Top.Mail.Ru
РБК Компании
До 23.11 ваши публикации на РБК, эксклюзивы и аналитика со скидкой до 70%
Получить скидку
До 23.11 ваши публикации на РБК,
эксклюзивы и аналитика
со скидкой до 70%
Получить скидку

Сергей Федоров о производстве мебели для сервисных апартаментов

Как за последние годы изменился мебельный рынок, почему индивидуальный подход к клиенту помогает вести бизнес, и в какие регионы выходит компания
Сергей Федоров о производстве мебели для сервисных апартаментов
Источник изображения: Пресс-служба VIMIS
Сергей Федоров
Сергей Федоров
Генеральный директор ГК VIMIS

Сергей Федоров возглавляет группу компаний VIMIS с 2001 года. Компания специализируется на производстве корпусной мебели для апарт-отелей и жилой недвижимости.

Подробнее про эксперта

Как возникла идея мебельного бизнеса? Расскажите, как начиналась компания.

Можно сказать, что корни VIMIS идут из советского времени, когда один из собственников компании являлся директором мебельного магазина в Ленинграде. В то время, когда магазины отделялись от государства и становились самостоятельными единицами, было принято решение развиваться в двух направлениях: мебель для премиальных клиентов и более доступная по цене мебель. Для дорогого сегмента у нас были налажены каналы доставки из Италии.

Вторым направлением была мебель более экономичного сегмента. В основном, это были кухни из Белоруссии и Польши. Когда нарастили довольно большую клиентскую базу, то уже решили заняться выпуском собственной продукции. Это была серийная мебель для квартир: кухни, стенки, шкафы. Первые годы мы продавали продукцию через собственную розничную сеть, постепенно добавились и партнерские точки продаж. Со временим мы приобрели более производительное высококлассное немецкое оборудование с числовым программным управлением компании Homag, что позволило увеличить мощности почти в десять раз и заключить договоры с крупнейшими гипермаркетами: Максидом, К-Раута, Castorama.

В «десятых» все больше сегментов стало уходить в онлайн, и продажа мебели тоже оказалась в их числе. Трафик в мебельных центрах сокращался, некоторые компании закрывались, целые залы торговых комплексов из мебельных постепенно превращались в магазины одежды.

Одновременно появилось много новых небольших производителей мебели и начала расти конкуренция. Когда после 2014 года часть западных брендов гипермаркетов начала уходить из России, а рынок апартаментов, наоборот, начал расти, мы приняли решение сосредоточиться на B2B-сегменте. И не прогадали.

С какими проблемами вы сталкивались на старте и как их решили?

После организации собственного производства первым делом потребовалось провести большую работу по налаживанию каналов сбыта продукции. Мы организовали два отдела: оптовые и розничные продажи. И самое главное, помимо продаж через гипермаркеты, — было необходимо найти партнеров в виде небольших мебельных магазинов, которые бы самостоятельно продавали нашу продукцию и централизованно у нас размещали заказы.

Параллельно решали кадровый вопрос, потому как для работы на новом высокоточном оборудовании нужны были именно специалисты, умеющие настраивать станки и контролировать выпуск качественной продукции. По сей день самые лучшие специалисты у нас взращиваются внутри компании, и мы очень этому рады.

Как изменился рынок с того момента? Что стало проще и какие появились новые проблемы?

Количество мебельных производств увеличилось, конкуренция усилилась. Если сравнивать с временем, когда наш бизнес только создавался, то можно было по пальцам пересчитать производителей, а сейчас их несколько десятков. Если говорить про саму мебель, то ее дизайн и конструктив стали гораздо сложнее.

Дополнительный нюанс современных реалий — это пуско-наладка импортного европейского оборудования, увеличение сроков поставки запчастей, некоторые станки производители вовсе уже не обслуживают из-за санкций. Поэтому приходится постепенно переходить на альтернативных производителей оборудования, которое по всем свойствам не уступает европейским брендам.

Расскажите о сегодняшних сегментах и направлениях работы ГК VIMIS. Какие проекты Вы реализовывали, какими больше всего гордитесь и почему?

Основное направление работы VIMIS — это комплексная меблировка апарт-отелей и фитнес клубов.  Среди наших ключевых клиентов — компании VALO и Pioneer, RBI, Plaza Lotus Group, Formula City, ПСК и ФСК. Такие комплексы апартаментов как, например, Well, Putilov и Kirovsky Avenir, VALO или ARTSTUDIO M103 от RBI — в номерах, лобби и общественных пространствах этих проектов можно наблюдать мебель нашего производства. Мы гордимся каждым объектом, везде была проведена огромная работа с дизайнерами, наши специалисты буквально пропустили каждый объект через себя, осмыслили, «прожили» его. Только в результате такой погруженной работы рождается пространство для комфортной жизни и творчества. Если говорить о фитнес клубах, то это безусловно сети DDX и X-Fit. В разных регионах России оснащено мебелью более 120 клубов и это количество продолжает расти ежемесячно.

Сегодня львиная доля наших объектов расположена в Петербурге и Москве, но мы также активно работаем с регионами России. Сейчас ведем переговоры с заказчиками на юге России и в Сибири. В прошлые годы рынок апартаментов в двух столицах активно рос, но в 2024 году в Москве фактически запретили запуск новых апарт-отелей, и спрос снизился. А вот регионы, напротив, показывают отличную динамику, и у нас уже немало проектов в работе. Примерно 90% из них — апарт-отели, остальное — классические гостиницы и оздоровительные комплексы. За два года доля регионов в структуре заказов выросла с 10% до 30%.

Главное отличие в объемах рынка. Если в Петербурге большая доля апарт-комплексов номерным фондом свыше 1 000 номеров, то в регионах это в среднем 300-400 апартаментов на объекте. Поэтому, хотя по числу заказчиков регионы растут, заменить Москву и Петербург по объемам они пока не могут, но это временное явление.

Третье направление нашей работы — это реновация номерного фонда классических гостиниц.  Сейчас мы участвуем в обновлении номерного фонда гостиницы «Москва» на площади Александра Невского, а ранее завершили реновацию номеров в отеле Hampton by Hilton Strogino в Москве.

Особенно актуальной реновация номерного фонда стала после 1 сентября 2025 года, когда каждый объект размещения обязан пройти государственную аккредитацию, чтобы иметь возможность размещаться в поисковых агрегаторах, а также подтвердить категорию звездности.

Сколько проектов в различных направлениях рынка (гостиницы, апарт-отели, фитнес-клубы) сегодня у Вас в работе?

На сегодняшний день у нас в работе порядка 10 объектов. Также мы ведем переговоры по сотрудничеству еще примерно с 20 объектами по всей России со сроком реализации до 2029 года.

Каковы особенности работы с корпоративными заказчиками? На что они обращают внимание в первую очередь и как совместить экономику с качеством?

К каждому заказчику необходим индивидуальный подход. С кем-то из девелоперов мы работаем давно, реализовали с ними несколько успешных проектов, нас знают и нам доверяют. С кем-то, наоборот, работаем впервые и только налаживаем взаимодействие. Участвуем в тендерах, предлагаем собственные оптимизированные решения и дизайн-проекты.

Для корпоративных клиентов в работе важно несколько критериев. Первый — чтобы им быстро предоставляли информацию, то есть оперативный обмен в информационном поле, чтобы мы учитывали все их пожелания в дизайне мебели, подбирали материалы и фурнитуру, чтобы реализовать тот дизайн, который задумал их проектировщик. И второе, чтобы материалы и фурнитура были в оптимальном ценовом сегменте.

При этом важно, чтобы качество материалов отвечало требованиям заказчика, и при этом эксплуатационные характеристики мебели оставались на высоком уровне. То есть один и тот же проект, нарисованный на бумаге, можно реализовать разными способами. Можно применить дорогостоящие породы дерева, взять самую дорогую европейскую фурнитуру, долго ждать ее поставки в Россию. Проект получится красивым и дорогим, однако, при этом мебель может не соответствовать техническим требованиям заказчика с точки зрения износостойкости.

Когда мы говорим об апарт-отелях или гостиницах, где речь идет о высокой проходимости и постоянной круглосуточной эксплуатации юнита, всем понятно, что это отличается от использования мебели в квартире, где проживает одна семья.

Как Вы оцениваете мебельный рынок Санкт-Петербурга в целом? Он достаточно конкурентен? Есть ли потенциал для развития, и если да, то где вы видите свободные ниши?

Мебельный рынок в Санкт-Петербурге на сегодняшний день достаточно стабильный и потенциал для развития у него есть. Речь о сегменте доходных апарт-отелей. Собственник апартаментов, приобретающий недвижимость для пассивного дохода, понимает, что бессмысленно терять 3-4 месяца на отделку и меблировку. Поэтому девелоперы сразу предлагают к продаже готовые апартаменты, чтобы собственник мог сразу начинать сдавать юнит в аренду и получать доход.

И для нашей компании интересны именно такие проекты — сервисные апарт-отели с большим номерным фондом.

На рынке жилья такой вопрос не стоит. Есть застройщики, которые пытаются продавать квартиры с первичной меблировкой, я это называю меблировкой первой необходимости, но таких очень мало. Но эта ниша, она может развиваться дальше, особенно если на законодательном уровне, например, прописать, что квартиры застройщики обязаны сдавать с минимальным набором необходимой для жизни мебелью: с кухней, шкафами, мебелью в гардеробной или в ванной комнате. То есть, некие базовые мебельные позиции у человека должны быть просто потому, что, заезжая в квартиру, в первую очередь все его потребности должны быть удовлетворены. Человек не должен заезжать в «голые» стены, спать на матрасе на полу, разогревать еду на плитке, питаться в кафе, пока он накопит деньги на мебель. А так было бы очень удобно сразу, на этапе оформления сделки на покупку жилья, включать затраты на меблировку в стоимость рассрочки или ипотеки.

Для рынка массового жилья полная отделка и минимальная меблировка — это большое конкурентное преимущество.

Как на производство корпусной мебели влияет ключевая ставка ЦБ и колебания курсов валют?

Для нас большого влияния нет, так как мы не работаем на кредитные деньги, а колебания курса удерживаем тем, что у нас достаточно большие запасы материалов и фурнитуры на складах. Наибольшее влияние изменение курса оказывает на мягкую мебель, где большая доля стоимости занимает ткань и поролон, а это все, как правило, импортный материал. Но мы сейчас работаем над тем, чтобы максимально не зависеть от зарубежных коллег и переходим на материалы отечественного производства. Доля импортных составляющих в современной линейке производства оценивается ниже 30%, в то время как еще 5-8 лет назад она составляла 80%.

Как и где организовано производство вашей продукции? Планируется ли расширение?

Мы работаем с заказчиками по всей России — это и Петербург, и Москва, и Кавказ, и Сибирь. Но главное и единственное производство VIMIS расположено на Лапинском проспекте в Санкт-Петербурге и занимает площадь 17 000 кв. метров. К 2027 году мы планируем установку новой производственной линии и увеличение выпуска мебели на треть.

Какие тенденции в меблировке номеров апарт-отелей Вы видите сегодня? Отличаются ли они от того, что было востребовано 10 лет назад?

Современный гость, если мы говорим о классических сервисных апарт-отелях, ожидает, что номер будет не просто местом для ночевки, а пространством с продуманной атмосферой, где комфорт сочетается со стилем. Поэтому мебель стала более легкой, трансформируемой, позволяющей эффективно использовать каждый квадратный метр. Востребованы решения, которые помогают зонировать пространство: мобильные перегородки, модульные системы хранения, компактные кухни.

Усилилось внимание к экологичности материалов и качеству отделки. В отличие от стандартных гостиничных номеров десятилетней давности, апарт-отели сегодня все чаще стремятся создавать ощущение второго дома, где мебель играет ключевую роль.

Ну, и что касается самих апарт-отелей, полностью изменился набор коммерческой инфраструктуры: коворкинги, гастрономические пространства, кинотеатры, комнаты отдыха, супермаркеты, магазины одежды — человеку можно не покидать комплекс, это уникальный город в городе.

Как идет процесс импортозамещения в мебельной отрасли? Удается ли локализовать производство? Какие позиции пока не заняты отечественными производителями и могут быть ими освоены?

Основной объем материалов для производства корпусной мебели — отечественного производства. Доля импортных компонентов постепенно снижается. Наша цель — полностью уйти от зависимости от внешних поставок, минимизировать влияние валютных колебаний на цену конечного продукта и, как следствие, на стоимость недвижимости. Ну и плюс — это поддержание нашего отечественного рынка закупок.

Мы целенаправленно поддерживаем российских производителей — от плитных материалов до светотехники. Плитные материалы мы закупаем на заводе Egger в Подмосковье. Мебельные ручки, которые ранее закупались в Италии, Китае и Австрии, сегодня поставляет уральская компания Valmaks. Их ассортимент и качество позволяют полностью заменить зарубежные аналоги. Светильники, включая эксклюзивные модели, мы производим у нас на заводе в Петербурге.

Из импортных позиций мы продолжаем закупать мебельные пленки, ткани, отдельные виды светильников и бытовую технику. Часть пленок поставляется из Китая, где за последние годы значительно выросло качество и уровень взаимодействия с российскими специалистами. Мы работаем с китайскими фабриками не только как покупатели, но и как эксперты: участвуем в разработке дизайнов, тестируем образцы, формируя конкурентный продукт.

Как вы видите развитие компании в ближайшие годы: новые продукты, рынки, стратегии?

Региональное развитие прежде всего, конечно мы хотим участвовать и выигрывать тендеры по всей России. У нас для это все есть: производственные мощности, налаженная логистика, качественные специалисты и, самое главное, намерение. Работаем в этом направлении. Также у нас очень скоро будет разработана и выпущена в продажу линейка розничной мебели. Она будет небольшая, но мы посмотрим, как ее лучше развивать, в какую сторону.

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия