В чём опасность развития эмоционального интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект, как он связан с работой левого и правого полушарий мозга и почему нужно знать природную доминацию одного из полушарий мозга

Эксперт-аналитик, коуч, основатель и руководитель Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе в г. Москва.
ПодробнееВ общепринятой терминологии под эмоциональным интеллектом (EQ) принято понимать способность человека распознавать как свои эмоции, намерения, мотивацию, желания, так и других людей. Важный аспект состоит в том, что человек с развитым EQ умеет управлять своими эмоциями.
Считается, что этот навык помогает эффективнее решать сложные практические задачи в жизни и на работе, договариваться с другими людьми, правильно реагировать на негативные ситуации.
«Развитие эмоционального интеллекта — это, безусловно, сейчас актуальный тренд. Найти специалиста или центр, который помогает развить эмоциональный интеллект — не проблема. К тому же в интернете есть множество информации, на основе которой можно самостоятельно заниматься развитие EQ, — рассказывает эксперт-аналитик, коуч Татьяна Валерьевна Гогуадзе. — Многие родители искренне считают, что, записывая детей на подобные занятия, они помогают им стать более эффективными и улучшить ситуацию с учебой. Да и взрослые люди активно занимаются развитием эмоционального интеллекта, считая, что этот навык должен помочь им стать более успешными в своей работе».
Но Татьяна Гогуадзе, автор уникальной для России книги «Дислексия мозга. За гранью известного» говорит, что не все так однозначно и радужно в плане развития эмоционального интеллекта.
«Очевидно, что EQ — это, в первую очередь, эмоции и чувства. То есть человек развивает свои эмоции, ему становится доступными вся их гамма и переживания, он может более чутко реагировать на различные события и ситуации, — продолжает Татьяна Валерьевна. — Но нужно понимать, что эмоции – это работа правого полушария мозга, то есть чем больше человек развивает эмоциональную составляющую, тем больше у него начинает доминировать правое полушарие».
Более 10 лет Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе занимается биометрическими исследованиями детей и взрослых и за эти годы накоплен большой опыт консультирования.
Статистические данные, основанные на более чем 1700 биометрических исследованиях показывают, что правополушарных людей гораздо меньше, чем левополушарных. Выявленная доминантность в работе мозга распределяется таким образом:
- около 16% детей и взрослых — правополушарные («Стратеги»);
- 52% — левополушарные («Тактики»);
- 32% — «Тактики и Стратеги». Особенность в том, что у таких людей нет доминации в работе мозга.
«Опасность развития эмоционального интеллекта состоит в том, что люди начинают его «прокачивать», не зная свою природную доминацию и как это в перспективе повлияет на работу мозга, — поясняет Татьяна Гогуадзе. — Мой опыт показывает, что активная стимуляция правого полушария приводит к подавлению функции левого полушария. Закономерным результатом активизации правого полушария становится рассогласованность в работе полушарий мозга, что затрудняет способность управлять своими эмоциями. Это может приводить к снижению когнитивных способностей. Именно это и приходится сегодня активно разъяснять уже взрослым людям, которые, начав развивать правое полушарие, реально утрачивают наработанные ресурсы, теряют бизнес и сталкиваются с различными неврологическими проявлениями. А суть проблемы в том, что активизация правого полушария снижает функции левого полушария, что приводит к рассогласованности в работе мозга».
Что такое рассогласованность полушарий мозга и почему она негативно сказывается на работоспособности, специалист рассказывает в этом материале на проекте РБК Компании.
Татьяна Валерьевна добавляет, что сейчас у многих детей и взрослых и без развития эмоционального интеллекта все чаще выявляется рассогласованность в работе полушарий мозга. И более того, все больше людей сейчас испытывают психические расстройства и находятся в пограничных состояниях.
«Даже в своей практике отмечаю, что как у детей, так и у взрослых появляется множество психоэмоциональных проблем. А когда человек целенаправленно активно стимулирует правое полушарие, он полностью уходит в эмоции. Соответственно, у него снижаются функции левого полушария, которое у нас отвечает за критическое мышление, анализ и адекватное восприятие себя и окружающей действительности», — говорит Татьяна Валерьевна.
«Для того чтобы человек мог мыслить критически, работать в команде, укладываться в рабочие и профессиональные регламенты, мог усваивать и перерабатывать большие объемы информации, проводить их анализ и систематизацию, у него должно доминировать левое полушарие мозга, — дополняет Татьяна Гогуадзе. — Ко мне все чаще обращаются взрослые с запросом помочь разобраться в причинах трудностей работы с информацией и психоэмоциональным состоянием. И в процессе диагностики выясняется, что проблемы объясняются сниженной активностью левого полушария и высокой рассогласованностью в работе полушарий мозга. А причиной всему эмоции!».
Поэтому одна из основных целей коррекционных программ Татьяны Гогуадзе — активизировать работу левого полушария мозга, многократно увеличив тем самым его ресурсы.
Как показывает опыт работы Центра Татьяны Гогуадзе, когда активизируется работа левого полушария, то многие когнитивные и психоэмоциональные проблемы решаются естественным образом без таблеток, психологов и неврологов.
Поэтому, когда мы обеспечиваем доминацию левого полушария мозга, интеллектуальный ресурс человека только возрастает. Более того, левое полушарие включает контроль за эмоциями, что приводит к согласованности в работе полушарий мозга, и именно эта согласованность левого и правого полушария открывает доступ к творческой деятельности, созиданию и креативности в решении как жизненных, так и профессиональных задач.
Поэтому с высокими показателями когерентности (согласованности) в работе мозга человек может смотреть на проблему не через призму эмоций, а созидательно, адекватно оценивая ситуацию и осознавать, что у любой проблемы, задачи есть несколько решений. А это и есть креативное мышление и творческий подход к жизни и в работе.
«Развитие эмоционального интеллекта должно осуществляться только с учетом природной доминации мозга человека, иначе есть риск получить не «супермозг нового поколения», а множество психоэмоциональных проблем, — подводит итоги Татьяна Гогуадзе. — Эмоции и чувства, если обеспечить доминацию левого полушария мозга, будут трансформироваться в творчество и креативные решения. Человек сможет контролировать и управлять своими эмоциями и более адекватно воспринимать эмоции других. А вот если делать ставку на стимуляцию правого полушария мозга, то эмоции станут преобладать над логикой, поэтому принимать взвешенные и обдуманные решения человек вряд ли сможет».
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты