Что такое франшиза простыми словами с примерами
Открыть бизнес по франшизе легче, чем с нуля. Эта статья будет полезна всем, кто задумывается о своем деле

Действующий предприниматель, основатель портала о бизнесе и франшизах Businessmens.ru. На протяжении последних 12 лет консультирует предпринимателей и владельцев сетевых компаний
Франшиза — это право на использование товарного знака действующей компании. Простыми словами — право использовать в своем бизнесе бренд другой компании, ее товар и модель работы.
Почему покупают и продают франшизу
Покупают франшизу, чтобы было легче начать бизнес: не нужно ничего придумывать, модель уже используется. А в некоторых случаях, когда фирма известная, покупатель франшизы получает и эту известность впридачу.
Например, можно открыть магазин «Пятерочка» по франшизе. Покупатели сразу будут знать, что это за магазин. Никто и не задумается, что эту точку не сама «Пятерочка» открыла, а совсем другой предприниматель, купивший франшизу.
Продают франшизу, чтобы расширить свою компанию с помощью денег и сил других предпринимателей, а также, чтобы зарабатывать на паушальном взносе. Звучит цинично, но это так, да и выгоду получают обе стороны. Объясним.
Пример как работает франшиза
Есть, например, сеть ресторанов в Нижнем Новгороде. У компании все хорошо — прибыль идет, сервис — высший класс, блюда вкусные. По городу компания открыла четыре точки. Пятая будет уже лишней, потому что сильного прироста посетителей не ожидается. Что делать, чтобы развиваться дальше? Открываться в других городах.
Но это очень затратно: надо нанимать отдельную команду, готовить специалистов в другом городе и еще потом обеспечивать контроль на месте. Поэтому фирма начинает продавать франшизу своего ресторана.
Ее покупает предприниматель из Екатеринбурга, платит сначала паушальный взнос — деньги за саму франшизу (за право использовать модель и бренд), потом вкладывает еще в помещение, в сотрудников, в рекламу, чтобы ресторан работал также хорошо, как и в оригинале. Закономерный вопрос — а зачем ему франшиза, он же сам все делает?
Ответ — потому что он получит то, что уже работает. Ему не нужно придумать меню, оно есть и успех ресторанов в Нижнем Новгороде показал — людям нравится. Ему не нужно продумывать финансовую модель и тестировать ее. С франшизой он будет знать, сколько и куда уходит денег, сколько он сможет зарабатывать и как не потратить лишнего на нерабочие инструменты. Ему не нужно беспокоиться о неумелых поварах. Он их наймет, но обучение проведет команда франшизы. И таких мелочей, из которых и складывается весь успех бизнеса очень много.
Франшиза — это не готовый бизнес, его надо открывать самостоятельно. Но это определенно удобный инструмент, который может сэкономить и время, и силы, и деньги.
Что плохого во франшизе
В самом формате плохого ничего нет. Но у франшиз, как и у любого формата бизнеса, есть минусы и риски.
Минусы франшизы
- Вы зависите от владельца бренда. Многие решения принимаются совместно, потому что изменения в бизнесе будут влиять на всю сеть.
- Вы платите роялти. Это ежемесячный платеж, обычно процент от дохода. Платится он, потому что команда франшизы продолжает вас поддерживать и консультировать после открытия, а бренд вы продолжаете использовать.
Риски франшизы и как их избежать
- Одна модель, разные города. Если бизнес успешен в одном городе, это не дает гарантий, что в другом городе он будет работать также. Важно, чтобы проводилась аналитика (обычно это делает команда франшизы), учитывались особенности региона, наличие конкурентов, покупательская способность — все, от чего зависит бизнес. Преимущество, если у франшизы точки в разных городах, значит команда с опытом открытия в разных условиях.
- Бизнес — всегда бизнес. Тут случится может все, что угодно от санкций до снижения покупательской способности клиентов. Франшиза от этого вас не спасет — как и в любом другом бизнесе риски прогореть есть всегда.
- Пустышки. Как и везде, во франчайзинге есть мошенники, создающие франшизы номинально. Ни о какой рабочей модели и помощи речи не идет, их задача — взять с вас паушальный взнос. Единственный способ избежать ловушки — максимально все проверять и не торопиться с решением.
Как выбрать франшизу
В первую очередь выбирайте по своему бюджету. Определитесь, сколько сможете вложить в открытия бизнеса и подбирайте франчайзинговые предложения исходя из этого. Чем меньше заемных средств используйте, тем меньше риски.
Потом постарайтесь определиться со сферой бизнеса. Франшизы есть везде — производства, строительство, магазины, услуги, маркетплейсы. Бизнесом вы будете заниматься на 98% сами, поэтому важно, чтобы нравилось не только зарабатывать деньги, но и делать, то, что их приносит.
И всегда связывайтесь с представителями франшиз, которые вам приглянулись, узнавайте все до мелочей, а потом в обязательном порядке изучайте договор. На словах выгоды можно расписать как хочешь, а в договоре отражается то, что вы на самом деле получаете.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты