Аналитики ДРТ оценили российский рынок аутсорсинга бэк-офисных процессов
Результаты опроса провайдеров услуг аутсорсинга бизнес-процессов
Рынок услуг аутсорсинга бэк-офисных процессов в 2024 году достиг 28 млрд рублей и продолжает расти. Речь идет об услугах аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета и подготовки отчетности, HR-сервисах (кадровое делопроизводство, расчет заработной платы, воинский учет и т. д.), процессах поддержки закупочной деятельности и поддержки продаж.
Эксперты ДРТ проанализировали деятельность 11 независимых аутсорсинговых провайдеров, ОЦО крупных компаний, оказывающих услуги внешним клиентам, а также специализированных подразделений аудиторско-консалтинговых групп, включая бывшую «большую четверку». Среднегодовой темп роста суммарной выручки респондентов (CAGR) составил 14,6%.
Более половины (51%) от общей выручки пришлось на доходы от аутсорсинга финансовых процессов, включая бухгалтерский и налоговый учет и подготовку отчетности. Еще четверть (25%) составила выручка от поддержки процессов управления персоналом. Услуги, связанные с поддержкой продаж и закупочной деятельности, были представлены весьма ограниченно. Любопытно, что выручка по категории «Другие услуги» оказалась значительной, приблизительно 10%. Сюда входят методология и постановка финансового учета, казначейские процессы, юридическое сопровождение, а также услуги по регистрации или ликвидации юридических лиц и прочие.
Около 2/3 (74%) от общей выручки респондентов генерировали крупные компании с численностью свыше тысячи сотрудников. В то же время микробизнес, малый и средний бизнес (до 600 сотрудников) продемонстрировали рекордные темпы роста числа заключенных договоров. Тем не менее, средний чек в этих категориях уменьшился, и суммарная выручка в этом клиентском сегменте не превысила 20% от всей выручки опрошенных провайдеров. Аналитики ДРТ ожидают, что конкуренция в сегментах малого и микробизнеса будет расти, в том числе со стороны банков и технологических компаний, стремящихся занять свою нишу на этом динамично развивающемся рынке и максимально использующих свою клиентскую базу.
«Представители малого и микробизнеса используют аутсорсинг для закрытия потребности в ресурсах для понятных, стандартных задач (например, подготовка бухгалтерских отчетов) и чаще всего выбирают провайдеров услуг исходя из стоимости предложений — именно этот критерий является решающим для большинства компаний данного сегмента. Что касается крупных компаний, корпораций и крупнейших игроков рынка, то они ищут индивидуальных решений для снижения стоимости и повышения качества своих бизнес-процессов с учетом доступных аутсорс-провайдеру специализированных ИТ-инструментов и экспертизы. При всем этом, по наблюдениям провайдеров, стоимость услуги и в этом сегменте также играет большую роль», — отметил партнер Департамента управленческого консультирования ДРТ Петр Виноградов.
Провайдеры активно развивают технологические возможности сервисов и внедряют современные инструменты цифровизации. Большинство участников опроса сообщили о широком распространении решений для электронного документооборота (ЭДО) и кадровых электронных систем управления документацией (КЭДО). Автоматизация процессов при помощи роботов и специализированных алгоритмов позволяет существенно повысить эффективность обработки больших объемов информации и минимизировать человеческий фактор. Некоторые провайдеры активно используют цифровых ассистентов и чат-ботов, обеспечивающих оперативное взаимодействие с пользователями.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети