«Лайм-Займ» назвал главную тенденцию рынка МФО ближайших лет
В связи с ужесточением регулирования для МФО сегодня в приоритете — рост и удержание повторных клиентов
Ландшафт рынка МФО как главная причина для смещения приоритета
2024 год для МФО стал еще одним этапом перемен: усилились требования в части расчета ПДН (предельная долговая нагрузка), вступили в силу новые и ужесточились прежние макропруденциальные лимиты, которые повлияли на снижение риск-аппетитов.
Быстро адаптироваться к таким условиям сегодня способны только крупные игроки рынка, имеющие высокий уровень технологической инфраструктуры и широкую продуктовую линейку. Кроме «займов до зарплаты» крупные МФО сегодня предлагают и другие востребованные онлайн-продукты: Installments- и POS-займы, BNPL-сервисы, залоговое кредитование, некоторые представители стали делать акцент на работе с субъектами МСП.
Особенно интересны для бизнеса становятся Installment-займы в силу повышенного спроса на околобанковские продукты в МФО части заемщиков, которые столкнулись с отказами в банках из-за скоринговых политик.
Доля одобрений у повторных клиентов продолжает расти
Несмотря на всплеск активности от «постбанковского» сегмента в МФО, уровень удобрения все равно ощутимо снизился. На основе данных СРО «МиР», в прошлом году средний уровень удобрений в МФО сократился на 6,5% по сравнению с 2023 годом и на 3,25% с 2022 годом.
Таким образом, к концу 2024 года представители микрофинансового рынка были вынуждены сокращать «воронку» клиентского потока и количество выдаваемых займов новым клиентам, соответственно.
Однако у повторных клиентов доля одобрения продолжает расти — это качественная и лояльная аудитория, которая требует меньше расходов на маркетинг и для скоринг-политик считается более благонадежной. В I квартале 2025 года в портфеле «Лайм-Займ» доля повторных клиентов в выдачах достигла 70%.
Изменения прошлых лет и, в частности, 2024 года простимулировали рынок сменить приоритет с привлечения новых клиентов на удержание повторных, которым преимущественно и выдаются те самые околобанковские продукты, под которыми понимаются «длинные займы» (Installment loans).
Наращивание и рост повторных клиентов: пример адаптации МФК «Лайм-Займ»
Увеличение доли IL-займов в портфеле позволит компаниям нарастить процентный доход в условиях ограничения полной стоимости кредита и эффективнее использовать макропруденциальный лимит, который рассчитывается от объема выдач: займы PDL расходуют лимит быстрее.
В 2023 году «Лайм-Займ» уже прогнозировал развитие этого сегмента и запустил новый продукт с увеличенной суммой и сроком — Mega Installment. Это продукт на рынке МФО, который увеличил сумму выдачи займа до 100 000 рублей. В 2024 году объем таких займов в портфеле компании вырос до 5,8%. Для сравнения, например, в 2023 их объем составлял всего 1,2%.
Кроме того, в 2025 году компания запустила POS-займы. Они будут способствовать лидогенерации и конвертации клиентов в традиционные продукты МФК и, в частности, в приоритетные для бизнеса — длинные займы (IL), что станет логичным шагом в клиентском пути. В целом стратегия «Лайм-Займ» направлена на диверсификацию сегментов, чтобы сбалансировать структуру выручки и прибыльности.
Напомним, что по итогам 2024 года доля IL-займов в структуре совокупного портфеля компании составила 87%.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети