Почему сотрудники компаний сопротивляются ИИ, и что с этим делать
Порядка трети российских компаний сталкивается с сопротивлением персонала внедрению ИИ-инструментов. И так происходит по всему миру — что с этим делать

ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует
Согласно ряду исследований, сотрудники как крупных компаний, так и предприятий малого и среднего бизнеса часто крайне настороженно относятся к ИИ-интеграции, особенно если она происходит без поддержки и объяснений со стороны руководства. Это становится одной из главных причин неудач при внедрении ИИ в бизнес-процессы.
Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Искусственный интеллект — не только область моего интереса, но и мой постоянный помощник. В этот раз я расскажу, как сотрудники ряда компаний сопротивляются ИИ, почему это происходит и что с этим делать.
Требование Microsoft
По данным портала Mobile Gamer, сотрудники принадлежащей корпорации Microsoft студии-разработчика компьютерных игр King получили указание использовать ИИ в 100% своих повседневных задач. Требование распространяется на всех без исключения, в том числе на художников, дизайнеров и менеджеров.
Но руководство корпорации столкнулось с сопротивлением работников студии. В первую очередь, их не устраивает, что возможности применения ИИ ограничиваются ChatGPT. Руководители King’a также сомневаются, что применение нейросетей во всех задачах студии пойдет ей на пользу.
С подобным сопротивлением столкнулась не только Microsoft. Нежелание сотрудников работать с ИИ становится массовой проблемой.
Проблема диалога руководителей и сотрудников
По данным исследования McKinsey, сотрудники большинства компаний используют нейросети намного чаще и доверяют им больше (94%), чем полагают их руководители. Но здесь аналитики столкнулись с проблемой диалога между специалистами и топ-менеджментом.
К примеру, руководители американских компаний уверены, что лишь 4% их сотрудников способны эффективно использовать ИИ минимум в 30% своих повседневных задач. В то, что это произойдет в ближайшем будущем, верят только 20% директоров в США. При этом 47% сотрудников компаний страны заявили, что ожидают требования использовать ИИ везде и всюду если не в этом году, то в следующем.
Новая реальность без всякой поддержки
Но если сотрудники сами постоянно используют нейросети в работе, почему они сопротивляются их открытому внедрению в процессы своих компаний? Основная причина — отсутствие поддержки. Так, 22% работающих американцев заявили, что в период внедрения ИИ они столкнулись с равнодушием руководства. Об умеренной поддержке сообщили 44% опрошенных, а о полноценном сопровождении и обучении — только 29%.
В итоге сотрудники оказываются один на один с новой реальностью, разбираться в которой им приходится самостоятельно. Это не только повышает тревогу и снижает общую продуктивность, но и ставит под угрозу весь процесс интеграции ИИ в бизнес-процессы.
К тому же, согласно отчету Degreed, 66% сотрудников компаний США обладают только самыми базовыми навыками использования ИИ.
Для сравнения можно посмотреть на опыт Австралии, Индии, Сингапура, Новой Зеландии и Великобритании — 84% сотрудников компаний в этих странах полностью удовлетворены поддержкой руководства на старте работы с ИИ. Также у них больше возможностей участвовать в разработке ИИ-инструментов, с которыми им придется работать.
Главный страх
Сопротивление персонала становится одной из главных причин провалов 70-80% проектов по внедрению ИИ в работу компаний. К этому выводу пришли аналитики Cloud Security Alliance.
Отсутствие поддержки и массовые сокращения порождают главный страх сотрудников — потерять работу. Этого боятся 75% специалистов. К тому же из-за недостатка обучения на местах у работников не хватает навыков для взаимодействия с ИИ, и они ему не доверяют.
Основные сценарии сопротивления внедрению новой технологии можно назвать классическими. В первую очередь это игнорирование. Сотрудники стараются избегать работы с ИИ и решать задачи традиционным для них способом. Но аналитики отмечают, что ряд компаний в разных странах мира сталкиваются с саботажем и бойкотом нейросетей, что несет угрозы как производительности бизнеса, так и деловой репутации.
ИИ против найма
Есть компании, успешно внедряющие ИИ при поддержке своих сотрудников, а есть те, что провоцируют сопротивление персонала. Так, Bank of America успешно интегрировала в свои процессы виртуального помощника по имени Erica, что позволило автоматизировать множество финансовых операций, получения справочной информации и рекомендаций. При этом сотрудники компании заявляют не только о росте продуктивности, но и о собственной удовлетворенности от работы с ИИ.
С другой стороны, компания Duolingo ввела правило AI-first hiring: она открывает новые вакансии, если доказано, что искусственный интеллект не может справиться с задачей. В итоге это вызвало недовольство среди сотрудников, и многие покинули компанию по собственному желанию.
Руководство e-commerce платформы Shopify также потребовало от руководителей подразделений обосновывать необходимость расширения штата. Любую задачу сначала пытается решить ИИ, и только в случае неудовлетворительных результатов начинаются поиски живого специалиста.
ИИ и особенности российского трудоустройства
Ситуация в России имеет свои особенности. По данным исследования hh.ru и сервиса видеосвязи «Контур.Толк», 13% сотрудников отечественных компаний ежедневно используют нейросети в своей работе, а еще 30% прибегают к их помощи время от времени.
При этом только 4% работающих россиян заявили, что без ИИ-навыков они не смогли бы найти работу. Умение взаимодействовать с нейросетями может стать только бонусом для успешного трудоустройства, считают 37% опрошенных, а 44% уверены: потенциальные работодатели заинтересованы в других способностях, навыках и опыте.
Отношение работодателей к использованию нейросетей также отличается от западных примеров. Так, 57% руководителей, несмотря на позитивное отношение к ИИ, выступают против его постоянного применения. Лишь 18% участников исследования рассказали, что работодатель сам просит их использовать искусственный интеллект.
С другой стороны, большинство компаний заявили о планах внедрения ИИ, но пока топ-менеджмент больше сосредоточен на поиске специалистов по работе с нейросетями или их обучении.
Новые должности — новые обязанности
Сопротивление сотрудников внедрению ИИ в России тоже есть. По данным исследования «Ассоциации менеджеров», с ним сталкивались 33% отечественных компаний. Также 44% опрошенных заявили: объяснения сотрудникам, что такое ИИ и как с ним работать, могут стать одной из главных проблем.
Несмотря на это, 55% руководителей компаний заявили, что нейросети уже изменили должностные обязанности ряда их сотрудников, 13% рассказали, что ИИ привел к появлению новых кросс-функциональных команд и проектов, а 11% назвали искусственный интеллект причиной появления новых должностей. При этом 58% руководителей считают, что он никогда не сможет заменить их самих.
Единственный способ снять ИИ-напряжение
Преодолеть сопротивление людей, переживающих за свои рабочие места, — непростая задача. У нее есть только одно решение — необходимо поддерживать специалистов и обучать их работе с ИИ.
На мой взгляд, открытый диалог с сотрудниками, подробные объяснения выгод от работы с искусственным интеллектом не только для компании, но и для них самих, а также предоставление гарантий значительно снизят страхи перед переменами.
ИИ — это инструмент специалиста, способный сделать его работу более интересной и насыщенной смыслами за счет автоматизации рутины. Но я не устану повторять: без человека он не сможет работать.
Хотя по законам бизнеса увольнения неизбежны, сокращать специалистов — не выход. Выход — обучать.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты

