Круглый стол о буксирном флоте: технологии, спрос и возможности
4 июня 2025 года состоялся круглый стол «Перспективы буксирного рынка в России: технологии, спрос и возможности» в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
4 июня 2025 года в стенах Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова прошел круглый стол «Перспективы буксирного рынка в России: технологии, спрос и возможности», организованный информационным агентством Портньюс. В обсуждении приняли участие более 15 отраслевых экспертов, представителей судовладельцев, инжиниринговых компаний, научного сообщества и государственных организаций. Основным докладчиком был Нордик Инжиниринг, представивший результаты своего отраслевого исследования и линейку собственных проектов ледовых буксиров:

- NE011 / NE011.1 (Ice 2–3, 26–27 м, 2×634 кВт, тяга 20 т) — морской противопожарный и эскортный буксиры;
- NE025 / NE034 / NE038 (Arc 4, 29,6 м, 2×746–1008 кВт, тяга 25–30 т) — универсальные ледовые буксирно‑спасательные суда;
- NE040 / NE050 (Arc 4–5, 30–34,5 м, 2×1860–2900 кВт, тяга 60 т) — эскорт‑спасатели с системой Oil recovery;
- NE060 (Arc 6, 40 м, 2×3500 кВт, тяга 70 т) — буксир для арктических операций.
Мероприятие транслировалось в прямом эфире и было посвящено поиску решений в условиях санкционного давления и в принятии решений по технологическому суверенитету. Основное внимание было уделено вопросам обновления буксирного флота, импортозамещения, а также развитию судостроительной кооперации с «дружественными» странами.

Согласно результатам опроса, проведенного Нордик Инжиниринг и ПортНьюс, 42% опрошенных оценивают текущее состояние буксирного рынка как стагнацию, 33% видят умеренный рост, и только 24% фиксируют сокращение рынка. Среди ключевых барьеров были названы:
- высокая стоимость строительства новых судов;
- зависимость от импортных компонентов (до 55%);
- дефицит типовых проектов для серийного производства;
- отсутствие действенных механизмов господдержки.
Также отмечены сложности с реализацией «зеленых» технологий — при общемировом тренде на экологичность, в России пока нет полноценно работающего буксира на альтернативных источниках энергии.
Региональный акцент
Спикеры подчеркивали разный характер вызовов для отдельных регионов:
- Арктика требует специализированного ледового флота с высокой маневренностью;
«Нам пришлось учиться на ходу. Многие решения для работы в «ледяной каше» оказались уникальными. Без технологического суверенитета мы не сможем сохранить флот», — отметил Владимир Штромбрандт (Росморпорт). - Дальний Восток — логистических решений под развивающееся сотрудничество с Азией;
- Речные пути — комплексной модернизации инфраструктуры шлюзов и флота (80% буксиров — с критическим износом).
Особое внимание уделили проблемам северного завоза, где выход из строя одного судна может сорвать поставки в удаленные населенные пункты.
Технологии и кадры: куда двигаться
Прозвучали инициативы по:
- внедрению цифровых двойников для оптимизации проектирования и эксплуатации;
- развитию гибридных и электрических решений;
- запуску пилотных проектов по строительству экологичных буксиров на Дальнем Востоке;
- подготовке инженерных кадров через возрождение профильного образования.
Представители Крыловского научного центра поделились результатами испытаний буксиров в ледовых условиях — в «ледяной каше» суда теряют до 30% тяги. Было предложено использование разработанных институтом методик расчета и цифрового моделирования.
Что нужно отрасли: пять шагов
По итогам круглого стола эксперты обозначили ключевые направления:
1. Разработка и финансирование целевой программы обновления буксирного флота;
2. Создание ассоциации судовладельцев и технического совета для координации;
3. Импортозамещение оборудования;
4. Модернизация инфраструктуры и запуск серийного производства;
5. Расширение мер господдержки: субсидии, льготное кредитование, компенсации верфям.

Итог:
Дискуссия продемонстрировала: буксирная отрасль в России находится в точке напряжения между структурными ограничениями и возможностями роста. Успех зависит от темпов консолидации усилий бизнеса, науки и государства — и наличия долгосрочной стратегии с реальными механизмами поддержки.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты