Дробление бизнеса на маркетплейсах: как избежать претензий ФНС
Претензии ФНС по поводу дроблении бизнеса на маркетплейсах и о признаках дробления и законной оптимизации налогов

Опыт работы более 20 лет в области руководства и сопровождения проектов по аудиту производственных и строительных организаций, проектов по налоговому планированию, налоговой оптимизации и банкротству
В конце 2024 года глава ФНС РФ Даниил Егоров в интервью РБК рассказал о самых важных изменениях в российской налоговой системе, в числе которых были и особенности налогообложения продавцов на маркетплейсах.
Налоговые органы разрабатывают специальный проект с маркетплейсами для выявления признаков дробления бизнеса.
Д. Егоров (rbc.ru 22.11.2024):
«Нам в этом смысле необязательно все доводить до налогового контроля: маркетплейсы уже на своем борту видят какие-то искажения и могут начать корректировать поведение того или иного плательщика, если он заходит за флажки» (с).
«Главная задача — это управлять рисками, а не доводить до работы с их последствиями» (с).
«Будут механизмы коммуникации маркетплейс — налоговая и маркетплейс — налоговая — малая компания, и они на ранних этапах будут обелять всех» (с).
Что это значит для продавцов маркетплейсов?
Общими словами можно сказать, что ФНС будет выстраивать систему обмена информацией между налоговой и маркетплейсами для выявления продавцов, которые специально дробят бизнес, т.е. разделяют его на несколько юрлиц или индивидуальных предпринимателей (ИП), чтобы не потерять право применения упрощенной системы налогообложения (УСН).
И это означает, что проверки будут набирать обороты, и с высокой вероятностью можно предположить, что налоговики станут активно выявлять признаки дробления у продавцов маркетплейсов и побуждать их к доплате налогов, а также к объединению бизнесов в один.
Какие действия могут привлечь внимание ФНС?
Анализ Писем ФНС РФ, судебных решений и практика сопровождения налогоплательщиков на комиссии позволили сформировать список признаков дробления бизнеса для продавцов на маркетплейсах.
Приведем наиболее типичные признаки:
- Единый ассортимент товаров и единый или схожий дизайн карточек на товары у разных продавцов.
Такой признак может быть свидетельством того, что все бизнесы управляются одним и тем же лицом, а разделение — формальное.
- Общий IP — адрес для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности.
Это может свидетельствовать о том, что все бизнесы ведутся одним и тем же бухгалтером (бухгалтерией) и, соответственно, управляются централизованно одним и тем же лицом.
- У продавцов одинаковые фамилии.
Казалось бы, разве это признак? — в России много однофамильцев, учитывая самые распространенные фамилии Иванов, Смирнов и Кузнецов.
Но по этому признаку ФНС выявляет родственные связи. Нередко встречается ситуация, когда для сохранения права на применение УСН предприниматель регистрирует компании на родственников или они становятся ИП и ведут бизнес формально от своего имени.
ФНС может проанализировать денежные потоки и определить, кто же является бенефициаром данной структуры, т.е. получает и распоряжается всеми денежными средствами.
- У формально разных продавцов работают одни и те же сотрудники.
Разумеется, никто не запрещает сотруднику работать по совместительству или на неполный рабочий день, а, значит, у него может быть и два работодателя. Но ФНС имеет право вызвать сотрудников, как работающих, так и бывших на допрос, и установить, а кто же фактически давал им указания, ставил рабочие задачи и принимал результаты работы.
Если выясниться, что управляло ими одно и тоже лицо — это явный признак дробления бизнеса в целях необоснованной экономии на налогах.
- Формально разные продавцы закупают товар у общего поставщика или поставщиков.
Конечно, не запрещено закупать товар у одного и того же поставщика. Но если выясниться, что переговоры с поставщиком от имени нескольких продавцов ведет один человек, он же заключает договоры и согласовывает условия поставок, то этот признак может быть добавлен как доказательство незаконного дробления.
- Доступ в личный кабинет магазинов на маркетплейсе.
Когда один и тот же предприниматель имеет доступ к нескольким кабинетам на маркеплейсах, ФНС также усмотрит факт того, что разные бизнесы контролируются одним и тем же лицом, что является признаком дробления.
Что уже сейчас контролирует ФНС в рамках предпроверочных мероприятий?
Не секрет, что и до 2025 года ФНС проводила предпроверочную аналитическую работу по выявлению признаков дробления бизнеса, включая и торговлю на маркеплейсах. Например, делали выборку по IP- адресам сдачи отчетности и выявляли совпадения.
Совпадения по IP, а если еще и совпадали фамилии предпринимателей, уже анализировали дальше: на приближенность общего дохода к лимиту выручки по УСН, на наличие общих сотрудников и поставщиков, на общие IP- адреса для входа в систему банк-клиент. Могли запрашивать IP-адреса, по которым происходит вход в личные кабинеты на маркетплейсах.
Сейчас ФНС с помощью самих маркетплейсов сможет получать больше параметров для анализа, включая показатели выручки, анализ поставок товаров, контролировать превышение лимитов по УСН для расчета НДС, что стало актуальным с 01 января 2025 года.
Кому стоит проверить себя на признаки дробления и заранее сделать «работу над ошибками»?
С учетом опыта консультирования предпринимателей мы можем сказать, что, к сожалению, в большинстве случаев никто заранее не планирует структуру бизнеса и налоговую нагрузку. Только когда выручка уже вплотную подошла к лимиту и можно потерять право на УСН, начинают принимать срочные решения. И все эти решения приводят к тому, что регистрируется еще одно юрлицо — на жену, или брата, или сестру, либо они становятся ИП, и вот уже теща «продает» товары, а управляет всем по-прежнему зять.
До 2025 года такой способ мог сработать: верхний предел по УСН составлял 265,8 млн. руб., и максимум, что могло быть вменено налогоплательщику при дроблении — это повышенная ставка единого налога. Но начиная с 01.01.2025, УСН-ки становятся плательщиками НДС, и лимит выручки, которая не подпадает под НДС всего 60 млн. руб. и это означает, что налоговая нагрузка при выявлении дробления бизнеса может существенно возрасти, в том числе за счет доплаты НДС.
Продавцу, который продает товары на маркетплейсе, и при этом имеет несколько лиц –«помощников», стоит ответить на два вопроса:
1) Существуют ли признаки моей взаимозависимости с такими лицами? Например, явные родственные связи, одинаковые фамилии, один и тот же адрес, одинаковый товар и т.п.
Если ответ на первый вопрос — «да», то переходим ко второму:
2) Смогу ли я объяснить экономическую и деловую цель такого разделения бизнеса?
Ответили «нет»? — Возможно, вы находитесь в рисковой зоне и можете получить претензии в части необоснованной экономии на налогах из-за дробления.
Нужно понимать, что само по себе родство, схожий ассортимент товаров, один и тот же IP-адрес не являются 100%-м доказательством дробления, если бизнесы управляются самостоятельно и сами распоряжаются денежными средствами.
Но если ситуация осложнена такими обстоятельствами, как единоличное управление, контроль денежных потоков и распоряжение всей выручкой одним лицом, то это уже прямое доказательство дробления с целью получения необоснованной налоговой выгоды. И тогда нужно принимать меры по изменению и доработке структуры бизнеса.
Наверное, самый непродуманный шаг — полагать, что все это касается других предпринимателей, и не может затронуть лично вас. Стоит знать, что практически вся информация о физических лицах, включая сведения из ЗАГСов, сейчас доступна для ФНС. Именно это позволяет им устанавливать родственные связи и взаимозависимые бизнесы.
Как снизить риски дробления бизнеса и доказать деловую цель разделения бизнесов?
Экономия на налогах — вполне разумный подход к ведению бизнеса: сродни экономии на расходах, получении скидок от поставщиков или временному хранению денег на депозитах для получения дополнительного дохода. И поэтому, если каждый отдельный субъект ведет свою деятельность самостоятельно — будь то супруги, братья или сестры — предъявить претензии по умышленному дроблению бизнеса будет непросто.
Общий набор рекомендаций может выглядеть так:
1) Каждый субъект из группы компаний или предпринимателей, торгующих на маркетплейсе, должен обладать полной информацией: что он продает, какой конкретно товар и где его закупал, как формировал цену на него и на каких условиях работает на каждом маркетплейсе.
Например, торговля разными группами товаров может быть деловой целью разделения бизнесов. ИП Иванов А. продает только мужскую и женскую обувь, а ИП Иванова М. — только детскую. Они по-разному оформляют карточки товаров, по-разному строят политику сезонных скидок, возможно, и поставщики у них — тоже разные.
2) Каждый предприниматель самостоятельно входит в свой личный кабинет на маркетплейсе со своего ноутбука, телефона или стационарного компьютера.
3) Оптимально, чтобы каждый субъект сам оплачивал свои закупки и свои расходы. Безусловно, это не исключает возможности взять заем от другого субъекта, но на определенный срок и с систематическим погашением займа.
Не рекомендуем оплачивать расходы «за кого-то», тем более, делать это на постоянной основе.
4) Про сотрудников. Когда в группе компаний или предпринимателей работают сотрудники-совместители, то с ними заключаются договоры, как по основному месту работы, так и по совместительству. И они получают заработную плату от каждого своего работодателя и знают, кто именно является их непосредственным руководителем. Такой подход подчеркнет деловую цель разделения бизнеса на разные компании и/или ИП.
Если вы не можете обеспечить это в силу каких-либо внутренних причин, то можно рассмотреть вариант, когда работники привлекаются по договору гражданско-правового характера, либо оплачиваются услуги и работы тому ИП, кто предоставил сотрудников.
5) Взаимодействия с поставщиком или поставщиками.
Если цель разделения бизнеса, действительно, имеет деловую цель, то, скорее всего, это будет означать, что с поставщиком или поставщиками каждый субъект группы работает самостоятельно.
По крайней мере, поставщик точно должен знать, что, например, обувь для взрослых он отгружает на ИП Иванова А., а детскую обувь — на ИП Иванову М., и каждый предприниматель заключил свой договор на поставку товаров.
И, наконец, общая рекомендация может выглядеть так:
Убедитесь, что текущая структура вашего бизнеса на маркетплейсе либо не имеет вообще, либо имеет минимальное количество признаков дробления.
Запомните, что любое разделение торгового бизнеса на отдельные компании или ИП должно быть объяснимо, как с точки зрения экономической эффективности, так и деловой цели.
Желаю успешных продаж на маркетплейсах без налоговых рисков!
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль