Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Как маркетплейсы меняют логистику: тренды и прогнозы

Стремительное развитие рынка e-commerce, их собственных логистических служб задают новые тренды развития рынка по скорости и качеству доставки товаров
Как маркетплейсы меняют логистику: тренды и прогнозы
Источник изображения: Пресс-служба Байкал Сервис
Валерий Никулин
Валерий Никулин
Руководитель направления доставки в торговые сети ООО «Байкал-Сервис ТК»

Отвечает за продажи и направление доставки в строительные сети.

Подробнее про эксперта

Какое, на ваш взгляд, маркетплейсы сегодня оказывают влияние на развитие логистического рынка?

Доля продаж через маркетплейсы с их собственной логистикой растет, что неизбежно сокращает объемы продаж и перевозок как офлайн-продавцов, так и классических интернет-магазинов. В последние годы товарооборот маркетплейсов увеличивался на 30–40% ежегодно.

Но основное влияние ощущается именно в B2C-сегменте, где маркетплейсы заменили курьерскую доставку интернет-магазинов. В B2B их влияние для перевозок пока менее заметно, но с развитием корпоративных решений (например, WB Business, Ozon для компаний) давление усилится.

При этом маркетплейсы не только «забирают» грузопотоки, но и создают новые: если раньше покупатели ездили за товарами сами, теперь товары едут к ним. Это стимулирует рост перевозок в целом.

Как, на ваш взгляд, изменится рынок логистики в ближайшие несколько (3-5) лет под влиянием рынка e-commerce?

По прогнозам экспертов, ежегодный прирост объемов продаж через маркетплейсы составит около 15%, что ниже прежних показателей (30-40%), но сохранит значительное влияние на рынок. Особенно заметен бум в сегменте крупногабаритных товаров: например, продажи мебели в 2024 году выросли на 80%, и этот тренд продолжится.

Можно выделить следующие направления:

Маркетплейсы активно развивают складскую сеть в регионах, сокращая логистическое плечо.

Ключевой приоритет — уменьшение сроков доставки. По оценке самих маркетплейсов, переход с 4 до 2 дней увеличивает рост продаж примерно на 30%.

Продолжится поиск баланса между: FBO (высокая скорость доставки, но дополнительные издержки для продавцов) и FBS (гибкость, но более долгая доставка)

Обратный тренд: часть крупных продавцов возвращается к собственным онлайн-магазинам из-за растущих комиссий и конкуренции на маркетплейсах. Эта тенденция будет зависеть от условий, которые будут предлагать маркетплейсы

Развитие логистики для крупногабаритных товаров (КГТ) способствует расширению сети складов, увеличению количества пунктов выдачи, способных их обрабатывать, развитию «последней мили» для крупногабаритных грузов.

Парадокс дефицита складских площадей:

При активном расширении маркетплейсы все равно сталкиваются с нехваткой складских мощностей. Это создает нишу для сторонних логистических операторов — все больше товаров будет доставляться, минуя склады маркетплейсов, даже при продаже через их площадки.

Со временем маркетплейсы развернут инфраструктуру под все потребности, но в ближайшее время не захотят терять на комиссии через такие продажи и продолжат разрешать пользоваться логистикой сторонних игроков.

Нужны ли, на ваш взгляд, государственные меры регулирования логистики маркетплейсов?

Да, регулирование необходимо для создания честной конкурентной среды и защиты интересов всех участников рынка. Но оно должно быть взвешенным —  не ограничивать развитие e-commerce, но обеспечивать здоровую конкуренцию на логистическом рынке.

Ключевые аспекты:

  • исключение административных преимуществ маркетплейсов перед независимыми логистическими операторами,
  • запрет на принудительное использование собственной логистики маркетплейсов (продавцы и покупатели должны иметь свободный выбор),
  • четкое разделение торговой и логистической деятельности (по аналогии с банками и платежными системами),
  • контроль за ценообразованием и тарифами на логистические услуги, исключение демпинга за счет заработка на комиссиях.

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия