4 тренда развития коммуникационных сервисов в России
VK Tech опросил 750 компаний об использовании коммуникационных платформ и выяснил, что для них действительно важно

С 2018 года развивает коммуникационную платформу VK WorkSpace в VK. Руководитель направления продаж.
Тренд на российские решения, который начался в 2022 году с уходом иностранных компаний, сохраняется и в 2025-м. Отечественные продукты формируются не в вакууме, а учитывают потребности российского рынка. Мы в VK Tech провели исследование и выделили четыре ключевых тренда на рынке корпоративных коммуникаций.
Тренд №1. Повышение эффективности труда
Работодатели используют сервисы для совместной работы, чтобы сотрудники были продуктивны и в офисе, и на удаленке. Здесь прослеживается две тенденции:
Гибридные форматы работы. Компании предпочитают платформы, на которых сотрудники могут работать с компьютера, планшета и смартфона. Например, в коммуникационной платформе VK WorkSpace можно общаться с коллегами где угодно — по дороге на работу, из дома или в командировке.
Сервисы для совместной работы. Важно, чтобы сотрудники могли работать в сервисах одновременно: например, в доске для идей. Доска — это бесконечное полотно, на котором можно рисовать mind maps, блок-схемы, объекты, связывать их между собой. Можно настроить доступ для коллег и совместно редактировать доски в онлайне. В отличие от массового сервиса поделиться досками получится только с сотрудниками.
По данным исследования VK Tech, доски активно использует в работе малый, средний и крупный бизнес. Еще одна актуальная опция — миграция из Miro, в VK Доске для этого есть отдельная кнопка.

Тренд №2. Комплексные решения для корпоративных коммуникаций
По данным исследования VK Tech, самый популярный инструмент у компаний любых размеров — электронная почта. Следующий по востребованности инструмент — сервис для видеоконференций. Мессенджерами пользуются во всех сегментах и в компаниях любого размера. Из этого тренда следует два направления:
Единый поставщик. Когда компания закупает несколько решений у одного вендора, это упрощает юридическое сопровождение и работу сотрудников. Продукты от одного поставщика интегрируются в единую экосистему: сотрудники могут вести переписку в почте и мессенджере, подписывать заявки на командировки в личном кабинете. По нашим данным, 34% пользователей выбирают именно такие комплексные решения.
Сквозные сценарии использования и бесшовность. Переключение между разными сервисами и устройствами занимает 9% рабочего времени, поэтому компании стремятся объединить все инструменты для коммуникаций. Сотрудники работают быстрее и меньше устают, если можно написать письмо в почте, поставить встречу в календаре, тут же прикрепить ссылку на звонок в сервисе видеоконференций — и все это в одном окне.

Тренд №3. Информационная безопасность
За первое полугодие 2024 года эксперты ГК «Солар» зафиксировали 355 000 DDoS-атак на российские организации — это на 16% больше, чем за весь 2023 год. Именно поэтому компании присматриваются к решениям, которые отвечают следующим критериям:
Размещение данных в России. По Федеральному закону 152-ФЗ данные российских граждан должны храниться только на территории России. Сервисы должны входить в реестр отечественного ПО и соответствовать требованиям регуляторов.
Защита информации от утечек. Сервисы для корпоративных коммуникаций должны быть оборудованы встроенным антивирусом, антиспам- и антифишинг-программами, а копии писем должны храниться на разных серверах. В On-premises-решениях должна быть возможность интегрировать систему в IT-инфраструктуру организации.
On-premises-решение. Представители крупного бизнеса предпочитают гибридные решения, когда заказчик арендует ИТ-инфраструктуру в облаке вендора и на ней разворачивает свой On-premises-продукт. Такой вариант выбирают чаще, чем размещение в облаке: 55–57% против 43% соответственно.

По результатам исследования VK Tech, в ближайшие два-три года все больше клиентов будут предпочитать On-premises и гибридные решения, а доля SaaS снизится на 10%. VK WorkSpace предлагает три варианта размещения данных: SaaS, On-premises и гибридный.

Тренд №4. Мобильное приложение
Практически каждый сотрудник работает не только с компьютера, но и со смартфона. Чаще всего из бизнес-приложений на мобильных телефонах используют коммуникационные платформы для общения с коллегами, видеоконференций, совместной работы над документами. В этом тренде выделяют три направления:
Совместимость со всеми ОС и устройствами. Интерфейс должен адаптироваться к экрану, а приложение — устанавливаться на любую платформу: Android, iOS, Huawei.
Полноценный функционал. В мобильном приложении должны быть доступны все корпоративные сервисы. Это позволит общаться с коллегами в чатах и почте, устраивать видеоконференции, ставить задачи, планировать встречи и заполнять рабочий календарь.
Защита данных. Смартфон или планшет легче потерять, поэтому данные в мобильном приложении должны быть надежно защищены. Минимальная безопасность — это двухфакторная аутентификация и поддержка SSO. Еще лучше, если приложением управляет системный администратор. Если сотрудник потеряет телефон, администратор может мгновенно заблокировать пользователя, прекратить все текущие сессии и удалить данные с устройства.
Источники изображений:
Архив VK WorkSpace
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль