РБК Компании

Что такое франшиза простыми словами с примерами

Открыть бизнес по франшизе легче, чем с нуля. Эта статья будет полезна всем, кто задумывается о своем деле
Что такое франшиза простыми словами с примерами
Источник изображения: Istockphoto.com
Юрий Богомолов
Юрий Богомолов
Сооснователь Businessmens.ru

Действующий предприниматель, основатель портала о бизнесе и франшизах Businessmens.ru. На протяжении последних 12 лет консультирует предпринимателей и владельцев сетевых компаний

Подробнее про эксперта

Франшиза — это право на использование товарного знака действующей компании. Простыми словами — право использовать в своем бизнесе бренд другой компании, ее товар и модель работы.

Почему покупают и продают франшизу

Покупают франшизу, чтобы было легче начать бизнес: не нужно ничего придумывать, модель уже используется. А в некоторых случаях, когда фирма известная, покупатель франшизы получает и эту известность впридачу.

Например, можно открыть магазин «Пятерочка» по франшизе. Покупатели сразу будут знать, что это за магазин. Никто и не задумается, что эту точку не сама «Пятерочка» открыла, а совсем другой предприниматель, купивший франшизу.

Продают франшизу, чтобы расширить свою компанию с помощью денег и сил других предпринимателей, а также, чтобы зарабатывать на паушальном взносе. Звучит цинично, но это так, да и выгоду получают обе стороны. Объясним.

Пример как работает франшиза

Есть, например, сеть ресторанов в Нижнем Новгороде. У компании все хорошо — прибыль идет, сервис — высший класс, блюда вкусные. По городу компания открыла четыре точки. Пятая будет уже лишней, потому что сильного прироста посетителей не ожидается. Что делать, чтобы развиваться дальше? Открываться в других городах.

Но это очень затратно: надо нанимать отдельную команду, готовить специалистов в другом городе и еще потом обеспечивать контроль на месте. Поэтому фирма начинает продавать франшизу своего ресторана.

Ее покупает предприниматель из Екатеринбурга, платит сначала паушальный взнос — деньги за саму франшизу (за право использовать модель и бренд), потом вкладывает еще в помещение, в сотрудников, в рекламу, чтобы ресторан работал также хорошо, как и в оригинале. Закономерный вопрос — а зачем ему франшиза, он же сам все делает?

Ответ — потому что он получит то, что уже работает. Ему не нужно придумать меню, оно есть и успех ресторанов в Нижнем Новгороде показал — людям нравится. Ему не нужно продумывать финансовую модель и тестировать ее. С франшизой он будет знать, сколько и куда уходит денег, сколько он сможет зарабатывать и как не потратить лишнего на нерабочие инструменты. Ему не нужно беспокоиться о неумелых поварах. Он их наймет, но обучение проведет команда франшизы. И таких мелочей, из которых и складывается весь успех бизнеса очень много.

Франшиза — это не готовый бизнес, его надо открывать самостоятельно. Но это определенно удобный инструмент, который может сэкономить и время, и силы, и деньги.

Что плохого во франшизе

В самом формате плохого ничего нет. Но у франшиз, как и у любого формата бизнеса, есть минусы и риски.

Минусы франшизы

  • Вы зависите от владельца бренда. Многие решения принимаются совместно, потому что изменения в бизнесе будут влиять на всю сеть.
  • Вы платите роялти. Это ежемесячный платеж, обычно процент от дохода. Платится он, потому что команда франшизы продолжает вас поддерживать и консультировать после открытия, а бренд вы продолжаете использовать.

Риски франшизы и как их избежать

  • Одна модель, разные города. Если бизнес успешен в одном городе, это не дает гарантий, что в другом городе он будет работать также. Важно, чтобы проводилась аналитика (обычно это делает команда франшизы), учитывались особенности региона, наличие конкурентов, покупательская способность — все, от чего зависит бизнес. Преимущество, если у франшизы точки в разных городах, значит команда с опытом открытия в разных условиях.
  • Бизнес — всегда бизнес. Тут случится может все, что угодно от санкций до снижения покупательской способности клиентов. Франшиза от этого вас не спасет — как и в любом другом бизнесе риски прогореть есть всегда.
  • Пустышки. Как и везде, во франчайзинге есть мошенники, создающие франшизы номинально. Ни о какой рабочей модели и помощи речи не идет, их задача — взять с вас паушальный взнос. Единственный способ избежать ловушки — максимально все проверять и не торопиться с решением.

Как выбрать франшизу

В первую очередь выбирайте по своему бюджету. Определитесь, сколько сможете вложить в открытия бизнеса и подбирайте франчайзинговые предложения исходя из этого. Чем меньше заемных средств используйте, тем меньше риски.

Потом постарайтесь определиться со сферой бизнеса. Франшизы есть везде — производства, строительство, магазины, услуги, маркетплейсы. Бизнесом вы будете заниматься на 98% сами, поэтому важно, чтобы нравилось не только зарабатывать деньги, но и делать, то, что их приносит.

И всегда связывайтесь с представителями франшиз, которые вам приглянулись, узнавайте все до мелочей, а потом в обязательном порядке изучайте договор. На словах выгоды можно расписать как хочешь, а в договоре отражается то, что вы на самом деле получаете.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Самый посещаемый каталог франшизЗа 2024 год на сайт посетило 8.7 млн. человек

Профиль

Дата регистрации
26 мая 2015
Регион
Республика Татарстан
ОГРНИП
315169000030181
ИНН
166109472099

Контакты

Адрес420107, Россия, г. Казань, ул. Спартаковская, д. 2
Телефон+78002014029

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия