Приобретение и эксплуатация автомобиля: ожидания покупателей
Группа компаний Б1 провела исследование среди российских водителей, чтобы определить текущие тренды при покупке и эксплуатации автомобиля

Руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта.
Методология исследования
В октябре 2024 г. эксперты Б1 совместно с подрядчиком изучили мнение 1513 респондентов из России, используя метод онлайн-опроса. Общая характеристика всех респондентов — наличие водительского удостоверения, регулярное использование автомобиля и возраст от 20 до 60 лет.
Выборка респондентов была скорректирована в соответствии со следующими квотами: минимум 80% когда-либо покупали автомобиль, минимум 80% приобрели его в последние пять лет, а минимум 35% планируют приобрести машину в течение следующих пяти лет.
Респонденты, которые никогда не покупали автомобиль, планируют сделать это позднее, чем через 5 лет, или не собираются его приобретать вообще, были исключены из опроса.
Основная анкета включала 10 вопросов для распределения респондентов по социально-экономическим группам и 65 вопросов самого исследования.
В зависимости от типа вопроса основа для возможных ответов определялась или конкретным списком сервисов и функциональных возможностей (выбор одного или нескольких вариантов ответа), или оценкой заданного критерия по шкале от 1 до 5.
Из-за округлений или отсутствия некоторых ответов для того, чтобы обеспечить более релевантное сравнение, в ряде случаев сумма отображенных процентов не равна 100%.
Для целей настоящего опроса термин «дилер» применяется по отношению к предприятию как таковому (включает помещение, оборудование, персонал, представленные автомобили и т. д.).
Факты отображаются для сравнения с предыдущим исследованием только для части вопросов. Анкеты 2024 г. и 2023 г. частично отличаются, поэтому сопоставление возможно не по всем вопросам.

Покупка автомобиля
97% респондентов вне зависимости от пола имеют опыт покупки автомобиля. 82% семей респондентов владеют автомобилем, купленным за последние пять лет. На 1% по сравнению с 2023 годом увеличилось число респондентов, которые планируют приобрести новый автомобиль при следующей покупке (64%). 76% респондентов планируют купить следующий автомобиль в течение ближайших пяти лет, что лишь на 2 п. п. ниже опроса 2023 г.
Больше респондентов по сравнению с 2023 годом планируют купить автомобили российских и китайских марок: 36% участников исследования указали хотя бы одну китайскую марку в списке рассматриваемых для покупки (+10 п. п. к 2023 г.). При этом российские автомобилисты склоняются к покупке китайского автомобиля локальной сборки.

В России заметно выросла доля респондентов с бюджетом на покупку автомобиля свыше 2 млн руб. (41% по сравнению с 31% годом ранее). Стоимость приобретения машины важнее стоимости обслуживания для мужчин (64%).
Более половины респондентов по-прежнему готовы покупать автомобили по параллельному импорту, но растет доля тех, кому не подходит такой вариант. Среди российских респондентов максимальную готовность купить новый автомобиль по параллельному импорту проявили жители Москвы (43%) и Санкт-Петербурга (41%).
Большинство респондентов сообщили, что отложат покупку автомобиля при росте его цены на треть и более. Критичным уровнем повышения цены, после которого резко падает количество желающих купить автомобиль, является +20‒30%. В России склонность отложить покупку растет с возрастом. При повышении цены на 30% откажутся от покупки 53% респондентов категории 20‒29 лет и 64% респондентов в возрасте 44‒60 лет.
Автовладельцы заявляют о важности марки автомобиля, однако на практике их лояльность невелика, и они сменят бренд, если это будет выгодно. Около 80% автолюбителей, для которых важна марка, все равно готовы пересесть за руль другого автомобиля, если он не уступает по цене и другим характеристикам. Значимость марки снижается с возрастом. Она очень важна для 71% опрошенных категории 20‒29 лет и для 59% опрошенных в возрасте от 45 до 60 лет.
Ключевыми факторами выбора остаются цена, расход топлива и безопасность, однако заметно важнее стало качество послепродажного обслуживания. Чем выше уровень дохода автомобилиста, тем выше значение качественного сервиса.
Автомобилисты меньше всего готовы экономить на высоком дорожном просвете, кондиционере и объеме багажника. Респонденты готовы жертвовать датчиками парковки, низкими выбросами углекислого газа и скоростью разгона.
Автомобили с бензиновым двигателем преобладают на дорогах России, однако в будущем их доля уменьшится. Сторонниками покупки автомобиля с бензиновым двигателем в наибольшей степени являются автомобилисты 30‒44 лет (68%). Относительно 2023 г. растет популярность автомобилей с гибридным двигателем.
Респонденты все чаще ищут подержанные машины по объявлению в интернете. 49% респондентов имеют опыт покупки подержанного автомобиля и 36% планируют купить в следующий раз подержанный автомобиль. Участники опроса стали больше внимания обращать на покупку подержанных машин онлайн.
Прозрачность и достоверность сведений о происхождении, владении и состоянии подержанного автомобиля остаются ключевыми факторами выбора. Прозрачность истории автомобиля особенно важна для женщин и респондентов более старшего возраста.
Обслуживание автомобиля
Независимые автосервисы по-прежнему востребованы, однако респонденты стали чаще обращаться к официальным дилерам. Сервисами официальных дилеров склонны пользоваться жители Санкт-Петербурга (64%), Москвы (63%) и городов-миллионников (52%). Реже всего пользуются сервисами официальных дилеров жители малых городов (до 100 тыс.) — не более 38%.
Профессионализм сотрудников — важный фактор привлекательности официальных дилерских сервисов, и его значение растет. Справедливая цена обслуживания также убедит автомобилистов обращаться в официальные сервисные центры. Привлекательная стоимость важнее для мужчин (62%), людей старшего возраста (63%) и владельцев старых автомобилей.
Российские автолюбители, которые обслуживаются у официальных дилеров, более удовлетворены обслуживанием (81% из них очень удовлетворены), чем те, кто ремонтирует автомобиль в независимых сервисах (только 66% из них очень удовлетворены).
Владельцы китайских марок чаще других обслуживаются у официального дилера и более удовлетворены сервисом. Уровень удовлетворенности водителей китайских брендов сопоставим с восприятием обслуживания владельцев марок другого происхождения. Это может быть связано с тем, что 64% опрошенных владельцев китайских машин пользуются сервисами официальных дилеров, которые, как правило, отличаются хорошим качеством сервиса.
Электромобили
Доля россиян с опытом поездок на электромобиле удвоилась в 2024 году. Более четверти респондентов имеют опыт поездок на электромобиле в качестве водителя или пассажира.
Потенциальные покупатели автомобилей готовы приобрести электромобиль или гибрид, если им это будет выгодно. Молодые респонденты чаще других готовы купить электрическое авто: 9% респондентов в возрасте от 20 до 29 лет настроены купить электромобиль, а 13% — купить гибрид.
Экологичность и экономичность являются ключевым преимуществом электромобилей для респондентов.

Ключевыми недостатками электромобилей, по восприятию автовладельцев, являются доступность зарядных станций и запас хода от одной зарядки. Вопросы доступности зарядных станций особенно важны для респондентов 45‒60 лет (65%).

Государство может стимулировать спрос на электромобили через расширение сети зарядных станций и субсидирование покупок. Респонденты, живущие за пределами городов-миллионников, проявляли наибольший интерес к расширению сети зарядных станций.
Стоимость возможной замены аккумулятора остается ключевым барьером при принятии решения о покупке подержанного электромобиля.
Цифровизация и онлайн-услуги
Около половины респондентов придают большое значение цифровизации автомобильного бренда. Уровень цифровизации важнее для женщин (54%), людей 20‒29 лет (58%), жителей Санкт-Петербурга (59%) и Москвы (57%). Чем выше уровень образования респондента и уровень дохода, тем важнее уровень цифровизации марки.
Около половины респондентов готовы рассмотреть покупку автомобиля онлайн. При покупке новой машины среди онлайн-инструментов респонденты наиболее ценят расчет цены и заказ тест-драйва.
Больше российских автовладельцев стали ценить следующие онлайн-инструменты при покупке: конфигуратор комплектации, заключение договора страхования и беседу с продавцом.
Каждый третий респондент по-прежнему не готов к покупке подержанной машины онлайн без осмотра. Самые востребованные услуги при онлайн-покупке подержанной машины связаны с полнотой, прозрачностью и достоверностью информации об истории владения и режиме использования машины.
Респондентам требуется подключение автомобиля к интернету, прежде всего, для получения информации о дорожной ситуации и обеспечения безопасности. По сравнению с 2023 г. относительный приоритет функций подключения автомобиля не изменился. При этом чуть более актуальными стали функции, связанные с оплатой парковки, топлива и дорожных сборов, а также страховки.
Услуги мобильности
Две трети опрошенных пользуются личным транспортом. При этом респонденты часто используют альтернативные виды мобильности — такси, каршеринг, самокаты и велосипеды напрокат. Проникновение услуг мобильности выше в крупных городах в сравнении со средним показателем по России. Каждый десятый опрошенный арендует автомобиль для передвижения по городу.
Стоимость аренды — главный фактор при выборе транспорта напрокат, а значимость бренда минимальна.
Цена аренды и стоимость общественного транспорта — ключевые факторы, способствующие более частому использованию транспорта напрокат. Опрошенные автолюбители 20‒29 лет чаще других склонны арендовать транспорт. Они позитивнее остальных возрастных групп оценивают все виды стимулов. Факторы, которые важны текущим пользователям (цена и удобство) по совместительству являются ключевыми для привлечения новых клиентов.
Ключевые выводы
- Две трети респондентов планируют покупку нового автомобиля.
- Растет интерес к продукции российского и китайского автопрома на фоне снижения интереса к ушедшим с российского рынка брендам.
- Растет популярность сервисов официальных дилеров.
- Более четверти россиян имеют опыт поездок на электромобиле. Эта доля удвоилась по сравнению с прошлым годом.
- Около половины респондентов допускают покупку автомобиля онлайн.
- В России выросла популярность транспорта напрокат.
Авторы исследования
Андрей Томышев, партнер Группы компаний Б1, руководитель группы стратегического консалтинга, руководитель направления по оказанию услуг консалтинга, технологий и транзакций предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта.
Ирина Гавриленко, директор, департамент консалтинга, технологий и транзакций Группы компаний Б1.
Алексей Лаврухин, руководитель аналитического центра Группы компаний Б1.
Александр Лебедев, менеджер, отдел стратегического консалтинга, департамент консалтинга, технологий и транзакций Группы компаний Б1.
Источники изображений:
Личный архив группы компаний Б1
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети