РБК Компании

Круглый стол о буксирном флоте: технологии, спрос и возможности

4 июня 2025 года состоялся круглый стол «Перспективы буксирного рынка в России: технологии, спрос и возможности» в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Круглый стол «Перспективы буксирного рынка в России: технологии, спрос и возможности»
Источник изображения: Портньюс/Нордик Инжиниринг

4 июня 2025 года в стенах Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова прошел круглый стол «Перспективы буксирного рынка в России: технологии, спрос и возможности», организованный информационным агентством  Портньюс. В обсуждении приняли участие более 15 отраслевых экспертов, представителей судовладельцев, инжиниринговых компаний, научного сообщества и государственных организаций. Основным докладчиком был Нордик Инжиниринг, представивший результаты своего отраслевого исследования и линейку собственных проектов ледовых буксиров:

Круглый стол о буксирном флоте: технологии, спрос и возможности
  •  NE011 / NE011.1 (Ice 2–3, 26–27 м, 2×634 кВт, тяга 20 т) — морской противопожарный и эскортный буксиры;
  •  NE025 / NE034 / NE038 (Arc 4, 29,6 м, 2×746–1008 кВт, тяга 25–30 т) — универсальные ледовые буксирно‑спасательные суда;
  • NE040 / NE050 (Arc 4–5, 30–34,5 м, 2×1860–2900 кВт, тяга 60 т) — эскорт‑спасатели с системой Oil recovery;
  •  NE060 (Arc 6, 40 м, 2×3500 кВт, тяга 70 т) — буксир для арктических операций.





Мероприятие транслировалось в прямом эфире и было посвящено поиску решений в условиях санкционного давления и в принятии решений по технологическому суверенитету. Основное внимание было уделено вопросам обновления буксирного флота, импортозамещения, а также развитию судостроительной кооперации с «дружественными» странами.

Круглый стол о буксирном флоте: технологии, спрос и возможности

Согласно результатам опроса, проведенного Нордик Инжиниринг и ПортНьюс, 42% опрошенных оценивают текущее состояние буксирного рынка как стагнацию, 33% видят умеренный рост, и только 24% фиксируют сокращение рынка.
Среди ключевых барьеров были названы:

  • высокая стоимость строительства новых судов;
  •  зависимость от импортных компонентов (до 55%);
  • дефицит типовых проектов для серийного производства;
  • отсутствие действенных механизмов господдержки.

Также отмечены сложности с реализацией «зеленых» технологий — при общемировом тренде на экологичность, в России пока нет полноценно работающего буксира на альтернативных источниках энергии.

Региональный акцент

Спикеры подчеркивали разный характер вызовов для отдельных регионов:

  • Арктика требует специализированного ледового флота с высокой маневренностью;
    
«Нам пришлось учиться на ходу. Многие решения для работы в «ледяной каше» оказались уникальными. Без технологического суверенитета мы не сможем сохранить флот», — отметил Владимир Штромбрандт (Росморпорт).
  •  Дальний Восток — логистических решений под развивающееся сотрудничество с Азией;
  •  Речные пути — комплексной модернизации инфраструктуры шлюзов и флота (80% буксиров — с критическим износом).

Особое внимание уделили проблемам северного завоза, где выход из строя одного судна может сорвать поставки в удаленные населенные пункты.


Технологии и кадры: куда двигаться

Прозвучали инициативы по:

  • внедрению цифровых двойников для оптимизации проектирования и эксплуатации;
  • развитию гибридных и электрических решений;
  • запуску пилотных проектов по строительству экологичных буксиров на Дальнем Востоке;
  • подготовке инженерных кадров через возрождение профильного образования.

Представители Крыловского научного центра поделились результатами испытаний буксиров в ледовых условиях — в «ледяной каше» суда теряют до 30% тяги. Было предложено использование разработанных институтом методик расчета и цифрового моделирования.

Что нужно отрасли: пять шагов

По итогам круглого стола эксперты обозначили ключевые направления:

1. Разработка и финансирование целевой программы обновления буксирного флота;

2. Создание ассоциации судовладельцев и технического совета для координации;

3. Импортозамещение оборудования;

4. Модернизация инфраструктуры и запуск серийного производства;

5. Расширение мер господдержки: субсидии, льготное кредитование, компенсации верфям.

Круглый стол о буксирном флоте: технологии, спрос и возможности

Итог:

Дискуссия продемонстрировала: буксирная отрасль в России находится в точке напряжения между структурными ограничениями и возможностями роста. Успех зависит от темпов консолидации усилий бизнеса, науки и государства — и наличия долгосрочной стратегии с реальными механизмами поддержки.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
119071, Россия, г. Москва, Ленинский проспект, д. 19, стр. 1 198095, Россия, г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское ш., д. 2
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия