ВНЖ Испании само по себе не приводит к налоговому резидентству
Лицо может иметь вид на жительство Испании и при этом не считаться ее налоговым резидентом. Статья Максима Ключникова и Татьяны Сотниковой

Общий профессиональный стаж Максима в сфере юридического консультирования — 21 год, в частности, по вопросам миграционного, санкционного и налогового права
Получение ВНЖ Испании предоставляет ряд преимуществ, включая доступ к системе здравоохранения и образования, безвизовый въезд в страны шенгенской зоны, снятие ограничений в европейских банках, возможность открытия счета, накопление «стажа» для получения гражданства и многое другое. Вместе с тем возникает закономерный вопрос: «Становится ли обладатель испанского ВНЖ налоговым резидентом страны, и обязан ли он платить местные налоги?»
Статус налогового резидента предполагает полную налоговую обязанность, то есть, лицо, являющееся налоговым резидентом, обязано уплатить налог как с дохода, полученного в стране своего налогового резидентства, так и с дохода, полученного за рубежом. Налоговая обязанность лица, не являющегося налоговым резидентом, ограничена уплатой налога только с того дохода, который был получен в данной стране.
Соответственно, лицо, признанное налоговым резидентом Испании, будет обязано уплатить налог со всего своего дохода, вне зависимости от его источника, а нерезидент — только с того дохода, который получен непосредственно в Испании.
Согласно ст. 9 Закона Испании о подоходном налоге 2006 года физическое лицо считается имеющим постоянное место жительство в Испании и на этом основании признается испанским налоговым резидентом, если в отношении него выполняется одно из следующих условий:
- Срок пребывания лица на территории Испании составляет не менее 183 дней в календарном году. Аналогичный критерий содержится в российском налоговом законодательстве.
- Центром экономических интересов лица является Испания.
В абз. 2 пп. «b» рассматриваемой статьи также содержится презумпция налогового резидентства лица, супруга и несовершеннолетние дети которого имеют постоянное место жительства на территории Испании (проживают не менее 183 дней в календарном году или имеют центр экономических интересов в Испании).
Данная презумпция применяется вне зависимости от того, соответствует ли само лицо вышеуказанным критериям налогового резидентства, если не доказано обратное. Бремя доказывания при этом лежит на налогоплательщике. То есть, если у лица есть супруга и находящиеся на его иждивении несовершеннолетние дети, которые постоянно проживают в Испании, для опровержения презумпции испанского налогового резидентства ему необходимо представить в налоговый орган доказательства фактического проживания или наличия центра экономических интересов в другой стране.
Обращаем внимание на то, что наличие у лица испанского ВНЖ не фигурирует среди критериев постоянного проживания, следовательно, само по себе оно не влечет за собой возникновение налоговых последствий, связанных со статусом налогового резидента. Подтверждением служит информация с официального сайта налоговой службы Испании:
Una persona puede tener permiso de residencia o residencia administrativa en un Estado y no ser considerada residente fiscal en el mismo (Persona física residente en España. Agencia Tributaria).
Лицо может иметь вид на жительство в государстве и при этом не считаться его налоговым резидентом.
Обязанность по уплате налога со всего дохода возникнет у обладателя ВНЖ только в случае его нахождения в Испании на протяжении 183 и более дней в году, при наличии у него экономических связей с Испанией (например, ведение бизнеса) или если его супруг (супруга) или несовершеннолетние дети постоянно проживают на территории Испании. В противном случае налогом будет облагаться лишь доход, полученный в Испании, при его наличии. С остального дохода налог будет удержан в стране налогового резидентства.
Если лицо является налоговым резидентом и Испании, и России, следует применять ст. 4 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 16 декабря 1998 года (СИДН).
В настоящее время отдельные положения СИДН в одностороннем порядке приостановлены Россией, однако указанная статья продолжает действовать, на что указывает пп. 28 п. 1 Указа Президента РФ от 08.08.2023 N 585 «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения». Испанская сторона не приостанавливала и не денонсировала СИДН: подтверждением служит отсутствие соответствующей информации на сайте Официального государственного бюллетеня Испании (Boletín Oficial del Estado), где публикуются нормативно-правовые акты и заключаемые Испанией международные договоры. Следовательно, положения ст. 4 Конвенции могут применяться в целях установления налогового резидентства в спорных ситуациях.
В ст. 4 содержатся критерии определения статуса налогового резидента в ситуации, когда лицо в соответствии с законодательством обеих стран признается налоговым резидентом. Эти критерии следующие:
- Постоянное жилье. Лицо является резидентом того государства, в котором оно располагает постоянным жильем.
- Центр жизненных интересов. Если у лица имеется постоянное жилье в обоих государствах, он является резидентом того государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи.
- Место обычного проживания. Если у лица нет постоянного жилья ни в одном государстве и невозможно установить центр его жизненных интересов, его резидентство определяется по месту, где оно обычно проживает.
- Гражданство. Если лицо обычно проживает в обоих государствах или ни в одном из них, оно считается резидентом государства своего гражданства.
- Решение компетентных органов. В случае отсутствия у лица гражданства какого-либо из государств, его резидентство определяется на основании решения компетентных органов государств.
18 марта 2025 года вступил в силу Годовой план налогового и таможенного контроля на 2025 год (Plan Anual de Control Tributario y Aduanero de 2025), утвержденный резолюцией генерального управления налоговой службы Испании от 27 февраля 2025 года.
В п. А.2 разд. III Плана обращено внимание на усугубившуюся проблему имитации налогового нерезидентства с целью уклонения от налоговых обязательств в Испании.
Подобное поведение проявляется в том, что лица, не являющиеся гражданами Испании и пребывающие на территории страны более 183 дней в календарном году (что является основанием для присвоения статуса испанского налогового резидента), уплачивают налог исключительно с доходов, полученных ими от источников в Испании, как если бы они были налоговыми нерезидентами, и уклоняются от уплаты налога с доходов, полученных ими за рубежом.
В качестве меры борьбы с имитацией налогового нерезидентства предложено усиление контроля в отношении неграждан, постоянно проживающих на территории Испании.
Формы такого контроля были предусмотрены ранее в Плане налогового и таможенного контроля на 2021 год. Речь идет, в частности, об автоматической обработке информации, позволяющей сделать вывод о присутствии лица на территории Испании в течение более 183 дней в календарном году, наличии в Испании центра его экономических интересов или семейных связей.
Например, подтверждением испанского налогового резидентства может служить информация о банковских транзакциях, оплате штрафов и коммунальных платежей, пересечении государственной границы. Существует мнение, что для целей выявления налогового резидентства налоговыми Испании органами все чаще используется «цифровой след» налогоплательщика, то есть, данные, полученные из его социальных сетей, а также геолокация мобильного телефона (Puede Hacienda controlar el móvil? Expansión).
Кроме того, в соответствии с Планом на 2025 год налоговыми органами Испании будут проведены проверки в отношении налоговых нерезидентов, которые не декларируют доходы от сдачи в аренду и продажи принадлежащего им недвижимого имущества в Испании.
Рассмотренные нововведения не свидетельствуют о том, что наличие ВНЖ Испании будет рассматриваться как основание для признания испанского налогового резидентства. Определяющее значение имеют критерии постоянного проживания, центра эконмических интересов и семейных связей, на установление которых направлены контрольные мероприятия.
Итак:
- Наличие испанского ВНЖ само по себе не оказывает влияния на статус налогового резидента страны, поскольку налоговое резидентство лица определяется по иным основаниям, а именно, проживание на территории Испании в течение 183 и более дней, наличие центра экономических интересов или семейных связей в стране.
- Приобретая ВНЖ Испании и не являясь ее налоговым резидентом, вы не обязаны платить налоги, если не получаете доход в Испании.
- При соответствии критериям налогового резидента как в России, так и в Испании ваше резидентство будет установлено на основании иных признаков, среди которых наличие постоянного жилья, центр жизненных интересов и др.
- С 2025 года налоговые органы Испании в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов ужесточают контроль в отношении лиц, которые соответствуют критериям налогового резидента, т.е. в первую очередь в отношении постоянно проживающих в Испании.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети