Масштабирование или сокращение затрат: какую сторону выбрать бизнесу
Роман Кистанов делится мнением, как предприниматели планирует сокращать расходы с помощью оптимизации логистики и какие решения существуют на рынкеГенеральный директор компании-разработчика программы маршрутизации и оптимизации логистики последней мили «Шедекс».
Процесс доставки товара является одним из ключевых в eCommerce. Почему и как предприниматели будут сокращать свои расходы с помощью оптимизации логистики? Cвоим мнением поделился генеральный директор IT-компании «Логистические программы» (разработчик программы по управлению логистикой ШЕДЕКС) Роман Кистанов.
В октябре 2023 года компания Актион Финансы провела исследование на предмет сокращения затрат в 2024 году. Выяснилось, что около 60% компаний в 2024 году планируют сократить расходы на логистику в 2024 году. Треть из них намерены оптимизировать загрузку транспорта и сократить количество используемых машин либо пересмотреть логистические маршруты.
Тратить меньше и зарабатывать больше — естественный тренд бизнеса любой сферы. Но если еще несколько лет назад компании активно инвестировали деньги в свои бизнес-процессы, рассчитывая на прибыль и масштабирование, то все шоковые события последних лет заставили пересмотреть эту картину. Сегодня все больше предпринимателей и руководителей переходит в режим энергосбережения — приоритетом номер один становится «главное — не потерять то, что есть».
Период турбулентности, нестабильности и кризиса — эти слова уже стали клише в медиапространстве. И надо отдать должное — российский бизнес всегда с честью и достоинством выходил из самых непростых ситуаций. Но самого большого успеха добивались те компании, которые ставили на первое место не сохранение того, что есть, а фокусировались на росте и масштабировании своего бизнеса.
Что же касается сферы eCommerce, то, конечно, нельзя отрицать влияния нарушения отлаженных цепочек поставок, ухода большинства зарубежных брендов, необходимости быстро менять привычные бизнес-процессы. Компаниям, действительно, пришлось вливать дополнительные средства только для того, чтобы выжить в этот сложный период. Тем не менее, первопричина тенденции к сокращению затрат совсем не в этом.
На протяжении последних лет мы все чаще слышим такие слова от клиентов ШЕДЕКС из сферы электронной торговли — «хочу сократить затраты на логистику и доставку». И с каждым годом количество этих запросов только растет. И это неспроста.
Логистика и доставка в этой сфере — один из ключевых бизнес-процессов. Получит ли клиент свой заказ вовремя, насколько ему будет комфортно, насколько он будет доволен — от этих и многих вопросов зависит, будет ли он дальше пользоваться этой компанией или уйдет к конкурентам. А учитывая, что привлечение нового клиента в разы дороже, чем удержание лояльного, качество доставки становится наиболее острой.
Однако в логистике есть еще много факторов и нюансов, которые стоит учитывать — это логисты и диспетчеры, которые строят маршруты, водители и курьеры, которые по ним ездят и многое другое.
И если мы начнем считать возможные риски и потери, то получим такую картину:
- недовольный клиент, который решил больше не связываться с компанией = недополученная выручка с него + затраты на привлечение новых клиентов.
- неэффективные маршруты = износ транспорта + затраты на топливо.
- водители и курьеры, которые иногда халтурят и хитрят при отсутствии должного контроля — у многих компаний до сих пор нет системы мониторинга, и они понятия не имеют, чем занимаются их водители, соблюдают ли они маршруты = неэффективные траты на оплату труда, топлива.
- работа логиста-диспетчера, который зачастую часами строит маршруты вручную = часы работы, которые можно было бы использовать на другие рабочие задачи.
И если все это сложить, то бизнес получает колоссальную сумму потерь.
Для сферы торговли, особенно региональных и локальных компаний, это особенно ощутимо. Поэтому тенденция к сокращению затрат на логистику не вызывает никаких вопросов — все очевидно.
Задумываясь над этими вопросами, бизнес пытается найти решения, позволяющие оптимизировать процессы.
Их не так уж много:
- Аутсорсинг логистики. Это, безусловно, выход, однако пропадает контроль над качеством доставки, сохранностью груза и своевременностью получения заказа.
- Сокращение автопарка. В этом случае увеличивается нагрузка на используемый транспорт и как следствие — затраты на ремонт и обслуживание, увеличиваются сроки доставки заказов и грузов.
Не всех участников рынка устраивают такие варианты. Поэтому в последние годы приобрело популярность специальное программное обеспечение — маршрутизаторы, системы мониторинга и комплексные системы по управлению логистикой. Бизнес увидел в них потенциал для решения собственных задач. Однако и здесь не обходится без трудностей. Многие предприниматели считают, что внедрение таких инструментов им не по карману и позволить его себе могут только крупные компании.
Еще несколько лет назад это, действительно, было так — нужен был полноценный IT-отдел и миллионные инвестиции. Сегодня же все обстоит совершенно иначе. На рынке есть выбор решений по оптимизации логистики, которые доступны бизнесу. Но стоит обратить внимание на то, насколько программа способна к решению задач компании и адаптирована к нюансам ведения деятельности.
На сегодняшний день сфера электронной коммерции активно осваивает инструменты оптимизации логистики и этот тренд будет только развиваться дальше. Это связано с тем, что технологические решения позволяют справиться с теми рисками и потерями, с которыми приходится сталкиваться:
- удержание клиентов за счет контроля своевременной доставки, возможности собирать отзывы и оперативно реагировать на негативные ситуации.
- использование оптимальных и выгодных маршрутов, которые сокращают износ транспорта и затраты на топливо.
- контроль водителей и курьеров в режиме онлайн, что позволяет оптимизировать персонал и производительность труда.
- значительное высвобождение трудовых затрат логиста-диспетчера, у которого появляется время на решение других рабочих задач.
- и многое другое.
В заключении стоит отметить, что тенденция к сокращению затрат — естественный процесс. И компании eCommerce — не исключение. В текущих условиях сервисы для оптимизации и управления логистикой, доставки последней мили — надежное и доступное решение.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты