РБК Компании

Бизнес-трекинг и бизнес-трекеры: что это, кто это и зачем это

Взаимное уважение, готовность к сотворчеству, желание перемен и понимание их необходимости — вот тот базис, на котором строится успешный процесс трекинга
Бизнес-трекинг и бизнес-трекеры: что это, кто это и зачем это
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Шедеврум
Дмитрий Фазанов
Дмитрий Фазанов
Независимый консультант, бизнес-трекер

Консультант-практик, бизнес-трекер. Помогает повысить эффективность предприятий реального сектора экономики. Основная специализация — промышленнные предприятия, малый и средний бизнес.

Подробнее про эксперта

Что? Бизнес-трекинг — достаточно новая специализация в сфере консалтинга. Она появилась в ответ на запрос российского предпринимательского сообщества в более эффективном и гибком способе делового консультирования, позволяющего дать быстрый и конкретный результат.

В первые годы, примерно до конца 2010-х годов, данная методика применялась с целью ускорения развития ИТ-стартапов, однако со временем она доказала свою полезность для предприятий разных сфер и масштабов деятельности, а также любых стадий зрелости. При этом, следует отметить, до сих пор основная масса трекеров делает упор именно на работе с молодыми компаниями.

Кто? Бизнес-трекер (трекер) — это специалист, помогающий собственникам и топ-менеджерам (ЛПР — лицо, принимающее решение) добиваться нужного результата наиболее эффективным способом, максимально раскрывая уже имеющийся потенциал и внутренние резервы как руководителей предприятий (обычно — основателей), так и всей команды.

Трекера можно сравнить с катализатором — он способствует запуску и/или ускорению процессов изменений (улучшений) в наиболее актуальных для текущего состояния бизнеса направлениях. С другой стороны, трекер это лакмусовая бумажка — он позволяет быстрее и четче увидеть истинные текущие проблемы ЛПР/команды/бизнеса, на решении которых и следует сфокусироваться в ближайшее время.

Зачем? Бизнес-трекер может быть полезен для решения совершенно разных задач:

  • поиск новых точек роста и масштабирование деятельности,
  • преодоление стагнации и кризисных ситуаций (в их начальной стадии),
  • радикальное повышение эффективности,
  • запуск новых продуктов и выход на новые рынки,
  • отход основателя от операционки и т.д.

Опытный трекер, оценив текущую ситуацию, всегда поможет найти правильные слова, инструменты и действия, максимально содействующие бизнесу и в выборе правильных целей, и в грамотной постановке соответствующих задач, и в их решении наиболее эффективным и быстрым способом.

Как?

  • Поиск и устранение внутренних ограничений — в личных убеждениях основателя и топов, в бизнес-процессах, производственных цепочках и т.д.,
  • фокусировка на наиболее важных текущих задачах,
  • быстрое тестирование рабочих гипотез на практике (HADI-циклы) и объективная, основанная на SMART-показателях, оценка полученного результата

— именно в этих направлениях бизнес-трекер, как правило, прикладывает основные усилия.

Трекер не дает готовых рецептов или шаблонов, но задает много правильных вопросов, позволяющих команде самой выйти на правильные ответы и конкретные действия в действительно самом нужном сейчас направлении. При этом, он не только помогает найти главное (в данный момент времени) направление приложения усилий команды, но и курирует ход выполнения текущих задач (отработки гипотез), принимая участие в анализе и оценке полученного результата.

В отдельных случаях, бизнес-трекер может подсказать команде что-то конкретное, основываясь на своем личном практическом опыте, или действуя как классический консультант. Но это скорее исключение, чем правило работы.

База. Бизнес-трекер работает на стыке управленческого консалтинга, коучинга (обучение), менторства (наставничество) и стратегического консалтинга, потому должен не просто хорошо разбираться в этих дисциплинах, но и уметь применять их инструменты в реальном бизнесе.

Теория ограничений (ТОС), Бережливое производство (Lean Six Sigma), ТРИЗ, SMART-подход, антикризисное управление, классический, инновационный, финансовый и кадровый менеджмент, маркетинг и HADI-цикл, педагогика, психология и НЛП — все это должно быть в арсенале правильного бизнес-трекера.

Формат. Трекер не является членом команды, непосредственно участвующим в операционной деятельности предприятия. Это позволяет ему высказывать свое мнение или давать оценку, не опасаясь «гнева начальства». Кроме того, такое положение позволяет трекеру сохранять «свежесть взгляда» и возможность видеть срез текущего состояния со стороны и под нужным углом зрения.

Трекер действует циклично, регулярно (обычно один раз в неделю) встречаясь с руководством и/или командой для анализа и оценки полученного за период с прошлой встречи результата. Начинается же трекинг всегда с диагностики (в том числе, для выявление главных внутренних ограничений) и формулировании SMART-целей бизнеса на ближайшее время (обычно месяц/квартал/год).

Бизнес-трекер — это консультант-практик, а не просто модератор, проводящий собрания «личного и руководящего состава» по согласованному графику.

Важно! Главное, без чего не может быть эффективного бизнес-трекера — это его личный опыт «работы на земле», включающий в себя основание бизнеса «с нуля» и длительное руководство компанией в качестве топ-менеджера (ЛПР). Никакие онлайн и офлайн-курсы, книги, статьи и видеоролики не могут дать той рабочей базы, которая необходима для успешной помощи другим предпринимателям по методологии бизнес-трекинга.

Также, как и при работе с бизнес-консультантом, эффективное взаимодействие с трекером возможно только при наличии хорошего двухстороннего контакта с необходимым уровнем доверия. В определенной мере, ситуацию можно сравнить с лечением болезни. Если не рассказывать врачу (трекеру) правду, или не верить ему и не делать то, о чем договорились — итог очевиден. Для предпринимателя это потерянные деньги и упущенное время.

Взаимное уважение, готовность к сотворчеству, желание перемен и понимание их необходимости — вот тот базис, на котором строится успешный процесс трекинга, приносящий практическую пользу и удовлетворение от результута и предпринимателю, и трекеру.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
24 января 2022
Регион
г. Санкт-Петербург
ОГРНИП
322784700021193
ИНН
781408199063

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия