«Убери телефон»: как мы запретили гаджеты на уроках, и это сработало
Компания по образованию за рубежом Excelente рассказала о своем опыте цифрового запрета для учеников

Эксперт по образованию за рубежом с 2006 года. Основала собственный российский центр Excelente. Компания Excelente сейчас — лидер в своей области, включена в 4 % лучших компаний страны в своей отрасли
Почему родители сами просят ограничить детей от телефонов и как организовать правильный детокс, когда запреты не работают. Ксения Ирани, лидер компании по образованию за рубежом Excellent, делится своим опытом и рассказывает, как в компании удалось решить эту злободневную проблему.
Цифровая реальность: когда статистика пугает больше хорроров
По данным Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (2023), российские подростки проводят в среднем 6–8 часов в день за гаджетами. Это порой больше, чем время сна или общения с семьей. Согласно исследованиям ВОЗ (2022), у 34 % подростков в возрасте 12–15 лет наблюдается «цифровая усталость» — хроническое переутомление из-за постоянного потока уведомлений и информации.
Но проблема не в самих экранах. А в том, как неуемное потребление контента влияет буквально на все: успеваемость, моральное состояние, физические показатели. Исследование Американской психологической ассоциации (APA, 2023) говорит о том, что подростки, проводящие более 5 часов в день в социальных сетях, вдвое чаще испытывают симптомы депрессии и тревоги по сравнению с теми, кто ограничивает экранное время 1–2 часами. Мозг подростка, постоянно переключающийся между уведомлениями, хуже усваивает информацию и теряет способность к глубокому мышлению. Все из-за того же переключения внимания сложнее концентрироваться на заданиях, риск ошибок возрастает. Вместе с падением концентрации, утомляемость и усталость приходят быстрее и переносятся мучительнее.
Зависание в социальных сетях сильно влияет и на моральное состояние. Стираются границы осознания реальных вещей, снижается количество и качество реального общения. Тормозится развитие эмоционального интеллекта, эмпатии. Подросткам, которые общаются в соцсетях больше, чем вживую, гораздо сложнее коммуницировать за пределами экрана. Они хуже распознают эмоции и намерения других людей и острее испытывают одиночество даже при немалом количестве виртуальных контактов.
Гаджеты — как сахар. В малых дозах — полезно, в больших — зависимость.
Почему запреты не работают?
«Выключи телефон!» — фраза, которая вызывает у подростка примерно те же эмоции, что у нас — пробка в час пик. Запрет без альтернативы — это конфликт. Подросток будет искать лазейки, а родители — терять авторитет. А если вместо родителей подставить учителя или воспитателя, чей «вес» в глазах ребенка еще ниже? Ответ очевиден: не сработает. Смартфон спрячется под партой, в кармане, и станет еще желаннее и нужнее, как любое запретное.
Что вместо этого?
Сейчас очень многие родители, которые обращаются к нам за услугами, спрашивают, разрешаем мы ли в каникулярных турах детям пользоваться гаджетами. И настаивают на том, чтобы мы забирали у них телефоны. Частота таких запросов и обеспокоенность родителей еще раз подчеркивают, насколько остро стоит проблема цифровой гигиены и как важно любым педагогам уделять этому внимание. Также их волнует отношение к телефонам в зарубежных учебных заведениях, куда планируется поступление. Предполагая качественное образование и проживание вдали от домашней опеки, родители пытаются заведомо проконтролировать этот вопрос и ограничить пустую трату времени за смартфонами. Они ожидают, что дети будут хорошо учиться, развиваться, общаться, а не зависать в соцсетях и чатах.
В итоге на одной чаше весов — абсолютная беспомощность голых запретов, на другой — острая потребность цифрового контроля подростков. Нам нужно было что с этим делать.
И мы решили использовать схему выгодных для ребенка альтернатив и здоровых границ. И вот, как это работает.
Языковые туры: когда телефон становится инструментом
Уже больше 10 лет мы организуем зарубежные языковые туры. Коротко, это программы разной длительности, в которых небольшая группа детей из России выезжает в другую страну, прикрепляется к языковой школе либо колледжу и ударно изучает английский язык. У группы детей есть групп-лидер — наставник и педагог, который отвечает за координацию, моральный настрой, досуг и любые организационные вопросы.
И последние годы чем острее назревала проблема цифровой зависимости у подростков, тем больше внимания мы уделяли тому, как решить этот вопрос так, чтобы дети не ощущали острого синдрома отмены, а педагогам не приходилось постоянно сталкиваться с конфликтами из-за пресловутого «Убери телефон!».
В итоге гаджеты стали программой компромисса. Вот как:
Гаджеты свободны разрешены на экскурсиях. Снимать фото, видео, отправлять «кружочки» маме и друзьям из крутой локации — никаких ограничений!
На уроках никаких гаджетов. Вообще и совсем. Весь учебный период освобожден от личных смартфонов и планшетов. Невозможно неусыпно контролировать каждого, поэтому смартфоны просто изымаются у всех.
Единство правил — еще один важный аспект. Если есть правило, оно работает для всех участников без исключения.
Очень много активности за день. Мы поняли, что альтернатива — лучшее решение для запрета или отмены. Просто ограничить что-либо недостаточно. Завлечь чем-то другим — да! Поэтому вне учебных занятий организуем детям как можно больше интересного: экскурсии, прогулки, шоппинг, живые игры, реальное общение. Конечно, у такой насыщенной программы цель — отнюдь не только в том, чтобы избавить детей от телефонов. Но мы обнаруживаем отличный бонус: дети получают столько эмоций, впечатлений, реальной коммуникации и опыта, что потребность что-либо компенсировать социальными сетями и необходимость в эмоциональной подпитке попросту отпадают сами собой. Коротко говоря, подросткам не до ТикТока — у них бурлит реальная жизнь. Им хочется обсуждать не в чате, а друг с другом, захлебываясь эмоциями и словами. Они начинают ценить живое общение.
Как учат цифровой гигиене в зарубежных школах
Опыт цифрового детокса и запрета на гаджеты подсмотрен у лучших. Сейчас такую практику мы видим в большинстве сильных зарубежных школа и колледжей, особенно пансионного типа. В заведениях, где пристальное внимание уделяется качеству образования, запрет на гаджеты становится естественным продолжением концепции профессионального и личностного развития студентов. В некоторых школах США и Европы ученикам разрешено использовать смартфоны только в определенные часы, например, во время обеденного перерыва или после уроков. В других учебных заведениях телефоны сдаются на хранение перед началом занятий и возвращаются по окончании дня. К примеру, в малазийской Nexus International School существует правило: смартфоны забирают утром и отдают только вечером.
Иногда родители переживают, что в отсутствие смартфона ребенок не сможет связаться с родителями, если что-то случится. Мой сын учится в школе Nexus в Малайзии. Более того — он в пансионе. И я знаю, что в случае форс-мажора он не останется один — за ним присмотрят, ему помогут, а со мной обязательно свяжутся. Здесь важно правильно выбирать учебное заведение, где отсутствие связи компенсируется безопасностью со стороны школы и обоснованным доверием со стороны родителей.
Но что взамен?
Интерактивные и интересные занятия вместо скучных лекций. Если урок построен так, что у ребенка есть пространство для самовыражения, высказывания, эксперимента и развития мысли, то ему нет нужды прятаться с телефоном. Потому что такие уроки захватывают его, ведь он — часть процесса, а не отстраненный наблюдатель.
Большое количество занятий по интересам. Нередко в виртуальной жизни дети (да и взрослые тоже) компенсируют что-то, чего сильно не хватает в реальности. В продвинутых зарубежных школах кампусы — это не только сосредоточие классов, но и целый мир для развития индивидуальности. Хочется рисовать — есть арт-студии. Двигаться — спортивные секции, танцы, акробатика, скалолазание. Есть мечта стать звездой, чтобы все обратили внимание и сказали «вау!» — музыкальные студии, вокальные, творческие коллективы, ораторские клубы. Пробовать себя можно в разном. И даже если живопись, вокал и футбол мимо, а мечта подростка — все-таки стать блогером, то и тут зачастую можно найти полезные сферы приложения: курсы по программированию, дизайну, студенческой журналистике, студенческая социальная активность.
Все это звучит как фантастика, но это правда. Найти себя, реализоваться, получать достаточно лояльной и экологичной коммуникации, от которой нет нужды прятаться в виртуальных мирах — вот тот подход, который делает запрет на гаджеты не наказанием, а органичным продолжением образа жизни. Очень быстро дети и сами перестают ощущать такую острую потребность в соцсетях, играх на телефоне и бесконечных чатах.
Зарубежные школы и языковые туры не борются с технологиями — они учат детей управлять ими.
Цель отказа от гаджетов — не побороть пресловутую «вредную привычку». А создать такие условия, чтобы ребенок сам ставил телефон на беззвучный режим, когда это нужно. И даже не потому, что «надо», а потому что в реальном мире — интереснее.
Мы хотим, чтобы дети переживали настоящие чувства и эмоции, а не виртуальные. И это работает лучше всего.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети