый таргетинг умирает (вы же не маркетолог условного крупного московского застройщика из 2023 года, которому ну очень нужно освоить бюджеты, нет?). В условиях непрерывного улучшения интеллектуального поиска и фильтрации контента маркетологу необходимо находить инструменты персонализации коммуникации (персонализированные сигналы, триггеры, анализ и глубокая подстройка под интересы покупателя, понимание логики рекомендательных систем, выбор оптимального канала коммуникации и пр.).

В качестве примера внедрения индивидуальной коммуникационной политики на базе искусственного интеллекта я бы порекомендовал ознакомиться с персонализацией коммуникационной стратегии для клиентов Сбера с помощью AI-моделей.

Выиграют те, кто:

  • Объединит MarTech, данные и креатив в единую управляемую систему. Это не просто про отдел маркетинга или внешнего подрядчика. Это про кросс-функциональную команду, которая умеет одновременно запускать продукт, анализировать поведение пользователей в реальном времени и на лету адаптировать кампании под изменяющиеся сигналы рынка.
  • Будет мыслить в терминах экосистем, а не каналов. Кто сумеет создать целостный, гиперперсонализированный опыт для клиента — сквозной, логичный, с быстрым откликом на действия клиента.
  • Научится работать с ИИ не как с подрядчиком, а как с соавтором. Навык формулировки задач для нейросетей, в конечном итоге, определяет эффективность результата связки человек-машина. И ведущая роль в этой связке всегда остается за человеком.

А как быть малым игрокам?

Использовать стратегию кролика: не бороться за размер, бороться за скорость.

Малые компании выигрывают за счет гибкости: пока корпорация утверждает бюджет, фаундеры успевают протестировать ряд гипотез и отобрать рабочие. Быстрое тестирование и принятие решений, локальные (или гипернишевые) предложения, работа в «связке с ИИ» — побеждает самый адаптивный.

Выигрыш в конкурентной борьбе не обеспечен большим бюджетом. В современной цифровой реальности борьба ведется между экосистемами принятия решений, и в выигрыше оказывается тот, у кого лучше настроены алгоритмы, быстрее аналитика и чище данные.

Теперь, когда мы обозначили, как изменится сам принцип маркетингового взаимодействия, давайте разберемся, какие глобальные тренды стоят за этим сдвигом и как они повлияют на нас уже в ближайшие годы.

Пять трендов, которые изменят профессию маркетолога

Чтобы адаптироваться к новому миру, маркетологам нужно не просто следить за трендами, а понимать, как именно эти тренды трансформируют их повседневную профессиональную деятельность.

Ниже — ключевые направления, которые сформируют маркетинг будущего:

1. ИИ и Big Data: от аналитики к предугадыванию желаний

ИИ будет анализировать поведение пользователей быстрее любого маркетолога. И, очень вероятно, машинные прогнозы и модели станут значительно точнее. Те, кто научится проектировать гипотезы, строить персонализированные сценарии и управлять данными, будут формировать рынок.

2. Технологическая грамотность: от пользователя к интегратору

Маркетологам требуется не просто «пользоваться платформами», а понимать, как они работают, быть интегратором различных платформ для достижения результата. API-интеграции, CDP, автоматизация воронок — это становится частью базового инструментария.

3. Креативное мышление: эмоции как ресурс

Идеи, сценарии, творчество — это то, что останется за человеком. Чем сильнее становится ИИ, тем выше ценность нестандартного мышления. Креатив перестает быть «украшательством» и становится аналитическим активом: возможностью предложить то, чего не умеет алгоритм.

4. Киберэтика и защита данных: доверие как преимущество

Законодательство в сфере обращения с персональными данными ужесточается повсеместно. Наша страна не является исключением: с 30.05.2025г. в России вводятся новые штрафы за утечку персональных данных и другие нарушения при работе с ними. Но ответственность маркетолога лежит не только в правовом поле.

Приватность становится не просто юридическим вопросом, а стратегическим активом бренда. Маркетолог должен уметь проектировать доверие и понимать последствия каждой точки сбора данных. Знание действующего законодательства, методологии и технических решений обеспечения сохранности персональных данных, умение выстраивать, защищать и управлять доверием своих клиентов и прозрачностью взаимоотношений с ними критически важны.

5. UX и системное мышление: проектирование клиентских миров

Способность видеть не только кампанию, но и всю экосистему взаимодействия с клиентом, проектировать клиентский опыт, сквозной и целостный — от первого касания до репостов в сторис — становится стратегическим преимуществом в новых реалиях.

Какие компетенции станут обязательными для маркетолога

Список ниже не просто «желательные» или «модные» навыки, а условие выживания в профессии в ближайшем будущем. Каждый из них — ответ на один из пяти трендов выше:

 AI + Data Skills. Без понимания работы ИИ и аналитики маркетинг теряет эффективность.

Как развивать: Изучить основы SQL, основы машинного обучения, предиктивной аналитики, BI-инструменты.

MarTech Ecosystem Mastery. Управление мультиканальными цифровыми экосистемами.

Как развивать: CRM, CDP, автоматизация сценариев, интеграция платформ.

High-Level Creativity. Уникальные идеи = конкурентное преимущество. Создание идей, а не контента.

Как развивать: Дизайн-мышление, тренировка навыков сторителлинга, генеративный AI.

Data Privacy & Ethics. Прозрачность и защита данных — основа доверия клиентов.

Как развивать: Privacy-by-Design, законодательство в сфере защиты персональных данных.

System Thinking & UX. Формирование целостного клиентского опыта.

Как развивать: Customer Journey Mapping, UX Research, системный подход.

Что стоит начать развивать: практическая дорожная карта

Чтобы не оказаться в числе тех, чьи навыки согласно Доклада устареют к 2030 году, можно начать с малого. Ваша профессиональная конкурентоспособность зависит от ежедневных решений и дисциплинированности. Собственно, с чего можно начать:

Освоить:

  • Базовые навыки работы с данными и ИИ;
  • SQL, аналитика, API-интеграции;
  • Принципы построения автоматизированных воронок.

Развивать:

  • Креатив через дизайн-мышление и ИИ;
  • Сценарное мышление, моделирование будущего и генерацию гипотез.

Усилить:

  • Понимание киберэтики и действующего законодательства, их практического применения в коммуникации с клиентом, в «точках сбора и хранения» персональных данных;
  • Способность проектировать сквозной клиентский путь (CJM, JTBD).

Начать уже завтра:

  • Микрообучение: ежедневное обучение 30 минут в день (будет отлично, если Вы сможете уделять этому больше времени. Но в данном случае важнее непрерывность процесса);
  • Применение MVP-подхода в маркетинговых кампаниях. Например, один эксперимент в неделю: быстрая гипотеза + простая реализация.

Финальный вывод: от роли к смыслу

Будущее маркетинга не в каналах и не в трендах.

Оно — в способности видеть целое и мыслить системно, объединяя для достижения результата технологии, доверие и опыт, создавать ценность в мире, где каждый алгоритм соревнуется за внимание клиента.

Искусственный интеллект научится достаточно точно прогнозировать поведение потребителей. Нейросети будут генерировать большую часть маркетингового контента. Но только профессионал, способный соединить технологии, эмпатию и аналитическое мышление, сможет спроектировать уникальный клиентский опыт, который останется в памяти.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия