РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

«Убери телефон»: как мы запретили гаджеты на уроках, и это сработало

Компания по образованию за рубежом Excelente рассказала о своем опыте цифрового запрета для учеников
«Убери телефон»: как мы запретили гаджеты на уроках, и это сработало
Источник изображения: Tamarcus Brown, Unsplash / @tamarcusbrown
Ксения Ирани
Ксения Ирани
Основатель и директор Центра по образованию за рубежом ЭКСЕЛЕНТЕ

Эксперт по образованию за рубежом с 2006 года. Основала собственный российский центр Excelente. Компания Excelente сейчас — лидер в своей области, включена в 4 % лучших компаний страны в своей отрасли

Подробнее про эксперта

Почему родители сами просят ограничить детей от телефонов и как организовать правильный детокс, когда запреты не работают. Ксения Ирани, лидер компании по образованию за рубежом Excellent, делится своим опытом и рассказывает, как в компании удалось решить эту злободневную проблему. 

Цифровая реальность: когда статистика пугает больше хорроров

По данным Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (2023), российские подростки проводят в среднем 6–8 часов в день за гаджетами. Это порой больше, чем время сна или общения с семьей. Согласно исследованиям ВОЗ (2022), у 34 % подростков в возрасте 12–15 лет наблюдается «цифровая усталость» — хроническое переутомление из-за постоянного потока уведомлений и информации.

Но проблема не в самих экранах. А в том, как неуемное потребление контента влияет буквально на все: успеваемость, моральное состояние, физические показатели. Исследование Американской психологической ассоциации (APA, 2023) говорит о том, что подростки, проводящие более 5 часов в день в социальных сетях, вдвое чаще испытывают симптомы депрессии и тревоги по сравнению с теми, кто ограничивает экранное время 1–2 часами. Мозг подростка, постоянно переключающийся между уведомлениями, хуже усваивает информацию и теряет способность к глубокому мышлению. Все из-за того же переключения внимания сложнее концентрироваться на заданиях, риск ошибок возрастает. Вместе с падением концентрации, утомляемость и усталость приходят быстрее и переносятся мучительнее.

Зависание в социальных сетях сильно влияет и на моральное состояние. Стираются границы осознания реальных вещей, снижается количество и качество реального общения. Тормозится развитие эмоционального интеллекта, эмпатии. Подросткам, которые общаются в соцсетях больше, чем вживую, гораздо сложнее коммуницировать за пределами экрана. Они хуже распознают эмоции и намерения других людей и острее испытывают одиночество даже при немалом количестве виртуальных контактов.

Гаджеты — как сахар. В малых дозах — полезно, в больших — зависимость.

Почему запреты не работают?

«Выключи телефон!» — фраза, которая вызывает у подростка примерно те же эмоции, что у нас — пробка в час пик. Запрет без альтернативы — это конфликт. Подросток будет искать лазейки, а родители — терять авторитет. А если вместо родителей подставить учителя или воспитателя, чей «вес» в глазах ребенка еще ниже? Ответ очевиден: не сработает. Смартфон спрячется под партой, в кармане, и станет еще желаннее и нужнее, как любое запретное.

Что вместо этого?

Сейчас очень многие родители, которые обращаются к нам за услугами, спрашивают, разрешаем мы ли в каникулярных турах детям пользоваться гаджетами. И настаивают на том, чтобы мы забирали у них телефоны. Частота таких запросов и обеспокоенность родителей еще раз подчеркивают, насколько остро стоит проблема цифровой гигиены и как важно любым педагогам уделять этому внимание. Также их волнует отношение к телефонам в зарубежных учебных заведениях, куда планируется поступление. Предполагая качественное образование и проживание вдали от домашней опеки, родители пытаются заведомо проконтролировать этот вопрос и ограничить пустую трату времени за смартфонами. Они ожидают, что дети будут хорошо учиться, развиваться, общаться, а не зависать в соцсетях и чатах.

В итоге на одной чаше весов — абсолютная беспомощность голых запретов, на другой — острая потребность цифрового контроля подростков. Нам нужно было что с этим делать.

И мы решили использовать схему выгодных для ребенка альтернатив и здоровых границ. И вот, как это работает.

Языковые туры: когда телефон становится инструментом

Уже больше 10 лет мы организуем зарубежные языковые туры. Коротко, это программы разной длительности, в которых небольшая группа детей из России выезжает в другую страну, прикрепляется к языковой школе либо колледжу и ударно изучает английский язык. У группы детей есть групп-лидер — наставник и педагог, который отвечает за координацию, моральный настрой, досуг и любые организационные вопросы.

И последние годы чем острее назревала проблема цифровой зависимости у подростков, тем больше внимания мы уделяли тому, как решить этот вопрос так, чтобы дети не ощущали острого синдрома отмены, а педагогам не приходилось постоянно сталкиваться с конфликтами из-за пресловутого «Убери телефон!».

В итоге гаджеты стали программой компромисса. Вот как:

Гаджеты свободны разрешены на экскурсиях. Снимать фото, видео, отправлять «кружочки» маме и друзьям из крутой локации — никаких ограничений!

На уроках никаких гаджетов. Вообще и совсем. Весь учебный период освобожден от личных смартфонов и планшетов. Невозможно неусыпно контролировать каждого, поэтому смартфоны просто изымаются у всех.

Единство правил — еще один важный аспект. Если есть правило, оно работает для всех участников без исключения.

Очень много активности за день. Мы поняли, что альтернатива — лучшее решение для запрета или отмены. Просто ограничить что-либо недостаточно. Завлечь чем-то другим — да! Поэтому вне учебных занятий организуем детям как можно больше интересного: экскурсии, прогулки, шоппинг, живые игры, реальное общение. Конечно, у такой насыщенной программы цель — отнюдь не только в том, чтобы избавить детей от телефонов. Но мы обнаруживаем отличный бонус: дети получают столько эмоций, впечатлений, реальной коммуникации и опыта, что потребность что-либо компенсировать социальными сетями и необходимость в эмоциональной подпитке попросту отпадают сами собой. Коротко говоря, подросткам не до ТикТока — у них бурлит реальная жизнь. Им хочется обсуждать не в чате, а друг с другом, захлебываясь эмоциями и словами. Они начинают ценить живое общение.

Как учат цифровой гигиене в зарубежных школах

Опыт цифрового детокса и запрета на гаджеты подсмотрен у лучших. Сейчас такую практику мы видим в большинстве сильных зарубежных школа и колледжей, особенно пансионного типа. В заведениях, где пристальное внимание уделяется качеству образования, запрет на гаджеты становится естественным продолжением концепции профессионального и личностного развития студентов. В некоторых школах США и Европы ученикам разрешено использовать смартфоны только в определенные часы, например, во время обеденного перерыва или после уроков. В других учебных заведениях телефоны сдаются на хранение перед началом занятий и возвращаются по окончании дня. К примеру, в малазийской Nexus International School существует правило: смартфоны забирают утром и отдают только вечером.

Иногда родители переживают, что в отсутствие смартфона ребенок не сможет связаться с родителями, если что-то случится. Мой сын учится в школе Nexus в Малайзии. Более того — он в пансионе. И я знаю, что в случае форс-мажора он не останется один — за ним присмотрят, ему помогут, а со мной обязательно свяжутся. Здесь важно правильно выбирать учебное заведение, где отсутствие связи компенсируется безопасностью со стороны школы и обоснованным доверием со стороны родителей.

Но что взамен?

Интерактивные и интересные занятия вместо скучных лекций. Если урок построен так, что у ребенка есть пространство для самовыражения, высказывания, эксперимента и развития мысли, то ему нет нужды прятаться с телефоном. Потому что такие уроки захватывают его, ведь он — часть процесса, а не отстраненный наблюдатель.

Большое количество занятий по интересам. Нередко в виртуальной жизни дети (да и взрослые тоже) компенсируют что-то, чего сильно не хватает в реальности. В продвинутых зарубежных школах кампусы — это не только сосредоточие классов, но и целый мир для развития индивидуальности. Хочется рисовать — есть арт-студии. Двигаться — спортивные секции, танцы, акробатика, скалолазание. Есть мечта стать звездой, чтобы все обратили внимание и сказали «вау!» — музыкальные студии, вокальные, творческие коллективы, ораторские клубы. Пробовать себя можно в разном. И даже если живопись, вокал и футбол мимо, а мечта подростка — все-таки стать блогером, то и тут зачастую можно найти полезные сферы приложения: курсы по программированию, дизайну, студенческой журналистике, студенческая социальная активность.

Все это звучит как фантастика, но это правда. Найти себя, реализоваться, получать достаточно лояльной и экологичной коммуникации, от которой нет нужды прятаться в виртуальных мирах — вот тот подход, который делает запрет на гаджеты не наказанием, а органичным продолжением образа жизни. Очень быстро дети и сами перестают ощущать такую острую потребность в соцсетях, играх на телефоне и бесконечных чатах.

Зарубежные школы и языковые туры не борются с технологиями — они учат детей управлять ими.

Цель отказа от гаджетов  — не побороть пресловутую «вредную привычку». А создать такие условия, чтобы ребенок сам ставил телефон на беззвучный режим, когда это нужно. И даже не потому, что «надо», а потому что в реальном мире — интереснее. 

Мы хотим, чтобы дети переживали настоящие чувства и эмоции, а не виртуальные. И это работает лучше всего.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д. 20, офис 408

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия