Pre-IPO: новый этап в развитии IT-компаний
Как внебиржевые торги помогают компаниям заявлять о себе и выходить на новый уровень

Опыт в финансовой экспертизе 15+ лет
С декабря 2021 года на Мосбиржу вышли пять крупных IT-компаний. Ожидается, что этот показатель в ближайшие годы будет расти. Такая тенденция связана, прежде всего, со стратегией импортозамещения.
Уже сейчас на российском рынке есть ПО, способное составить конкуренцию иностранному софту. Рынок растет— в 2023 году объем отечественных программ вырос на 15%, по сравнению с 2022 годом. Этому способствует, в том числе, Pre-IPO — этап финансирования непубличных компаний, которые размещают свои акции на внебиржевых торгах. Для эмитентов — это способ привлечь капитал, чтобы улучшить ликвидность и повысить узнаваемость брендов, для инвесторов — возможность получить доступ к перспективным проектам до их выхода на биржу.
В таких сделках участвуют не только крупные институциональные инвесторы, но и частные, представляющие более широкий круг участников. Зачем российские IT-компании выходят на торги и как этот шаг может повлиять на их бизнес — рассказывает Филипп Васякин, финансовый директор Группы компаний «Цифровые привычки».
Рост интереса к pre-IPO в IT-отрасли
В последний год наблюдается рост выхода проектов на рынки. Если в 2021 году прошли 4 pre-IPO-сделки, а их сумма еле достигла 300 млн рублей, то уже к концу 2023 года, по данным «Коммерсанта», число сделок увеличилось до 25 с общим объемом 1 млрд рублей.
В планах IТ-компаний — провести еще 10 предварительных размещений, диапазон которых — от 200 млн до 1 млрд рублей. Ожидается, что в течение трех ближайших лет прибыль инвесторов достигнет 200-300%.
Однако, думаю, что говорить о возрастающей активности IT-компаний в секторе pre-IPO пока рано — доля разработчиков отечественного ПО составляет только 1%. Некоторые технологические проекты нацеливаются сразу на фондовый рынок, минуя внебиржевую торговлю. Хотя выход на pre-IPO дал бы им явные преимущества.
Размещение акций на внебиржевых торгах — возможность громко заявить о себе в публичном пространстве, расширить пул акционеров и масштабировать проект. Вот как это работает.
Pre-IPO укрепляет позиции компании на рынке за счет сделок слияния
Один из факторов, побуждающих компании выходить на pre-IPO, заключается в возможности укрепления своих позиций через сделки слияния с более крупными игроками. Такой шаг позволяет не только масштабировать бизнес, но и значительно улучшить технологическую базу.
В качестве примера можем вспомнить сервис электронного документооборота HR Link, вышедший недавно на pre-IPO. Почти сразу после размещения 90% акций приобрел HeadHunter. В итоге рекрутинговый гигант, доля которого на рынке составляет 60%, расширил свою интегрированную экосистему, а HR Link получил доступ к широкой аудитории.
Pre-IPO позволяет масштабировать бизнес компании
Средства, привлеченные на стадии pre-IPO, компании часто направляют на активное масштабирование бизнеса. Это может включать расширение производственных мощностей, запуск новых продуктов и расширение географии проекта. Например, после того, как Hyper Charge Management System привлекла на внебиржевых торгах 127 млн рублей, компания начала дорабатывать свою IT-платформу и расширять сеть зарядных устройств,— говорится в материале Forbes. Положительный эффект наступил быстро: в Нижегородской области компания Hyper Charge стала лидером по использованию электрокаров в сегменте такси, обогнав Санкт-Петербург и московский регион.
Pre-IPO привлекает внимание к целым секторам экономики
После 2022 года объем инвестиций в EdTech-сегмент сократился в 3,5 раза — до 4 млрд рублей, — следует из материала «Ведомостей». Причина была связана с уходом иностранного капитала. Как следствие, появилась необходимость увеличивать пул акционеров. Инструментом стало размещение ценных бумаг на внебиржевом рынке. Постепенно приток средств увеличился, а в первые полгода 2024 года наибольшее число pre-IPO-сделок заключили как раз в EdTech-сегменте.
Однако проблема полностью не решена — отрасли по-прежнему нужны инвестиции. Чем больше EdTech-компаний будет выходить на рынок, тем быстрее сектор восстановится. Пример образовательного холдинга Ultimate Education, который планирует привлечь 600 млн рублей в ходе pre-IPO-сделки, показывает, что EdTech-сектор, переживший период замедления, снова набирает обороты. Растет спрос на онлайн-образование и появляется все больше технологических решений для обучения. В результате привлекательность сектора для инвесторов тоже увеличивается.
Pre-IPO повышает узнаваемость бренда
Несмотря на то, что некоторые IT-компании начинают выходить на фондовый рынок, внебиржевые торги пока остаются для многих из них «неосвоенной территорией». Группа компаний «Цифровые привычки» стала одной из первых на рынке ПО, кто вышел на внебиржевой рынок.
Наша цель — увеличить пул инвесторов. Это даст возможность ГК масштабироваться и увеличивать свою долю на рынке. В состав группы входят компании «Цифровые привычки», «Финейтив» и «Платформа КИН». Мы предлагаем готовые коробочные решения и заказные разработки, а также образовательные услуги.
Специалисты компании «Цифровые привычки» разрабатывают программные решения для банковской отрасли с использованием ИИ и машинного обучения, а также собственную платформу для быстрого тестирования и запуска IT-проектов CodeAche.
В компании «Финейтив» работают над поставками готовых коробочных решений для автоматизации работы финсектора и инвестиционных платформ, а в «Платформе КИН» создают лицензионные платформенные решения для формирования проектных команд в сфере IT, автоматизации документооборота и ведения карьерного трека. Растущий спрос на отечественное ПО, а также необходимость оптимизировать бизнес-процессы стали причиной роста нашей контрактной базы.

IPO IT-компаний: набор скорости
Следующий этап после внебиржевого размещения акций — выход на фондовый рынок. В последние годы IT-компании начали активнее проводить IPO, однако их доля по-прежнему небольшая — около 6%. Уверен, что этот показатель будет расти, поскольку от присутствия на бирже выигрывают не только компании, привлекающие средства на кратный рост, но и инвесторы, которые получают возможность стать участником перспективного рынка.
Одним из самых успешных IPO было в прошлом году у «Астры». Ее размещение прошло по верхней границе заявленного ценового коридора — 333 рубля за одну акцию. Объем сделки составил 3,5 млрд рублей, рыночная капитализация достигла 70 млрд рублей. На такие результаты повлиял возрастающий интерес к отечественному ПО: компания создает операционную систему Astra Linux, доля которой на рынке среди российских аналогов составляет 76%. У предприятия довольно высокий темп роста: в 2022 году выручка увеличилась почти в два раза, по сравнению с 2021 годом.
Среди компаний, которые в 2024 году также вышли на Мосбиржу, — разработчик ПО для госструктур и финорганизаций «Диасофт». Его доля на рынке — 24%. После IPO капитализация «Диасофт» достигла 42,75 млрд рублей, а общий размер инвестиций составил 4,14 млрд рублей. Привлеченные средства «Диасофт» направил на рост своего бизнеса. Динамика рентабельности у разработчика высокая: в 2023 году по чистой прибыли она достигла 38,6%, а по EBITDA — 44,5%.
Чуть раньше, в 2019 году, на американской NASDAQ IPO провела Хедхантер. Стартовая цена за акцию составила $13,5, стоимость компании оценивалась в $675 млн. К концу первого дня одна ценная бумага стоила $21, капитализация компании превысила $1 млрд. Успешное размещение сервиса объяснялось тем, что Хедхантер — один из крупнейших ресурсов по поиску работы в России и третий по аудитории в мире. В 2018 году выручка компании превысила 6 млрд рублей, а EBITDA — около 3 млрд. В этом году Хедхантер сообщила о планах провести обмен бумаг кипрского подразделения HeadHunter Group на ее акции, предварительно проведя редомициляцию — смену «прописки» компании. Организация объявила обмен расписок HeadHunter на акции российского подразделения МКПАО «Хедхантер». Миноритарии HeadHunter Group Plc смогли принять участие в дополнительном размещении обыкновенных акций МКПАО и приобрести их за бумаги кипрского подразделения. В конце сентября Мосбиржа открыла торги акциями Хедхантер, котировки пока находятся в нижней границе, но в долгосрочной перспективе возможен рост.
Все эти примеры, на мой взгляд, иллюстрируют гибкость IT-сектора, который готов меняться вместе с рынком, находя новые возможности для развития и снижая риски, связанные с уходом зарубежных компаний.
Центробанк предлагает ввести льготы по налогу на прибыль для организаций, которые разместили свои акции, и открыть им приоритетный доступ к госпрограммам поддержки,— говорится в материале «Интерфакс». Это должно помочь вывести на фондовый рынок больше IT-компаний, проекты которых повышают эффективность бизнеса и госструктур.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация группы
Контакты