Траверсы для ЛЭП: виды и монтаж
Какие траверсы используют на линиях электропередач, чем отличаются ТМ от ТН, как их маркируют и монтируют — рассказываем в этой статье

Закончил ЛИТМО (Ленинградский институт точной механики и оптики). 55 лет. 29 лет на производстве.
ЛЭП — необходимый элемент в цепочке электропитания потребителей. Без применения линии электропередач стабильное снабжение электричеством невозможно. Важнейшую роль в конструкции ЛЭП играют траверсы, которые фиксируют провода и препятствуют возникновению обрывов и замыканий на линии.
Какие бывают траверсы для ЛЭП
Траверса представляет собой специальную металлоконструкцию, которая удерживает провода на опоре на заданном расстоянии друг от друга и не позволяет им соприкасаться. Благодаря использованию данных конструкций достигается правильное распределение нагрузок и безопасная подача электроэнергии потребителям.
По своему назначению траверсы для ЛЭП делятся на две группы:
- Траверсы серии ТМ — для высоковольтных (магистральных) линий, напряжение в которых достигает 10 кВ (ВЛ 10). Такие ЛЭП прокладывают в малонаселенных районах между крупными и средними населенными пунктами — городами и поселками. Протяженность таких линий может достигать 20 км.
- Траверсы ТН — для низковольтных ЛЭП с напряжением не более 0,38-0,4 кВ (ВЛ). Это локальные линии небольшой протяженности, которые возводят на производственных объектах, а также в малых деревнях, садовых товариществах и т.д.
Траверсы ТМ имеют внутреннюю классификацию. По форме различают траверсы:
- Прямые — используются для крепления электропроводки на ровной местности;
- Угловые — применяются там, где ЛЭП проходит по загнутой траектории;
- Специальные — более сложные конструкции, которые предусматривают крепление изолирующих и прочих специальных элементов.
По способу крепления производят траверсы ТМ, рассчитанные на:
- один провод;
- два провода;
- кабель с изолирующими подвесками.
Также траверсы различают по габаритам и весу. Средний показатель веса изделия составляет от 15 до 50 кг. В общем случае его конструкций включает металлический уголок, круг, полосу, штыри и серьги СРС для присоединения изолятора.
Независимо от типа изделия оно должно быть рассчитано на высокие механические и вибрационные нагрузки, не подвергаться деформации и не изнашиваться в течение длительного времени — как правило, до 40 лет. Поскольку линии электропередач прокладываются на удалении от крупных населенных пунктов, их обслуживание проводится в плановом порядке. Экстренный ремонт при выходе конструкции из строя сопряжен с рядом сложностей.

Особенности производства траверс для ЛЭП
В России траверсы ТМ и ТН производятся в соответствии с государственными техническими регламентами, например, СТО 56947007-29.120.90.033-2009, который принят Федеральной Сетевой Компанией «Россети». На нашем заводе мы изготавливаем траверсы для ЛЭП с применением рабочих чертежей 7158, выпущенных ОАО ЦНИИС в 2007 году.
Траверсы для низковольтных и высоковольтных линий изготавливаются из углеродистой стали высокого качества. Изоляторы делают из прочного стекла, фарфора или пластика, штыри для их крепления — из стальной арматуры. Для улучшения эксплуатационных свойств изделия проходят дополнительную обработку: их оцинковывают горячим способом, применяют порошковое или лакокрасочное покрытие. Обработка повышает прочность и устойчивость материала к коррозии.
При производстве траверс для ЛЭП важно учитывать их совместимость с другими элементами линии передач, а также соответствие изделий нагрузкам, которые им предстоит испытывать. Заявленные характеристики проверяют на производстве перед дальнейшей реализацией, а затем на местности перед началом монтажа. Для проверки применяются специальные контрольно-измерительные приборы.
Маркировка траверс
Готовые траверсы в обязательном порядке маркируют. На каждое изделие наносят название и марку товара, месяц и год проведения лабораторных испытаний. Эту информацию также указывают на упаковке товара, ярлыке и вкладыше к каждой партии.
Маркировка должна выполняться на государственном языке, быть разборчивой и размещаться там, где ее легко увидеть. Она не должна стираться в течение заявленного срока службы изделия.

Монтаж траверс
Траверсы ТМ и ТН монтируются на опоры разных видов: анкерные, угловые, концевые, промежуточные, ответвительные. Для монтажа применяют специальные хомуты. Если используется промежуточная или концевая опора, то конструкция траверсы включает подвесные серьги. Отсутствие этого элемента чревато провисанием проводов и замыканиями.
Перед началом монтажа рекомендуется проверить заявленные характеристики конструкции при помощи контрольно-измерительных инструментов. Во время установки на местности важно правильно определить допустимое положение проводов и тросов для защиты от грозы. Их нельзя прокладывать вблизи жилых зданий, инженерных коммуникаций и прочих объектов.
После монтажа траверс на опору их обязательно заземляют. Для этого применяют зажим или прут из стали. Только после заземления начинают прокладывать электропровода. Они могут быть изолированными либо нет, но в любом случае провода не должны соприкасаться между собой.
Если предстоит монтировать траверсы ТМ, то перед началом монтажа к балке конструкции приваривают металлические штыри. Они нужны для последующей установки изолирующих элементов.
После установки траверс проводят финальную проверку креплений и качество монтажа. Если изделия выполнены из материалов, предусмотренных техническими нормативами, и установлены по всем правилам, то они прослужат в среднем от 30 до 40 лет и обеспечат стабильное и безопасное функционирование линии электропередач.
Источники изображений:
Freepik.com
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети