Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Аудит-Вела 2 сентября 2025

Почему бизнес попадает в группу риска: ключевые сигналы из отчетности

ФНС использует 12 критериев для отбора компаний на проверки. Какие ошибки в отчетности ставят бизнес под удар и чем грозят владельцам — в комментариях аудитора
Почему бизнес попадает в группу риска: ключевые сигналы из отчетности
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью DALL-E
Ольга Пожидаева
Ольга Пожидаева
Директор департамента аудита ООО аудиторская фирма «Аудит-Вела», практикующий аудитор на протяжении 20 лет (квалификационный аттестат аудитора в области общего аудита)

Эксперт-практик по бухгалтерскому и налоговому учету. Аудитор ведущих российских холдингов.

Подробнее про эксперта

ФНС официально придерживается риск-ориентированного подхода при планировании проверок. Существует перечень из 12 основных критериев, сигнализирующих о возможных налоговых нарушениях. Многие из них напрямую связаны с анализом вашей отчетности — как налоговой, так и бухгалтерской. Если ваша компания подпадает под один или несколько — это серьезный повод насторожиться и принять меры заранее, иначе велика вероятность оказаться в планах на выездную проверку.

  • Низкая налоговая нагрузка. Если вы платите налогов заметно меньше, чем в среднем по отрасли и региону, для инспекторов это красный флаг. Налоговая ежегодно публикует ориентиры — какой процент от выручки обычно составляет сумма уплаченных налогов в вашей сфере. Это еще не доказательство нарушений, но ФНС почти наверняка захочет разобраться, почему такая разница. Часто причиной бывает использование схем минимизации: например, бизнес дробит выручку между несколькими фирмами, либо выводит доходы в необлагаемые выплаты (оформляет дивиденды как заем и т.п.). Если объективных причин низкой нагрузки нет, то компания попадает в группу риска для проверки.
  • Хронические убытки или сверхнизкая рентабельность. Декларирование убытков в течение 2 и более лет подряд — тревожный сигнал для налоговой. Логика понятна: если бизнес не приносит прибыли долгое время, на что он живет? Либо компания на грани банкротства, либо намеренно занижает прибыль. Особенно подозрительно, когда у конкурентов в той же нише прибыль есть, а у вас год за годом ноль или минус. Также риск — сильно ниже средних по рынку рентабельность (например, в отрасли 10% от выручки, а у вас 1%). Инспекторы заподозрят, что компания искусственно снижает налогооблагаемую прибыль, завышая расходы или не отражая часть доходов. Конечно, бывают объективные причины убытков: инвестиционный период, кризис на рынке, разовые списания. Их нужно заранее подготовить и убедительно представить проверяющим. Иначе высок шанс, что убытки вам попросту не признают, «вычеркнув» часть расходов как необоснованные, и доначислят налог на прибыль. В худшем случае могут обвинить в сокрытии прибыли, что чревато уже штрафами 40% от недоплаты и даже уголовной ответственностью.
  • Заниженная официальная зарплата. Налоговая теперь тесно сотрудничает с Рострудом и Пенсионным фондом, поэтому хорошо видит, какие зарплаты платятся в вашей фирме. Есть данные по средним окладам по отраслям и регионам. Если в вашей отчетности по взносам и НДФЛ средняя зарплата существенно ниже средней по рынку, это явный признак возможных «серых» выплат. Классический пример — компания с высокими доходами, а всем сотрудникам официально платят минимальный размер оплаты труда. Такой дисбаланс однозначно привлекает внимание ФНС. Далее последует вызов на комиссию по легализации зарплат (их сейчас создают при налоговых инспекциях совместно с органами труда). Бизнесу, замеченному в выплате зарплат «в конвертах», грозит двойной удар: доначисление НДФЛ (13% со скрытых сумм) и страховых взносов (~30%). Более того, материалы могут передать в прокуратуру — например, за неуплату взносов директору компании в крупном размере может грозить уголовная статья. 
  • Чересчур большие вычеты по НДС. Налог на добавленную стоимость — самый «автоматизированный» налог, ФНС моментально видит все цепочки по нему. Если ваша фирма заявляет вычеты НДС почти на всю сумму начисленного налога (например, 90% и более), инспекция насторожится. В принципе, высокий процент вычетов может быть в добросовестном бизнесе (скажем, у вас много закупок с НДС и небольшая маржа на продажах). Но зачастую максимальный вычет — индикатор схемы с фиктивным НДС. Например, фирма закупает пачку фальшивых счетов-фактур от фирм-однодневок, чтобы уменьшить платежи в бюджет. АСК НДС-2 без труда ловит такие случаи: она увидит, что у ваших поставщиков отсутствует реальная уплата НДС по цепочке сделок. Тогда вашему вычету не бывать — его признают необоснованным, доначислят налог плюс штраф 40%. Кроме того, компанию могут поставить на контроль как участника схемы. Поэтому правило простое: НДС к возмещению — всегда зона риска. Заявляйте вычеты только обоснованные, работайте только с проверенными контрагентами, и если вычет большой — будьте готовы подтвердить документы по первому требованию из инспекции.
  • Близость к лимитам спецрежимов. Многие малые предприятия работают на упрощенной системе налогообложения (УСН) или других спецрежимах — чтобы платить меньше налогов. Налоговики это понимают и особенно отслеживают тех, кто подозрительно близко к границам условий режима. Например, с 2025 года лимит дохода для УСН повышен до 450 млн ₽ в год (сотрудников не больше 130). Если ваша выручка стабильно находится прямо под этой чертой, скажем 440 млн ₽, а штат — ровно 130 чел., это вызывает подозрение: не раздроблен ли бизнес искусственно, чтобы удержаться на УСН? Действительно, популярная схема — разбить одну компанию на несколько поменьше, каждая на упрощенке, чтобы не платить НДС и налог на прибыль. В 2020 — 2025 гг. законодательно закрепили ряд критериев, по которым налоговая вычисляет такое «дробление». Например, единый бизнес-процесс, общие ресурсы, руководство и адрес у этих «разных» фирм и т.п. Если проверка установит, что дробление носило необоснованный характер (то есть единственная цель — экономия на налогах), льготный режим вам отменят задним числом. За все годы, пока фирма была на УСН, пересчитают налоги по общей системе — с доначислением НДС, налога на прибыль, пеней и штрафов. Это может разорить предприятие. Так что лучше добровольно отказаться от схем дробления, пока не поздно, либо убедиться, что у разделения бизнеса есть реальные деловые причины.
  • Сложные цепочки платежей и «технические» компании. Еще один маркер — большое число посредников в расчетах без понятной бизнес-логики. К примеру, ваша компания покупает сырье не напрямую у производителя, а через фирмы-прокладки; или перечисляет значительные суммы за консультации компаниям, вообще не связанным с основным видом деятельности. Налоговая заподозрит, что лишние звенья нужны для вывода денег или обналички. ФНС теперь пристально мониторит транзитные финансовые потоки. Есть целый перечень признаков «фирм-однодневок» (их еще называют «техническими» компаниями): нет сотрудников, минимальная отчетность, массовый директор, снятие денег вскоре после поступления на счет и т.д. Если ваши контрагенты подходят под эти критерии, будьте готовы к проблемам. В 2025 г. налоговая вместе с Росфинмониторингом и банками выявляет подозрительные транзакции заранее. 
  • Частые смены юрадреса и «миграция» между инспекциями. Налоговики обращают внимание даже на такие моменты, как переезды фирмы из региона в регион без очевидной причины. Считается, что некоторые компании пытаются таким образом выбрать «удобную» инспекцию или усложнить жизнь проверяющим, постоянно меняя налоговый орган. Сейчас это не особо поможет — все данные централизованы, и при переходе из одной ИФНС в другую ваша «история» никуда не девается. Но многочисленные перерегистрации (условно, смена адреса каждые полгода) все равно включены в перечень факторов риска. По крайней мере, это повод для инспекторов присмотреться повнимательнее: а что скрывается за такими переездами? Возможно, связанные компании гоняют выручку через регионы, пользуясь разницей в налоговом администрировании. В любом случае, честному бизнесу часто менять юридический адрес смысла нет — лишние вопросы лишь отвлекут ресурсы.

Помимо перечисленного, ФНС учитывает специфику отрасли и прочие показатели. Есть официально признанные «профильно опасные» сферы, где уклонения встречаются чаще: это транспорт и логистика, строительство, оптово-розничная торговля (включая интернет-маркетплейсы), аутстаффинг (предоставление персонала), общепит, ЖКХ, вообще любая сфера с большим оборотом наличных денег. Если ваш бизнес относится к таким, инспекторы изначально более пристально смотрят за показателями отчетности. Но и представителям других отраслей не стоит расслабляться — ни одна компания не застрахована от проверки, если демонстрирует негативные индикаторы. 

Важно: наличие одного какого-то риска еще не гарантирует проверку. Налоговая смотрит совокупность факторов. Скажем, единичный убыток в тяжелый кризисный год — не беда, если в остальном все благополучно. Но вот комбинация нескольких маркеров — например, низкая налоговая нагрузка + выплаты сотрудникам только на уровне МРОТ + расчеты через подозрительных посредников — почти наверняка приведет хотя бы к вызову на комиссию или предпроверочный анализ, а там недалеко и до выездной проверки. Поэтому предпринимателю имеет смысл постоянно мониторить свои показатели и сравнивать с отраслевыми бенчмарками. 

Последствия нарушений: чем грозит бизнесу выявленная ошибка

Разберем, какие санкции могут последовать, если налоговый контроль обнаружил проблемы в вашей отчетности. Тут многое зависит от тяжести и характера нарушений, а также от стадии, на которой все выяснилось.

  1. Исправление без штрафов (на этапе требований пояснений). Это наиболее благоприятный исход. Если в ходе камеральной проверки вы получили уведомление об ошибке или расхождении и сами корректно все объяснили или поправили, то обычно дело заканчивается без штрафных санкций. Вашу уточненную декларацию примут, доплату налога (если она возникла) вы произведете с минимальными пенями (проценты за просрочку) — и на этом все. Например, если вы забыли сдать какой-то отчет или допустили опечатку, налоговая даст время исправиться. Даже штраф за просрочку бухотчетности сейчас символический — 200 рублей за каждый документ, если вы опоздали со сдачей. 
  2. Штрафы за недостоверные данные и занижение налогов. Если же по итогам проверки (камеральной или выездной) установлено, что вы занижали налоговую базу — готовьтесь к штрафным санкциям. Самый распространенный случай — нарушение обнаружено в рамках выездной проверки и зафиксировано в акте. Тогда штраф по статье 122 НК РФ составит 20% от суммы неуплаченного налога. Если инспекция докажет умысел (сознательное уклонение), штраф удваивается до 40%. Бывает и наоборот — штрафы за нарушения бухгалтерского учета без недоплаты налога. Статья 120 НК РФ предусматривает наказание за «грубое нарушение правил учета» — например, отсутствие первичных документов, искажение данных бухгалтерского учета. Если такие нарушения выявлены, но налоговую базу они не занизили, фирму все равно могут оштрафовать на 10 тыс. ₽ (за один налоговый период) или 30 тыс. ₽ (за несколько периодов). Причем привлечь могут как по Налоговому кодексу, так и по Кодексу об административных правонарушениях (ст.15.11 КоАП РФ) — налагается штраф на должностных лиц (директора, главбуха) от 5 до 10 тыс. ₽. Таким образом, существенная ошибка в официальной бухгалтерской отчетности сама по себе штрафоопасна, даже если налоги уплачены правильно. 
  3. Блокировка счетов и приостановка операций. В процессе выездной проверки или даже камеральной инспекция может применять обеспечительные меры. Самые чувствительные — это приостановление операций по счетам и арест имущества. Как правило, такие меры используют, если компания уклоняется от взаимодействия (не предоставляет документы, игнорирует требования) или есть опасения, что она спрячется/распродаст активы до завершения проверки. Для малого бизнеса блокировка счета — почти катастрофа, ведь расчеты останавливаются. Поэтому не доводите до такого: своевременно сдавайте все документы по требованию, не пытайтесь ничего вывезти или ликвидировать фирму посреди проверки. После вынесения решения по проверке, если доначислены крупные суммы, а вы их не уплатили в срок, налоговая также может списать деньги с ваших счетов принудительно, обратив взыскание на средства. Если денег недостаточно — обратится в суд и приставы опишут имущество. Это уже процедура принудительного исполнения, которую лучше не допускать — лучше вовремя подать заявление на рассрочку или заключить соглашение о постепенной уплате, если сумма для вас неподъемна единовременно.
  4. Дисквалификация, запреты и другие неблагоприятные эффекты. Помимо денежных санкций, выявленные налоговые нарушения могут повлечь косвенные негативные последствия. Например, если фирму уличили в необоснованном дроблении и сняли с упрощенки — в будущем ей могут отказать в применении спецрежимов, т.е. придется всегда работать на общей системе налогообложения (с более высокой налоговой нагрузкой). Директора или главбуха, на которых наложены штрафы по административным статьям, могут дисквалифицировать (запретить занимать руководящие должности на срок до 2 лет) в случае повторных нарушений. Компанию, попавшую в реестр недобросовестных работодателей (за «серые» зарплаты), будут чаще навещать инспекции разных органов — не только налоговой, но и трудовой. Также наличие налоговых правонарушений портит вашу репутацию в глазах банков и контрагентов: банки могут отказать в кредите или даже закрыть счет, если увидят, что фирма фигурирует в налоговых спорах или имеет большие долги перед бюджетом. Партнеры, проверяя вашу благонадежность, тоже могут насторожиться и предпочесть не иметь дела с компанией, у которой «хвосты» с налоговой.
  5. Уголовная ответственность. Самый тяжелый риск — превращение налогового спора в уголовное дело. В отношении руководителя и главбуха компании может быть возбуждено дело по статье 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Крупным размером на 2025 год считается недоимка свыше 15 млн ₽ суммарно за три финансовых года (особо крупным — свыше 45 млн ₽). То есть, если за несколько лет вы не доплатили налогов на десятки миллионов, и проверка это выявила, материалы практически гарантированно передадут в следственные органы. В 2023 — 2024 гг. были случаи, когда даже владельцев среднего бизнеса арестовывали по итогам налоговых проверок — например, за схемы с «обналичкой» через однодневки или мошенничество с возмещением НДС. По ст.199 УК РФ грозит до 6 лет лишения свободы в особо крупном случае. Конечно, до тюрьмы дело доходит нечасто — обычно при явном умысле и очень больших суммах. Но сам факт уголовного преследования крайне негативно сказывается на бизнесе: счета арестованы, имущество под запретом, руководители отвлекаются на следственные действия или вовсе отстранены. Поэтому заходить за грани закона категорически не рекомендуется. Если уж так вышло, что недоимка гигантская — лучше попробовать ее погасить еще в ходе проверки.

Современная налоговая проверка — это во многом предсказуемый процесс, которого можно избежать, если вести дела прозрачно. ФНС открыто декларирует: «белому» бизнесу бояться нечего. И цифры подтверждают: количество выездных проверок снижается, в 2024 году их проводилось в разы меньше, чем десять лет назад — зато выросли поступления налогов за счет добровольной уплаты. Это значит, что налоговая служба добивается своего не числом ревизий, а качеством анализа и неотвратимостью наказания для нарушителей. 

Помните, что налоговый контроль сейчас умный и быстрый, а потому выигрывает тот бизнес, который действует на опережение — сам выявляет и устраняет слабые места в отчетности до того, как к нему постучалась инспекция.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, д. 8, офис 307
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия