РБК Компании
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая ко Дню предпринимателя
Получить скидку
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
акция
День предпринимателя
Снизили цену на подписку до 30 мая
ко Дню предпринимателя
Получить скидку

Как селлеру подготовиться к сезону и распродажам на маркетплейсах

Как селлерам подготовиться к участию в акциях и почему запускать продажи на маркетплейсе в пик сезона нерационально? Делится опытом Ольга Богданова, Комплето
Как селлеру подготовиться к сезону и распродажам на маркетплейсах
Источник изображения: Freepik.com
Ольга Богданова
Ольга Богданова
руководитель юнита Маркетплейсы

Преподаватель программ MBA в ГУУ и ВШЭ, курсов MaEd, бизнес-программ в лучших экономических университетах России. Спикер множества профильных конференций и обучающих мероприятий

Подробнее про эксперта

Сезонность на маркетплейсах связана с покупательским спросом

Именно он определяет наличие распродаж и акций внутри площадок.

Однако сезонность в буквальном смысле соотносится с временами года: январь-февраль и ноябрь-декабрь — период роста спроса на, например, товары для зимнего отдыха. Весна — на разнообразную продукцию для дачи и сада, август — на школьные принадлежности, осень — на товары для Нового года и сопутствующие подарки.

В некоторых товарных категориях влияние сезонности ощущается сильнее, а часть она практически не затрагивает.

Например, товары из категории «Товары для дома» на Wildberries, казалось бы, не должны быть подвержены колебаниям спроса.

С другой стороны, данная категория — одна из самых объемных по выручке в контексте Wildberries. Поэтому любое отражение сезонности на ней будет соответствовать картине, характерной для всего маркетплейса.

И, допустим, категория «Грядки и клумбы», которая сильнее подвержена влиянию сезонности. 

Логично, что активные продажи таких товаров стартуют в начале февраля, пика достигают к концу марта-началу апреля, а потом потихоньку идут на спад. Небольшой всплеск происходит только в конце августа, то есть под закрытие дачного сезона, и в ноябре, когда «эхо» акций докатывается и до товаров для дачи и сада. Зимой продажи низкие, хотя незначительное влияние мартовских праздников все-таки тоже ощущается. 

Конечно, точный временной промежуток наступления пика продаж зависит от того, ранняя или нет весна. 

И, зная статистику, видя покупательскую активность, грамотно ее стимулируя, маркетплейсы подстраиваются под «сезоны» и формируют свои календари акций и распродаж.

5 шагов для подготовки к сезону

Выходя на маркетплейс или в определенную категорию с новым товаром, не стоит запускать его продажи на пике или в начале сезона. 

Дело в том, что на площадке уже есть продавцы, уверенно себя чувствующие в данной категории, и конкуренция с карточками их товаров, которые уже успели собрать хорошие отзывы и заработать высокий рейтинг, может стать непосильной задачей.

Есть смысл в запуске на спаде продаж и поддержании их в межсезонье. Так можно получить первые заказы и отзывы, чтобы перед стартом нового сезона начать вкладываться во внутреннее и внешнее продвижение.

Даже активным селлерам, карточки товаров которых «усилены» отзывами и положительным рейтингом, работающих в категориях с ярко выраженной сезонностью, к старту активных продаж придется готовиться.

Для этого нужно:

  1. Проанализировать продажи предыдущего года: с какими проблемами сталкивались, как их решали, как менялся спрос в зависимости от погоды. Это надо учитывать при прогнозировании и планировании продаж.
  2. Изучить отзывы и вопросы покупателей как своих, так и выбравших в прошлом году конкурентов. Необходимо понять, отвечал ли ваш контент запросам потребителей, или его необходимо оптимизировать.
  3. Оценить объем региональных продаж прошлого года и подготовиться к подобному объему в этом, то есть посчитать, где, сколько, в какие регионы заказывали товар ваши клиенты. Подобная подготовка покажет, куда нужно отгрузить товары, чтобы быть максимально близко к покупателям, и позволит заранее разместить продукцию на нужных складах. Тогда не придется в пик сезона искать слоты на отгрузку.
  4. Подготовить производство и заложить рост, базируясь на прошлогодних продажах. Чтобы избежать ситуации, когда на пике продаж производство не справляется с отгрузками, из-за чего не получается охватить весь поступающий на карточки товара трафик. 

Если запланировано масштабирование, допустим, продажи были запущены на Wildberries, а теперь необходимо выйти и на Ozon, то разместить товары на новой площадке нужно тоже заранее, чтобы до активного роста продаж на карточках появились отзывы и сформировался хороший рейтинг. А затем осталось только настроить продвижение и получать заказы

Также нужно придерживаться разработанного плана и делать все возможное, не опуская руки из-за неудач.

Представим, что у селлера в прошлом году товара было продано в сезон на 50 миллионов. Перед стартом нового сезона он проанализировал состав этих продаж, то есть какие артикулы, в каком объеме, откуда и куда продались.

На текущий год заложен 20% рост, в соответствии с которым запланированы и разбиты понедельно и помесячно продажи, партии продукции отгружены на склады. 

Прогнозирование стоит осуществить таким образом, чтобы в пик сезона товар уже заканчивался, а за период спада продаж можно было распродать остатки.

Особенно это актуально и важно тем, кто закупается на контрактном производстве, иначе есть риск остаться с товарами в межсезонье. 

Как определиться, в каких акциях участвовать

Уточню: под распродажами в контексте материала подразумеваются акции маркетплейсов, которые оказывают существенное влияние на ранжирование карточек.

На текущий момент политика участия селлеров в подобных акциях условно понятна: конечно, работа не всех алгоритмов полностью прозрачна, но и Wildberries, и Ozon открыто говорят, что если товар участвует в определенной акции — он получает дополнительный бустинг в выдаче, преимущество по сравнению с карточками внеакционных конкурентов.

Ведущие российские маркетплейсы показывают календарь планируемых акций заранее: Wildberries — примерно на месяц вперед, а Ozon запустил 3 постоянные акции, периодически дополняя их активностями, связанными с различными инфоповодами.

Получается, селлер заранее видит предстоящие акции и понимает, с какими ценами маркетплейс предлагает в них участвовать.

Если предлагаемые цены и скидки — приемлемые, то стоит держать существующие цены на товар и ждать тех распродаж, которые для вас будут более интересными.

При этом нужно учитывать, что есть акции, оказывающие максимальное влияние на ранжирование. Например, предновогодняя распродажа.

В них селлер буквально  вынужден участвовать ради получения максимального бустинга к выдаче, в противном случае товары могут, напротив, опуститься в ней глубоко вниз.

Логично, что, чем больше бустинг, тем более фатальным может стать пропуск активности.

Чаще всего маркетплейсы подстраиваются под какие-то календарные праздники и инфоповоды: распродажа перед 14 февраля, 23 февраля, тематические распродажи, подготовка к школе. Самые масштабные — акция «11. 11» и предновогодние распродажи.

Алгоритм участия в акциях

Как входить в распродажи с приятными ценами и не терять покупателей из-за отказа участвовать в них?

Вариант для тех, у кого широкий ассортимент: отладить алгоритм участия в акциях и раздробить ассортимент, чтобы с частью сразу войти в акцию, а через несколько дней ротировать список представленных в ней артикулов.

Если товаров немного или они однотипные, то следует учитывать, сколько дней товар участвует в акции, а сколько — нет, поднимать цены.

Допустим, по плану продаж необходимо реализовать 70 единиц определенного товара, то есть не менее 10 в день. Когда менеджер, отслеживающий продажи, видит, что к обеду план продаж на день выполнен, стоит поднять цену. Если продажи не остановились — продавец получает более маржинальные продажи в течение оставшейся части дня. 

Как показывает опыт Комплето, таким образом, при проявлении должного внимания и ответственности, можно поддерживать среднюю медианную цену и наращивать маржу. 

Медианная цена товара — это средняя цена, по которой товар был на витрине на протяжении примерно последних 30 дней. «Примерно» — потому что, например, Wildberries, скрывает указанные данные, чтобы селлеру было сложнее манипулировать медианной ценой

Когда алгоритм маркетплейса рассчитывает медианную цену, то стоимость товара в каждый из этих условных 30 дней выстраивает в порядке возрастания или убывания. Цена, оказавшаяся на 15 месте, — и есть медианная, именно от нее будет рассчитываться скидка для участия в акциях.

Почему нельзя всегда участвовать во всех акциях и держать низкие цены? Потому что это не пойдет на пользу продажам: маркетплейс будет предлагать цены для участия в акциях все ниже и ниже, и медианная цена рухнет.

При разработке стратегии участия в акциях нужно учесть, что в течение каждых 30 дней цена на товар должна разниться, чтобы медианные показатели не падали, а участие в акциях приносило больше выгоды.

Грамотная стратегия работы на маркетплейсах — залог успешных продаж вне зависимости от сезона и акций

Чтобы минимизировать влияние сезонности на продажи, нужно подходить к решению вопроса комплексно:

  • оптимизировать процесс продажи;
  • качественно рассчитать юнит-экономику;
  • корректно распределить усилия на работу с внутренними и внешними средствами продвижения;
  • правильно взаимодействовать с обратной связью от покупателей.

При грамотном же участии в акциях бизнес также сможет получить ресурсы для масштабирования и не стать зависимым от распродаж.

И все это необходимо учесть при составлении и оптимизации стратегии работы на маркетплейсах
 

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

17+ лет экспертизыДелаем комплексный маркетинг с 2007 года, когда еще не существовало термина «digital-маркетинг»
550+ успешных кейсовУспешно реализуем комплексные стратегии digital-маркетинга
130+ крупных брендов в портфелеВ портфеле: Группа ПИК, Альта Профиль, Билайн, Stels, Torex, Veka, Северсталь, Ростелеком, СИБУР, др.
ТОП-20 ключевых рейтинговРейтинг Рунета, Ruward, Лайкни, SEOnews, Workspace Digital Awards и др.
Резидент SkolkovoЯвляемся аккредитованной IT-компанией и прошли отбор Сколково как инновационная компания

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, ул. Садовническая, д. 54, стр. 2
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия