РБК Компании

Стартап: какой тип склада выбрать для нового бизнеса

Генеральный директор Технологии Учета Александр Павлов рассказал, на что обратить внимание при принятии решения начать бизнес, связанный со складами
Стартап: какой тип склада выбрать для нового бизнеса
Источник изображения: Freepik.com
Александр Павлов
Александр Павлов
Генеральный директор

Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.

Подробнее про эксперта

Рынок складской логистики динамично развивается и представляет собой привлекательную возможность для предпринимателей: развитие электронной торговли на маркетплейсах и увеличение объемов производств разных отраслей в рамках программ импортозамещения обеспечивают стабильный спрос на качественные услуги хранения и транспортировку грузов. Тем не менее, запуск успешного стартапа в этой сфере состоит из обязательных этапов планирования, анализа рынка, правильно рассчитанных инвестиций и оценки рисков, а также требует понимания от владельца бизнеса следующих аспектов:

  • планирование пространства склада: владелец будущей компании должен разбираться в складском оборудовании, чтобы минимизировать пустое пространство и обеспечить свободный доступ персонала к товарам. Например, использование многоуровневых стеллажей позволяет максимально эффективно задействовать помещения по высоте, увеличивая вместимость без расширения горизонтальной площади. Зонирование (например, «приемка», «отгрузка», «упаковка», «сборка», «ремонт») помогает оптимизировать движение товаров и персонала. В итоге помещения работают на максимальную пропускную способность, и показатели производительности растут.
  • управление запасами: уже на этапе расчета проекта стартапа необходимо четко понимать как будет устроена система управления запасами, которая включает в себя методы отслеживания движения товаров, процедуры контроля качества остатков, способы прогнозирования спроса и анализа данных о продажах и оборачиваемости SKU, формы отчетности. Это важно, чтобы избегать пересортицы или дефицита и не начинать работу склада с убытков. Если склад планируется со временем расширять, то без автоматизации не обойтись. 
  • безопасность и охрана труда: склад должен соответствовать всем требованиям пожарной безопасности, охраны труда и санитарии на законодательном уровне, оснащен необходимыми системами сигнализации, пожаротушения и планами эвакуации. Необходимо разбираться в нюансах и требованиях отрасли, чтобы не получать штрафы и не допускать простоев.
  • управление персоналом: важно разбираться в оценке работы сотрудников по KPI, понимать, какие показатели особенно важны в складской логистике, предоставлять возможности для профессионального роста и создавать комфортную рабочую атмосферу, чтобы избегать текучести кадров и сформировать имидж надежного работодателя.
  • управление затратами: анализ всей цепочки поставок, сотрудничество с надежными транспортными компаниями позволяют минимизировать расходы на транспортировку и реверсивную логистику, для этого надо заранее разработать критерии оценки поставщиков товаров, стандарты и регламенты по обеспечению качества и безопасности, а также разработки мероприятий в случае возникновения несоответствий.
  • непрерывное развитие: отслеживание рыночных трендов и изучение ассортимента конкурентов, их негативных отзывов  позволяет компаниям выстраивать стратегию развития, основанную на фактах, чтобы минимизировать риски и принимать обоснованные решения.

В этой статье рассмотрим ключевые аспекты, которые необходимо учесть в складской логистике и поговорим о том, почему автоматизация является неотъемлемой частью современного склада и какие функции WMS систем следует закладывать в проект для запуска стартапа.

Стартап: какой тип склада выбрать для нового бизнеса

Анализ рынка и определение ниши

Прежде чем приступать к реализации проекта, необходимо провести детальный анализ рынка складской логистики и изучить спрос. На этом этапе определяется ассортимент товаров, которые наиболее востребованы у потребителей, а также  оценивается уровень конкуренции на рынке в регионе присутствия будущей компании. Многие используют для этого телемаркетинг, что значительно экономит время и ресурсы. Далее выделяется ниша, это может быть специализация склада на хранении определенных типов товаров (например, хрупких, опасных веществ и материалов или скоропортящихся продуктов), предоставление дополнительных услуг (таких как упаковка, маркировка, сборка заказов), фокусировка на обслуживании конкретной отрасли (например, автомобильная, строительная, продукты питания, одежда и др.). Выбор зависит от множества факторов, таких как:

  • тип бизнеса:  розничная торговля, производство, e-commerce и т.д.
  • ассортимент товаров: габариты, вес, условия хранения.
  • объем продаж:  скорость оборота запасов.
  • локация: близость к поставщикам, клиентам, производственным предприятиям.
  • бюджет: стоимость аренды/покупки помещений, эксплуатационные расходы, затраты на персонала и автоматизацию.

После анализа осуществляется определение типа склада, в целом склады можно классифицировать по различным признакам:

1. По назначению

  • операционные склады: предназначены для хранения грузов на короткий срок, с быстрой оборачиваемостью товаров. Используются в розничной торговле, e-commerce и крупных логистических компаниях.
  • производственные склады: расположены на территории или вблизи производственных компаний и используются для хранения сырья, комплектующих и готовой продукции, расходных материалов.
  • распределительные центры: принимают на хранение крупные партии товаров и распределяют их по розничным точкам крупных торговых сетей.
  • склад временного хранения: осуществляют хранение товаров на короткий период времени, например, до таможенного оформления.
  • опасный склад: склад, предназначенный для хранения опасных материалов, таких как химикаты, взрывчатые вещества или радиоактивные вещества, к нему предъявляются жесткие требования по безопасности.

2. По конструктивным особенностям

  • открытые склады: площадки под открытым небом, предназначенные для хранения сыпучих материалов, строительных конструкций, крупногабаритных грузов.
  • крытые склады: помещения с твердыми стенами и крышей, обеспечивающие защиту от атмосферных воздействий. Могут быть одно- или многоэтажными, с различными системами хранения (стеллажи, консольные и полочные системы).
  • полуоткрытые склады: склад с частично открытыми стенами или крышей.

По размеру склады можно градировать по следующим параметрам: малые склады (пл. до 300 кв. м.), средние склады (пл. от 300 до 2000 кв. м.) и крупные склады (пл. более 2000 кв. м.).

3. По степени автоматизации

  • полностью ручной склад: операции по приемке, хранению и отгрузке товаров выполняются персоналом вручную. То же касается инвентаризаций хранимых грузов.
  • автоматизированный склад: использует системы управления складом WMS, автоматические стеллажи с кранами для высокоточного хранения товаров, конвейеры для оптимизации процессов и поддержания заданных параметров температуры и влажности, системы сканирования и идентификации RFID.
  • полуавтоматизированный склад: операции выполняются частично вручную, частично с помощью механизмов. Например, с задействованием роботов-манипуляторов для выполнения задач по перемещению грузов, сборке и комплектации заказов.
Стартап: какой тип склада выбрать для нового бизнеса

Планирование автоматизации

Внедрение WMS должно быть тесно связано с бизнес-стратегией компании. Еще на этапе анализа потребностей и выделения структуры будущих бизнес-процессов важно оценить риски и минимизировать появление «узких мест» после запуска работы склада, система решает много задач в части планирования и оценки результатов. Преимущества автоматизации WMS состоят в повышении производительности операций, оптимизации использования человеческих ресурсов, сокращение ошибок в виду влияния человеческого фактора и точного учета запасов.

Далее рассмотрим основные этапы планирования автоматизации для WMS.

1. Определение целей и требований

На начальном этапе необходимо четко определить цели автоматизации будущего склада. Например:

  • поддержание пропускной способности на полную мощность,
  • оптимизация затрат на ФОТ,
  • обеспечение высокой скорости обработки заказов,
  • обеспечение высокой точности сборки заказов,
  • 100% инвентаризаций без недостач,
  • высокая оборачиваемость грузов и т.п.

Далее формируется список обязательных требований, предусмотренных законодательством, в зависимости от категорий товаров. К числу этих требований относятся, например, необходимость постоянного контроля данных о температуре и влажности в помещениях, соблюдение принципов FIFO (первый пришел — первый вышел), а также наличие определенных документов в пакете сопроводительной документации. Также указывается перечень параметров, за которыми система должна осуществлять контроль. Помимо этого необходимо картировать движение товаров и персонала, оценить количество документации на бумажных носителях (зависит от типа и площадей склада).

2. Планирование автоматизированной инфраструктуры склада:

Тщательное изучение инфраструктуры планируемого склада (габариты, первоначальное распределение зон, список необходимого оборудования и техники) в совокупности с картой взаимодействия основных бизнес-процессов, позволяет заранее выявить возможности для улучшения. Можно составить перечень вопросов, например:

  • какие операции будут наиболее трудоемки?
  • на каких этапах возможно дублирование данных?
  • от какой предыдущей операции зависит текущая операция?
  • как будет осуществлять управление возвратами и несоответствующими товарами?

Далее определяются области, которые подлежат автоматизации, такие как «прием товаров на склад», «хранение», «сборка», «отгрузка», «инвентаризация» и составляется бюджет на оборудование и технологии для автоматизации этих областей. Обязательным является закупка ТСД, но помимо этого может потребоваться и дополнительное оборудование:

  • принтеры этикеток (мобильные, настольные, промышленные);
  • сканеры штрихкодов;
  • сеть WI-FI с мощным сигналом и хорошим покрытием;
  • серверы с возможностью осуществлять облачное хранение данных и т.п.

3. Выбор WMS

В настоящее время на рынке представлен широкий спектр WMS-систем, каждая из которых обладает своими особенностями. Выбор системы должен основываться на:

  • функциональности и способности поддерживать управление ключевыми операциями («управление запасами», «приемка», «отгрузка», «комплектация заказов», «анализ и отчетность», «управление документооборотом»). 
  • масштабируемости и возможности расширения функционала системы по мере роста бизнеса, система должна быть способна обрабатывать увеличенный объем данных. Также важен такой критерий как мобильность, который дает возможность использования WMS-системы на мобильных устройствах (смартфоны, планшеты) и повышает эффективность работы сотрудников склада, особенно в условиях больших площадей или при необходимости выполнении складских операций вне помещений.
  • способности интеграции и бесшовной совместимости с другими системами учета и управления складом (ERP, TMS, CRM).
  • доступности обслуживания надежный поставщик WMS-системы должен предоставлять качественную техническую поддержку, обучение персонала и регулярные обновления системы.

4. Разработка плана внедрения

Будущий проект разбивается на этапы для минимизации рисков и обеспечения плавного перехода к автоматизации операционной деятельности, именно на этом этапе лучше привлекать поставщика программного обеспечения для корректировки бюджета.

Выбор помещения и оборудования для склада

Расположение склада является критическим фактором, оно должно быть удобным для поставщиков и сотрудников, обеспечивать близость к основным транспортным путям и общественному транспорту. Важно сразу предусмотреть наличие парковочных мест и погрузочно-разгрузочных площадок, определить необходимые размеры склада в зависимости от объема запасов и операций. Далее необходимо выбрать планировку, которая оптимизирует пространство и обеспечивает эффективный поток материалов, обеспечит наличие достаточного места для хранения, приемки, отгрузки и обработки заказов, рассмотреть необходимость в стеллажах, подъемниках, конвейерных лентах и другом оборудовании.

В части внутренней инфраструктуры склада прописываются обязательные коммуникации, такие как централизованное отопление, водоснабжение и канализация, системы освещения, вентиляции. Также должна быть прописана стратегия роста с учетом развития (если оно планируется) необходимо сразу определить, позволяет ли склад расширение, есть ли возможность арендовать или приобрести дополнительную площадь поблизости. На этом же этапе окончательно оценивается степень автоматизации будущего объекта бизнеса.

Формирование команды

В части персонала необходимо оценить минимально необходимое количество сотрудников, в складской логистике это могут быть:

  • специалисты по логистике, которые отвечают за планирование маршрутов, управление запасами, оптимизацию складских процессов.
  • кладовщики,  ответственные за прием, хранение и отгрузку товаров.
  • водители, если планируется задействование собственного транспорта для доставки заказов частично или полностью.
  • административный персонал: бухгалтерия, юридическое сопровождение, маркетинг (или заложить расходы в бюджет на аутсорсинг).

Маркетинговая стратегия

Для минимизации рисков простоев и непрерывного привлечения клиентов необходимо разработать эффективную маркетинговую стратегию в части онлайн-маркетинга. Например, создание сайта, реклама в поисковых системах, социальные сети и офлайн-маркетинг — участие в отраслевых выставках, конференциях. Многие современные предприниматели активно используют партнерские программы: сотрудничество с транспортными компаниями, дистрибьюторами, производителями напрямую. Рынок складской логистики постоянно развивается, поэтому важно следить за новыми технологиями и тенденциями в части автоматизации, такими как развитие WMS и роботизированных систем, искусственного интеллекта для оптимизации складских процессов.

Разработка бизнес-плана стартапа

После понимания целей нового бизнеса и выбора типа склада разрабатывается бизнес-план. Он является основополагающим документом для любого начинающего предприятия и должен включать:

  • описание компании: миссия, видение, ценности и организационная структура.
  • анализ рынка: данные о целевой аудитории, конкурентах, тенденциях в отрасли.
  • маркетинговая стратегия: способы привлечения клиентов, продвижения услуг, ценовая политика.
  • операционный план: детализированное описание складских процессов, планируемого оборудования и складской техники, штатное расписание.
  • финансовый план: прогноз доходов и расходов, инвестиционные требования, источники финансирования.

Бизнес в складской логистике подлежит регулированию со стороны различных государственных органов и стоит учесть стоимость получения и подтверждения всех необходимых документов, таких как лицензирование, инспекции по соблюдению норм пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.

В заключении отмечу, что стартап с WMS для любого типа склада это выгодная инвестиция в новый проект и тщательная подготовка позволит избежать многих рисков. Но если привлечены грамотные партнеры по автоматизации, компания получит эффективный и надежный инструмент для оптимизации складских процессов, повышения производительности и сокращения затрат и сможет выйти на точку безубыточности в самые сжатые сроки.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Разработка модуля AS WMSМодуль встраивается в 1С, автоматизируя управление складом и увеличивая скорость работы склада
Расширение для бух. учета 1С«Заявки на расходование денежных средств» — облегчает планирование, проверку и согласование выплат
Разработка взаиморасчетов в 1СМодуль позволяет отслеживать нарушение последовательности взаиморасчетов и восстанавливать их

Профиль

Дата регистрации
9 июня 2011
Уставной капитал
10 000,00 ₽
Юридический адрес
обл. Ростовская, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, ком. 25 (3 этаж)
ОГРН
1116165003008
ИНН
6165168824
КПП
616501001
Среднесписочная численность
21 сотрудник

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия