ИИ сократил затраты на мониторинг трубопровода на 80%
Инновационная система мониторинга строительства трубопроводов с ИИ и машинным зрением сокращает затраты и повышает эффективность контроля
Задача:
Создать систему автоматического формирования и обновления цифровой модели состояния магистрального трубопровода протяженностью 200 км на основе данных с беспилотников и технологий машинного зрения.
Причины:
- Критические недочеты в графике строительства выявлялись с задержкой в 2-3 недели, что многократно увеличивало стоимость их исправления.
- Традиционный мониторинг требовал 18 полевых бригад и свыше 12 000 человеко-часов за сезон.
- Данные с дронов хранились бессистемно, а для их анализа требовались специалисты по геоинформационным системам.
Строительство и эксплуатация протяженных линейных объектов, таких как магистральные трубопроводы, всегда сопряжены с серьезными вызовами в области мониторинга и контроля. Особенно остро эта проблема стоит в России с ее обширными территориями и сложными климатическими условиями.
Одна из крупных строительных компаний столкнулась с типичной для отрасли проблемой при возведении магистрального трубопровода протяженностью около двухсот километров. Информация о ходе строительства и состоянии объекта поступала руководству в виде разрозненных отчетов и редких выездных актов. Критические недочеты в графике выявлялись с задержкой в две-три недели, когда стоимость их исправления возрастала в разы, а сроки проекта оказывались под угрозой срыва.
Традиционный подход к мониторингу требовал колоссальных ресурсов: сезонный наземный объезд задействовал восемнадцать полевых бригад и свыше двенадцати тысяч человеко-часов. При этом данные, получаемые с помощью дронов, хранились бессистемно «папками на диске», а для привязки видеокадра к конкретной координате и дате приходилось привлекать специалистов по геоинформационным системам, что существенно замедляло процесс принятия решений.
Решение
Для решения поставленных задач была разработана интеллектуальная платформа, способная автоматически анализировать видеопотоки, распознавать объекты и формировать целостную картину состояния трубопровода.
Ключевые функции решения включают несколько компонентов:
- Автоматизированный сбор и обработка данных
Система принимает видеопотоки с беспилотных летательных аппаратов, автоматически добавляет пространственные координаты к каждому кадру и помещает их в структурированный облачный архив. Это исключает проблему «папок на диске» и обеспечивает мгновенный доступ к любому участку трассы.
- Интеллектуальный анализ видеоданных
Алгоритмы машинного зрения в реальном времени распознают технику, объекты инфраструктуры и текущую стадию работ на каждом участке трубопровода. Система способна идентифицировать экскаваторы, бульдозеры, траншеи, засыпку, опоры ЛЭП и другие значимые объекты, а также автоматически выявлять дефекты изоляции стыков.
- Хронологическая «лента времени»
Все распознанные события и объекты автоматически складываются в хронологическую «ленту времени» по каждому километру трассы. Это позволяет не только видеть текущее состояние, но и отслеживать динамику строительства, сравнивать план и факт, анализировать темпы работ.
- Веб-интерфейс для инженеров и руководства
Инженер или руководитель проекта может открыть систему в обычном браузере и увидеть интерактивную карту трубопровода с доступом к данным всех предыдущих съемочных рейсов. Пользователь может выбрать любую дату, сравнить план и факт, сформировать отчет для руководства или заказчика буквально за минуту, без необходимости привлечения специалистов по геоинформационным системам.
Этапы реализации
Внедрение системы проходило поэтапно, что позволило минимизировать риски и постепенно масштабировать решение:
- Пилотный проект (1-2 месяцы). Первые два месяца были посвящены пилотному проекту на ограниченном участке трассы. Команда отсняла участок полигона и обучила базовую модель машинного зрения распознавать пять ключевых классов объектов: экскаватор, бульдозер, траншея, засыпка и опора ЛЭП. Это позволило проверить концепцию и настроить основные алгоритмы.
- Масштабирование и оптимизация (3-6 месяцы). С третьего по шестой месяц проекта команда подключила двенадцать дронов к облачному хранилищу и настроила пакетную обработку видео. Это техническое решение позволило снизить затраты процессорного времени почти на треть, что существенно ускорило обработку данных и сделало систему более экономичной.
- Полное развертывание и обучение (7-12 месяцы). К концу первого года система охватывала всю трассу в двести километров, а алгоритмы машинного зрения были дополнительно обучены автоматически находить дефекты изоляции стыков трубопровода. Параллельно несколько инженеров заказчика прошли обучение работе с новой платформой, а служба сопровождения перешла на DevOps-процессы для обеспечения непрерывной интеграции и доставки обновлений.
Результаты:
- Сокращение числа выездных инспекций с 9 до 2 в месяц (-78%).
- Уменьшение затрат труда на мониторинг на 9 500 человеко-часов за сезон.
- Экономия 18 миллионов рублей в год на инспекциях.
- Сокращение времени обнаружения отклонений от проекта с 2 недель до 48 часов (-86%).
- Снижение числа инцидентов на 22%.
- Окупаемость проекта — 14 месяцев.
Выводы
Внедрение системы формирования обновляемой модели состояния трубопровода позволило не только значительно сократить затраты на инспекции, но и кардинально повысить скорость реагирования на проблемы, что в конечном итоге привело к повышению качества и безопасности строительства.
Опыт данного проекта может быть успешно применен не только при строительстве трубопроводов, но и для мониторинга других линейных объектов: автомобильных и железных дорог, линий электропередач, каналов и т.д.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты