Подписка — альтернатива лизингу: почему растет рынок аренды полуприцепов
В 2022 году спрос на аренду полуприцепов вырос более чем в два раза. Объясняем, как подписка на технику помогает грузоперевозчикам перестраивать бизнес.
Предложить отрасли грузоперевозок выгодный инструмент приобретения техники — подписку на полуприцепы.
На фоне снижения тарифов на грузоперевозки и удорожания лизинга многим компаниям стало невыгодно покупать технику. При этом бизнес вынужден быстро перестраивать свой автопарк, чтобы освоить новые ниши и привлечь новых клиентов.
Аренда полуприцепов и спецтехники оживила рынок грузоперевозок
Одна из наиболее пострадавших отраслей в 2022 году — грузовые перевозки: границы с Европой закрыты, запчасти и комплектующие подорожали и оказались в дефиците, а лизинг и кредиты из-за мартовского повышения ключевой ставки ЦБ стали невыгодны. Ушли многие европейские производители техники и крупные грузоотправители.
Все это привело к тому, что грузопоток внутри страны резко сократился, обострилась конкуренция среди грузоперевозчиков и тарифы просели: к июню индекс грузоперевозок ATI.SU FTL РФ снизился на 13,2%.
Тем не менее, с лета рынок оживился: появился параллельный импорт техники и запчастей, перевозчики пересмотрели бизнес-процессы и освоили новые направления. В итоге автомобильный грузооборот в стране, по данным Росстата, к концу 2022 растет на 5%, а тарифы подорожали на 4% к уровню прошлого года.
Один из факторов, серьезно повлиявших на восстановление рынка — рост интереса к аренде техники. Так, например, по данным компании Полуприцеп.рф, средний срок аренды по действующим договорам вырос в 2,6 раз, а загрузка арендного парка выросла с 78,49% в начале года до 99,53%.
Операционная аренда прицепной техники — долгосрочный тренд. Кредит и лизинг всегда были главными способами покупки техники для перевозчиков. Однако в текущей ситуации, когда горизонт планирования сокращается до нескольких месяцев, а заказчики, приносящие основную часть заказов, уходят с рынка, у бизнеса меняются приоритеты.
Перевозчикам стало важнее просто и быстро получить технику, а не ждать несколько недель, оформляя лизинг. Логистические цепочки переориентировались на восточное направление, а запущенные проекты по импортозамещению будут постепенно увеличивать грузопоток — спрос на технику будет расти.
Какие возможности получают перевозчики при подписке на полуприцеп
Принципы шеринг-экономики уже активно применяются в пассажирских перевозках. Сейчас подписочная модель добралась и до рынка грузоперевозок.
По факту подписка на технику — это краткосрочная аренда. Достаточно оставить небольшой депозит и взять технику на несколько месяцев. По истечению срока технику можно вернуть или продлить подписку. Как правило, в стоимость подписки входят переменные расходы на обслуживание. Например, в компании Полуприцеп.рф в стоимость подписки входят:
- расходы на ТО и ремонт;
- замена изношенных шин, тормозных дисков, колодок, амортизаторов, пневмобаллонов;
- уплата налогов;
- оформление каско и постановка ТС на учет.
Количество сделок по операционной аренде полуприцепов в 2022 году в компании выросло на 227%. Вот как ее клиенты используют технику.
Быстро открыть новое направление без крупных вложений. Один из крупных сегментов отрасли — доставка машин из Европы. Но сейчас этот сегмент практически схлопнулся, а полуприцепы-автовозы не подходят для перевозки других грузов. Компаниям просто нужна другая техника. Полуприцеп.рф предлагает трех- и четырехосные модели разного типа — рефрижераторы, контейнеровозы, шторные полуприцепы. Чтобы взять новую технику в аренду, не нужны крупные вложения: обеспечительный платеж всего 100 000 руб.
Отработать пиковые нагрузки или просто нарастить парк техники. Арендовать технику можно под высокий спрос на рынке, например, в период перед новогодними праздниками с октября по декабрь, а потом вернуть технику или использовать полуприцеп как мобильный склад. В Полуприцеп.рф минимальный срок аренды — три месяца.
Избавиться от простоя в несезон. Наглядный пример с самосвальной техникой: весной, когда начинаются стройки, спрос максимально высокий. Но зимой автопарк часто простаивает, хотя у компании есть и заказчики, и водители, и процессы. По подписке компания могла быть арендовать шторные полуприцепы и зарабатывать на перевозке сборных грузов. Кроме того, по подписке один тип полуприцепа можно поменять на другой: по лизинговому договору это было бы невозможно.
В целом, преимущества аренды перед лизингом очевидны, но всегда встает вопрос — будет ли она выгоднее лизинга? Да, это возможно, особенно в тех случаях, когда нужно сильно увеличить автопарк.
Почему аренда полуприцепов выгоднее лизинга: пример расчета
Допустим, компания планирует приобрести пять сцепок. Сравниваем два способа пополнения автопарка:
- покупка тягачей и полуприцепов в лизинг;
- покупка тягачей в лизинг и аренда полуприцепов.
Стоимость тягача — 9 500 000 рублей, полуприцепа — 2 730 000 рублей.
Из расчетов ниже видно, что выгоднее брать в лизинг только тягачи: при аренде полуприцепов можно заработать больше, потому что будет больше сцепок. Вложения на старте одни и те же, но операционная прибыль на четверть выше, поскольку эксплуатируется больше сцепок.

Рынок меняется, поэтому и перевозчики меняют подходы к своей бизнес-стратегии: оптимизируют затраты, находят новых клиентов, выполняют совершенно другие заказы по совершенно другим маршрутам. Если раньше было возможно просто закупить один тип техники, наладить процесс и заработать, то сейчас грузоперевозчик должен быть более мобильным.
Один из доступных и простых способов стать более гибким — не покупать новую технику и накладывать на себя долгосрочные финансовые обязательства, а брать полуприцепы разных типов в операционную аренду.
Грузоперевозчики получили инструмент, с помощью которого могут за несколько дней быстро нарастить автопарк, получить новый вид техники и освоить новое направление без крупных вложений на старте. При приобретении более пяти сцепок они могут заработать на четверть больше, чем при покупке тягачей и полуприцепов в лизинг. В компании Полуприцеп.рф загрузка арендного парка выросла с 78,49% в начале года до 99,53%, а количество сделок по подписке выросло более чем в 2 раза.
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты