РБК Компании

Горизонты инвестирования: разбираемся в акциях pre-IPO, IPO, SPO и FPO

В феврале произошел бум инвестиционной активности: инвесторы переложили средства из фондов денежного рынка в акции и облигации в размере 15 млрд рублей
Горизонты инвестирования: разбираемся в акциях pre-IPO, IPO, SPO и FPO
Источник изображения: Freepik.com
Дмитрий Исаков
Дмитрий Исаков
Основатель цифровой инвестиционной платформы Lender Invest

Профессиональный инвестор, финансист, 15 лет на финансовых рынках, окончил НИУ «Высшая школа экономики», MBA «Управление инвестициями», Сертификаты ФСФР 1.0, 5.0

Подробнее про эксперта

Объем торгов на Мосбирже резко подскочил после новостей о телефонном разговоре между президентами Путиным и Трампом. Эксперты РБК связали такую тенденцию с тем, что позитивная геополитическая повестка будет способствовать смягчению санкционного режима, который в конечном счете будет стимулировать рост фондового рынка.

35 миллионов — цифра, за которую перевалило число инвесторов на Мосбирже

  • По последним данным Московской биржи, количество частных инвесторов, имеющих брокерские счета, за 2024 год увеличилось на 5,4 млн и достигло 35,1 млн, ими открыто более 64,3 млн счетов (+12 млн за 2024 год).
  • В 2024 году сделки на фондовом рынке Московской биржи заключали 10,2 млн человек (7,6 млн в 2023 году). Ежемесячно в среднем заключали сделки 3,9 млн человек (3,0 млн в 2023 году).
  • Доля частных инвесторов в объеме торгов акциями в 2024 году в среднем составила 74%, в объеме торгов облигациями — 34%, на срочном рынке — 62%.
  •  В 2024 году частные инвесторы вложили в ценные бумаги на Московской бирже более 1,3 трлн рублей (+18% по сравнению с 2023 годом), в том числе:
    • в биржевые фонды — 570,6 млрд рублей;
    • в облигации — 859,3 млрд рублей (74% — в корпоративные облигации, 26% — в ОФЗ и региональные облигации).
    • В 2024 году россияне продали акций на 109,8 млрд рублей больше, чем купили.

Высокая активность инвесторов и жесткая денежно-кредитная политика ЦБ РФ стимулирует компании к размещению ценных бумаг на торговых площадках, выходить в публичное пространство, а у кого нет листинга на бирже — делать шаги в эту сторону. Это дает инвесторам возможность зарабатывать на таких альтернативных и классических инструментах, как предварительное (pre-IPO), первичное (IPO), вторичное размещение (SPO) и дополнительный выпуск акций (FPO).

Особенности pre-IPO, IPO, SPO и FPO

Pre-IPO (Pre-Initial Public Offering) — предварительное публичное размещение акций

Размещение акций или опционов на акции представляет собой частную продажу крупных пакетов акций до того, как акции будут котироваться на публичной бирже. Покупателями обычно являются частные инвестиционные компании, хедж-фонды, квалифицированные инвесторы, обладающие глубокими знаниями финансовых механизмов и рынка.

Для компании pre-IPO — это способ собрать деньги перед выходом на биржу; компенсировать риск того, что цена IPO не вырастет сразу после открытия; привлечь институциональных инвесторов, которые помогут в вопросах выхода на IPO.

Для инвестора — сумма за акцию может быть дисконтирована от ожидаемой цены при IPO; способа узнать цену, которую рынок фактически заплатит — нет; покупка обычно совершается без проспекта и гарантии, что публичный листинг состоится; дисконтированная цена является компенсацией за эту неопределенность.

Для предотвращения массовой продажи акций компании при выходе ее на IPO и высоких котировках акций, к размещению обычно прикрепляется период блокировки, не позволяющий инвестору продать акции в краткосрочной перспективе. Из-за размера инвестиций, неопределенности и связанных с ними рисков потенциальные доходности могут быть значительными.

IPO (Initial Public Offering) — первичное публичное размещение акций

Первая публичная продажа акций неограниченному кругу лиц, листинг на фондовой бирже — означает, что компания перешла из частной собственности в публичную. Подготовиться к IPO компании помогает андеррайтер (инвестиционный банк или группа), который оценивает показатели компании, анализирует спрос среди инвесторов, рассчитывает стоимость бизнеса и допустимый диапазон стоимости акций, создает проспект ценных бумаг для регистрации в ЦБ и др. За свои услуги андеррайтер забирает до 7% суммы всего объема размещения.

Уже за месяц до выхода IPO начинается продажа акций компании: брокеры собирают поручения инвесторов, которым интересны акции, и они их получают сразу после листинга. Цена размещения акций рассчитывается компанией исходя из спроса и остается в диапазоне, указанном перед выходом на биржу. Это цена, по которой инвесторы, подавшие поручения, получат акции. Если заявки превосходят объем выпускаемых акций, то цена обычно колеблется в верхней границе диапазона. Случается и обратное — компания пересматривает границы цен, если не получает достаточного интереса со стороны инвесторов.

После IPO участники рынка могут свободно продавать и покупать ценные бумаги, поэтому стоимость может расти и снижаться. Цена зависит от спроса и предложения на акции, а на них влияет множество факторов, в том числе новости о компании. Это значит, что на IPO можно и заработать, и потерять деньги.

SPO (Secondary Public Offering) — вторичное публичное размещение акций

Вторичное размещение происходит, когда инвестор продает свои акции инвесторам на вторичном рынке после IPO. Доходы от вторичного размещения акций инвестора поступают непосредственно в карман инвестора, а не в компанию.

Корпорации также могут продавать акции посредством вторичных размещений, для привлечения капитала или по другим причинам, увеличивая только долю free-float.

Последующие размещения могут быть двух видов: разводняющие, которые приводят к увеличению акций, и неразводняющие, когда новые акции не выпускаются. Вторичные предложения часто влияют на настроения инвесторов и стоимость акций компании. Так, новый выпуск акций может привести к разбавлению прибыли на акцию и падению цены возможно в краткосрочной перспективе. Инвесторы могут начать волноваться, если крупный акционер (руководитель компании) продает значительное количество акций. А иногда положительно реагируют на вторичное предложение, если считают, что выручка от продажи может помочь компании. Примерами благоприятно рассматриваемого предложения могут быть случаи, когда компания использует средства для погашения долга, совершения приобретения или инвестирования в будущее компании. SPO обычно менее волатильней IPO, поскольку компания уже получила публичность на бирже. Вторичные предложения обычно реализуются в течение нескольких дней, а не нескольких недель, как это бывает при IPO.

FPO (Follow-on Public Offering) — дополнительный пакет ценных бумаг

После первичного публичного размещения (IPO) акций компания может выпустить дополнительный пакет ценных бумаг (дополнительная эмиссия) для свободной продажи на бирже или распределения между инвесторами по закрытой подписке.

FPO — это распространенный способ привлечения эмитентом дополнительных денег, консолидации управляющих долей акций, увеличение уставного капитала. FPO обычно проводится, когда компания хочет финансировать новые проекты или расширения, закрыть долг или увеличить свой оборотный капитал. Допэмиссия проводится по тем же правилам, что и первичное размещение и требует немалых усилий.

Существует два основных типа FPO: разводняющие и неразводняющие. Акции предлагаются по фиксированной цене публике через процесс формирования книги, а выручка поступает непосредственно в компанию. Акционеры могут участвовать в FPO либо покупая дополнительные акции, либо продавая часть имеющихся. Акционеры часто негативно реагируют на допэмиссии, поскольку они размывают существующие акции, и многие из них предлагаются по цене ниже рыночной.

Очевидно, что представленные инструменты могут быть использованы с различными целями:

Pre-IPO — в большей степени подходит опытным инвесторам с долгосрочным горизонтом, готовым рискнуть ради получения кратных прибылей. 

IPO — это относительно более безопасный инструмент, подходящий инвесторам, ценящим ликвидность и прозрачность. Тем не менее покупка непосредственно в момент IPO также содержит рыночный риск снижения котировок и неполучения ожидаемой прибыли.

SPO — позволяет войти в компанию с уже известной историей по цене ниже рыночной. Однако стоит помнить, что выход инсайдеров из компании может быть сигналом к возросшим рискам.

FPO — позволяет войти на этапе набора капитала для инвестиционного развития (при условии, что цели привлечения капитала прозрачны) и средства привлекаются под конкретные перспективные проекты. Тем не менее, стоит помнить, что разводнение доли негативно скажется на котировках компании. Кроме того, стоит внимательно изучить долговую нагрузку компании, чтобы быть уверенным в целях привлечения капитала.

При этом если IPO, SPO, FPO хорошо известны розничному инвестору, то с pre-IPO он сталкивается не часто. Рассмотрим рынок pre-IPO в нашей стране за последние годы более подробно.

Рост рынка pre-IPO в России

Объем сделок pre-IPO в России демонстрирует экспоненциальный рост: с менее 300 млн рублей в 2021 году до 4 млрд рублей в 2024-м. По данным BCS Global Markets, на 2025 год прогнозируется не менее 15 новых размещений. По прогнозам Popcorn Capital, к 2026 году 15% российских стартапов будут использовать pre-IPO как основной раунд финансирования, что также создаст новые возможности для венчурного рынка и существенно расширит перечень компаний, предлагающих участие в pre-IPO.

Этот бум обусловлен:

1) Упрощением регуляторных процедур (запуском платформ, предоставляющих доступ к pre-IPO, таких как Lender Invest, Moex Start);

2) Ростом числа квалифицированных инвесторов (+25% за 2024 год);

3) Активностью IT и retail-секторов, где доля технологических компаний достигает 70%.

Успешные кейсы реализации pre-IPO:

1. «Самолет Плюс»: рекордное размещение 2024 года Результаты:

  • 825 млн рублей — крупнейшая сделка в истории российского pre-IPO;
  •  Участие 2 тыс. частных инвесторов (50% общего объема);
  • Стратегическое партнерство с ГК «ТехноСпарк» и «ЭР-Телеком» как маркер надежности.

Особенность кейса — использование гибридной модели: часть акций выкупили институциональные игроки, что снизило волатильность после размещения и обеспечило уверенность частных инвесторов в потенциальной успешности инвестиций.

2. «Бери Заряд!»: 

Экосистема зарядных станций для гаджетов провела pre-IPO в мае 2024 года:

  • 750 млн рублей за 3 дня (рекорд скорости сбора).
  • Доходность инвесторов составила 33% годовых.
  •  Стратегический выход: поглощение компанией Яндекс в конце 2024 года.

Успех обусловлен рыночным трендом – активным ростом портативных гаджетов, требующих частой зарядки, создав спрос на инфраструктуру. Отсутствие прямых конкурентов на рынке обусловило успешность проекта.

3. Hyper (АО «Новая энергия»): успешный запуск через краудлендинг.

Производитель зарядных станций успешно реализовал проект pre-IPO через краудлендинговую платформу в августе 2023 года:

  • 350 млн рублей общих инвестиций;
  • 127 млн рублей от 750 розничных инвесторов;
  • Рост выручки на 140% за 2024 год.

Компания использовала pre-IPO не только для финансирования, но и для создания сообщества лояльных клиентов-акционеров.

4. Osnova Tech: фудтех-прорыв 

Ключевые факторы:

  • Партнерство с сетью «ВкусВилл» для тестирования продукции;
  •  Поддержка венчурного фонда «Фридом Финанс»;
  •  За 2024 год компания вышла на окупаемость и анонсировала планы IPO на 2026 год.

5. «Экзалтер» первый кейс в 2025 году

  • Объем сделки: 0,66 млрд рублей;
  • Привлечение через инвестиционные платформы, например, Lender Invest и площадку MOEX Star;
  • Участие 3,5 тыс. инвесторов через механизм ОТС с ЦК;
  • Оценка компании 2,6 млрд рублей.

Характеристики кейса — наличие инвестиционных инструментов для миноритариев в виде пут-опциона (выкуп акций с годовой доходностью в размере 50% от ключевой ставки ЦБ РФ).

Представленные кейсы позволяют сформулировать некоторые дополнительные условия, которые придадут уверенности для участия розничному инвестору в процессе pre-IPO:

  • наличие институциональных инвесторов;
  • перспектива продажи стратегическому игроку;
  • наличие защитных механизмов обратного выкупа для розничных инвесторов.

Российский финансовый рынок привлекателен для частных инвесторов и имеет перспективы роста. Альтернативные варианты инвестиций в PRE-IPO, IPO, SPO и FPO пользуются спросом ввиду высокой потенциальной доходности. Однако стоит помнить, что высокая доходность всегда сопряжена с риском, а подобные инструменты должны занимать ту долю в портфеле, которая соответствует вашему риск-профилю.

Не является инвестиционным предложением.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия