Как российскому бизнесу экспортировать в текущих условиях
Что изменилось с 2022 года для российского бизнеса и какие направления сегодня актуальны для предпринимателей, нацеленных на экспорт за границу?
Не оправившись до конца от глобальных последствий пандемии коронавируса, в прошлом году весь мир вновь столкнулся с беспрецедентными вызовами, которые привели к сбоям во всех отраслях, в том числе в логистике. Будучи критически важным звеном международной торговли, логистика претерпела существенные изменения в цепочках поставок, заметно усложнив или даже сделав невозможным экспорт товаров.
Начиная с марта 2022 года российский бизнес, нацеленный на экспорт, переживал разные стадии, от отчаяния до принятия новой действительности, к которой пришлось адаптироваться. Налаживание новых транспортных путей доставки грузов стало серьезным испытанием для предпринимателей, даже несмотря на то, что логистические компании во время пандемии, казалось бы, отработали все кризисные ситуации. Что именно изменилось за последние месяцы для российских несырьевых экспортеров и что стоит учитывать при дальнейшем развитии этого направления бизнеса?
Происходит диверсификация логистических цепочек
Санкции, приостановка деятельности крупных перевозчиков, отмена регулярных рейсов, много лет стабильно осуществляющих доставку между странами, вынудила логистических операторов существенно перестроить свои маршруты. DHL Express, например, нашла выход из ситуации в использовании регионального распределительного центра в Дубаи, в качестве точки входа в нашу глобальную сеть, и продолжает доставлять грузы из России по всему миру.
Многие экспортеры оказались перед сложным выбором — кому передавать грузы, которые ранее доставляли ушедшие с рынка международные компании. И наша рекомендация здесь будет такой — надо смотреть, какими операционными мощностями обладает логистический оператор, какая глобальная сеть находится в его распоряжении, полностью ли он управляет логистическими процессами в других странах. В быстро меняющейся среде крайне важно сотрудничать с тем провайдером логистических услуг, который имеет собственную международную сеть и собственные ресурсы, помогающие ему самостоятельно управлять процессом, и делать это максимально прозрачно для клиента. Так как процессы, построенные на работе посредников или подрядчиков в других странах, как правило, не добавляют надежности и негативно сказываются на времени доставки грузов, DHL Express продолжает использовать собственную глобальную сеть — более 120 000 сотрудников, 320 собственных самолетов и около 35 000 автомобилей по всему миру для обеспечения требуемого уровня сервиса.
Российский бизнес лишился поддержки глобальных платежных сервисов
Существенное влияние на экспортеров оказали отключение или приостановка работы на территории России крупнейших международных платежных систем, таких как PayPal, Visa, Mastercard и др. Возможность оплачивать товары на российских интернет-сайтах пропала и у иностранных покупателей. Это стало очередным вызовом для отечественного бизнеса — согласно исследованию, у онлайн-покупателей на 70% больше шансов завершить покупку, если предпочтительный способ оплаты отображается в качестве опции при оформлении заказа.
Для приема платежей из-за рубежа в России на данный момент нашими клиентами онлайн-экспортерами используются такие системы онлайн-эквайринга как Робокасса, PayBox Money, 2CheckOut. Кроме этого, остается возможность оплаты картой по реквизитам. Финансовый рынок продолжает искать и предлагать альтернативные решения для российских предпринимателей.
Сократилось количество международных торговых площадок
Остановка деятельности или полный уход из России международных платформ онлайн-торговли и крупнейших маркетплейсов, таких как eBay, ETSY также оказало существенное влияние на российских экспортеров. Международные маркетплейсы по-прежнему остаются важным каналом экспортной торговли в России, более того, эти площадки всегда с удовольствием размещали товары российских продавцов.
Несмотря на нестабильную ситуацию, мы в DHL Express видим, что спрос на российские товары со стороны зарубежных потребителей сохранился. Российские онлайн-предприниматели продолжают осуществлять свои продажи на традиционных направлениях и в страны, объем онлайн-торговли с которыми всегда был и остается высоким (страны Европы, США, Израиль), также бизнес видит потенциал продаж во Вьетнаме, Индии, Филиппинах, а также в странах Африки к югу от Сахары.
При выходе на новые рынки нужно понимать, какие требования у каждой страны к доставке и какие ожидания у потребителей за рубежом. Иностранные потребители требовательны к скорости и надежности доставки и выдвигают все больше требований к экспресс-доставке, называя ее одним из решающих факторов для принятия решения о покупке. Результаты проведенных исследований показывают, что в понимании потребителей экспресс-доставка — это не более 3-5 дней с момента оформления заказа.
Говоря в целом об изменениях в области онлайн-торговли, сегодня вокруг интернет-площадок формируется экосистема, в которой на начало 2022 года занято около 4 млн человек по всему миру. Трехатомная модель продаж, которую сегодня выстраивает бизнес в онлайн-ритейле, представляется наиболее жизнеспособной. Для диверсификации рисков в условиях турбулентного рынка такая модель является самой устойчивой: ~60% глобальные и нишевые маркетплейсы, ~30% собственный интернет-магазин и ~10% социальные сети. Российские онлайн-экспортеры, которые изначально строили свою стратегию на такой диверсификации, оказались в более устойчивом положении в текущих обстоятельствах. На данный момент они заняты поиском площадок, на которых их товар будет востребован зарубежными покупателями и с которых они смогут надежно получать платежи за свои товары.
Появились ограничения на экспортируемые товарные позиции
Экспортерам нужна квалифицированная помощь в подготовке к продажам на международных рынках, от понимания новой рыночной специфики принимающих стран до правильного таможенного декларирования. И здесь также важно опираться на профессиональные компетенции сотрудников логистического провайдера. Так, мы наблюдаем существенное увеличение обращений клиентов за консультациями к нашим специалистам в области таможенного оформления.
Сегодня предпринимателю нужно с повышенным вниманием относиться ко многим факторам, касающимся экспортируемых грузов и таможенного декларирования, чтобы управлять сроками доставки и заблаговременно планировать свои операционные процессы.
Как показывают результаты последнего DHL Trade Growth Atlas, несмотря на текущую геополитическую ситуацию, торговля будет развиваться активнее в 2023 гг. по сравнению с предыдущим десятилетием. И несмотря на барьеры, которые принес 2022 год, для российского экспорта открыто множество перспективных направлений, ведь тенденции глобализации еще никто не отменил.
Новости отрасли:
Все новости: