Искусственный интеллект или пиарщики: кто справится лучше
ИИ меняет PR, но заменит ли он специалистов? Ксения Керимова (Котвиц), основательница Media Loves You, уверена: это инструмент, а не альтернатива

Входит в рейтинг лучших PR-специалистов России, а ее агентство победило в 2022 году в номинации «BEST PERSONAL BRANDING» международного фестиваля рекламы и маркетинговых коммуникаций «Silver Mercury»
Искусственный интеллект (ИИ) стремительно входит в профессиональные сферы, и PR не стал исключением. Многие компании задумываются: а стоит ли заменять штатных специалистов технологиями? Мы задали этот вопрос Ксении Керимовой (Котвиц), основательнице PR-агентства Media Loves You. Ее вывод однозначен: ИИ — это не замена, а инструмент, и понимание этого критически важно для бизнеса.
Чем полезен ИИ для PR
Потенциал у искусственного интеллекта действительно огромный. Для любого пиарщика это большое подспорье. Мы можем быстро находить нужную информацию или данные для исследований. То, на что раньше у сотрудника могло уходить полдня, теперь решается за секунды.
ИИ успешно справляется с такими задачами, как:
- поиск информации;
- создание черновиков текстов;
- анализ конкурентов;
- планирование коммуникаций.
Исследование компании Gartner показывает, что уже в 2023 году более 70% зарубежных маркетинговых команд использовали инструменты ИИ для автоматизации рутинных задач, таких как анализ данных и составление отчетов. Сейчас и в России эти цифры увеличиваются, это подтверждает, что технологии помогают оптимизировать работу и высвобождать ресурсы для стратегического планирования.
Эти функции экономят время и освобождают специалистов для более сложной работы. Однако это лишь оперативные задачи, не затрагивающие глубинных аспектов PR.
Почему ИИ не заменит человека
Когда речь заходит о стратегических задачах, репутационных кризисах или создании уникального контента, ИИ не может заменить PR-специалиста. Даже тексты, созданные искусственным интеллектом, видны сразу — они не вызывают эмоций, не цепляют и не выглядят профессионально. Что уж тут говорить о разработке PR-стратегий — ни один робот не сможет глубоко погрузиться в клиента, понять его цели и ценности, учесть тонкости позиционирования и конкретные слова, значения которых улавливает только человек, не ИИ.
Эффективность человеческого подхода подтверждает исследование российской компании Brand Analytics 2023. Анализ контента в социальных сетях показал, что публикации, созданные людьми, на 40% чаще вызывают отклик аудитории, чем материалы, сгенерированные ИИ.
Особенно это актуально для политического пиара или других сфер, требующих тонкого понимания контекста. Без живого участия специалистов компания рискует потерять свою медийность: журналисты просто перестанут работать с «искусственными» текстами.
Риски замены специалистов ИИ
Среди ключевых рисков:
- потеря индивидуальности в коммуникациях,
- снижение качества материалов,
- ухудшение взаимоотношений с медиа.
Живой специалист учитывает нюансы и детали, работает индивидуально. В том числе лучше улавливает запрос клиента. И что важно — зачастую сам клиент не очень понимает что он хочет. И машина в этом случае точно не помощник. А вот пиарщик с огромным опытом поймет очень хорошо и предложит варианты. Это как сравнить массаж у специалиста и в массажном кресле. Живой подход всегда выигрывает.
Как использовать ИИ для роста команды
ИИ может стать инструментом для усиления сильных сторон команды. Например, если сотрудник хорошо пишет тексты, ИИ поможет ему быстрее находить информацию или обрабатывать больше данных. Однако если человек изначально плохо справляется с задачей, то ИИ не даст результата.
Согласно исследованию Harvard Business Review, наиболее успешными становятся те компании, где ИИ внедряется для усиления сильных сторон сотрудников, а не для полной автоматизации процессов. Это снижает стресс сотрудников и увеличивает их вовлеченность.
Важно не пытаться исправить слабые места сотрудников с помощью технологий, а использовать их для повышения эффективности там, где команда уже сильна.
Баланс технологий и человеческого фактора
PR — это не только хард-скиллы, такие как написание текстов или анализ данных. Это также софт-скиллы: умение выстраивать отношения, эффективно коммуницировать с журналистами, понимать аудиторию. Здесь ИИ не справится.
Успешный PR основан на гармоничном сочетании технической и человеческой составляющих. Искусственный интеллект может помочь в рутинных задачах, но основой остаются люди.
Что в итоге
Использовать ИИ в PR стоит, но только как вспомогательный инструмент. Это способ ускорить процессы и повысить эффективность, но не замена человеческого подхода. PR — это искусство коммуникации, где ценятся нюансы и эмоциональная вовлеченность, а значит, человеческий фактор всегда будет в приоритете.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль