Как готовят кадры для геймдева в условиях нехватки специалистов
О том, как восполняется дефицит кадров в игровой индустрии и почему для успеха в геймдеве нужны не только технические навыки, — в материале

Специалист по работе с персоналом, ювенолог, эксперт по теории поколений и работе с молодежью. Занимается привлечением, сопровождением и развитием персонала компании.
Российская игровая индустрия сталкивается с системной проблемой — разрывом между теоретическим образованием и практическими требованиями рынка. Один из эффективных форматов ее решения — создание компаниями собственных образовательных программ. О том, как такие академии помогают новичкам сделать первую игру и что получает от этого индустрия, рассказала HR бизнес-партнер ГК «Леста Игры» Евгения Михайловская.
— В чем главная сложность для начинающего специалиста, который хочет попасть в игровую индустрию?
Классическая проблема — это требование опыта работы при трудоустройстве на первую должность. Сформировался замкнутый круг: без опыта не берут, а где его взять, если нигде не работал? Конкуренция на рынке после ухода ряда международных компаний только возросла, и эта проблема обострилась.
Но дело не только в опыте как таковом. Создание игр — это особая среда, где одних технических навыков — программирования, знание гейм-дизайна, владения инструментами 3D-арта — недостаточно. Здесь критически важно иметь стратегическое мышление, выходящее за рамки ответа на вопрос «как делать игры?» и отвечающее за то, как захватить и удержать внимание игрока. Также необходима игровая насмотренность — человек с большим игровым опытом понимает в разы больше того, кто в игры не играет. И, конечно, работа в команде. Куда без этого. В одиночку сделать проект пусть и не невозможно, но невероятно сложно. В команде сталкиваются люди с разными мнениями и амбициями, и умение договариваться здесь тоже важно.
— Можно ли эти компетенции получить в вузе?
Не всегда и не в полной мере. Вузы, особенно IT-направлений, только начали открывать профильные кафедры, и внимание часто уделяется более проработанным IT-специальностям, в то время как узкоспециализированные навыки для разработки игр могут оставаться в стороне. Еще один ключевой момент — способность удерживать мотивацию на долгом проекте. Хорошие игры разрабатываются в среднем 5-6 лет, и все это время нужно оставаться «заряженным».
— Как внутренние образовательные проекты компаний, например, «Леста Академия», помогают новичкам?
Главная цель таких программ — дать новичкам и теорию, и практику в условиях, максимально приближенных к реальной разработке. Наша академия работает с 2015 года, и ее суть — погрузить будущих специалистов в полноценный цикл создания игры.

Участники не просто изучают инструменты, а работают в командах над конкретным проектом в течение восьми месяцев, и на выходе у них есть готовый продукт. Более того, права на продукт остаются у разработчиков этих игр — ребята в будущем смогут паблишить свою игру под своим авторством и зарабатывать. Такой подход решает сразу несколько проблем: дает тот самый недостающий опыт, учит командному взаимодействию и позволяет проверить свою мотивацию в реальном деле.
— Расскажите подробнее, как устроен этот процесс?
Проект длится с октября по май и разбит на шесть этапов. Это осознанно выстроенный путь:
- Отбор. Кандидаты выполняют тестовые задания, лучшие уже на очный этап, после которого становятся «академиками».
- Первый геймджем. Он позволяет участникам определиться с ролями в своих командах, поделиться умениями и примерно понять нагрузку для каждого.
- Жеребьевка. Это когда «академики» уже немного поучаствовали в организации и небольшой разработке, получают рандомный жанр и сеттинг, в которых им предстоит сделать свой «дипломный» проект.
- Презентация идеи. В декабре команды представляют финальную концепцию игры. К этому моменту концепцию будущей игры уже видели кураторы, которые помогают с рабочим процессом и обращают внимание на детали, которые необходимо особенно продумать.
- Две предзащиты. Они проходят с января по май. На первой предзащите презентуются наработки, которые корректируются и при необходимости перерабатываются ко второй. Вторая же предзащита почти что является поворотным событием: к ее проведению у игры появляется билд. Эту игру, пусть и сырую, можно уже попробовать и оценить именно с точки зрения того, как она играется.
- Финальная защита. В мае готовые версии игр оценивает экспертное жюри из сотрудников «Лесты» и представителей индустрии в целом. Существует и приз зрительских симпатий, где голосуют все сотрудники компании.

Важно, что на протяжении всего пути у студентов есть поддержка: на 120 участников приходится более 70 экспертов-наставников. Они проводят лекции и практические семинары и курируют проекты. Мы также учим их привлекать сторонних экспертов, если в команде не хватает каких-то навыков, — это частая практика в реальной разработке.
— Почему для компании выгодно вкладываться в подобный проект?
Это стратегическая инвестиция, которая решает несколько бизнес-задач.
Во-первых, это кадры. Индустрии остро не хватает специалистов, и мы готовим их сами. В среднем 20% выпускников каждого потока мы трудоустраиваем в «Лесту» по схеме «отложенного найма». За 10 лет работы «Леста Академия» выпустила около 1000 «академиков», и больше 200 из них попали в штат компании.
Во-вторых, это развитие имиджа работодателя. Мы становимся более узнаваемыми и привлекательными для соискателей.
В-третьих, это мотивация для наших же сотрудников. Возможность делиться опытом и знаниями поддерживает их интерес к работе и собственному развитию. Таким образом, мы не только готовим себе кадры, но и вносим вклад в развитие всей индустрии, делясь наработками. С этим проектом мы даже одержали победу на HR-премии Human Centricity Awards 2024.

— Растет ли спрос на такую программу обучения?
Конечно! Если на проект 2023-2024 года было подано около 300 тестовых заданий, то в текущем 2024-2025 году интерес к «Академии» вырос до 500 заявок, то есть почти вдвое. Набор стартовал в конце августа и продлится до середины октября.
Каждый новый поток оставляет после себя наследие — созданные билды помогают следующим поколениям учащихся оценивать свои амбиции и понимать, в каком направлении двигаться. Это доказывает, что такие академии — это устойчивый и эффективный инструмент для воспитания новых кадров в игровой индустрии.
Источники изображений:
Пресс-служба «Леста Игры»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети


