Подготовка к будущему: какой будет логистика через 1, 3, 5, 10 лет
Как будет выглядеть логистика в будущем? Смогут ли логистические компании адаптироваться к изменениям? Что будет востребовано

Сооснователь логистической компании SIGMA
Как эксперт со своим собственным взглядом, я стараюсь масштабно анализировать современные логистические тренды. Многие мои коллеги рассуждают о логистике сугубо теоретически, не принимая во внимание практические аспекты отрасли. Однако реальность всегда отличается от прогнозов. И сегодняшняя логистика с ее проблемами — кадровыми, политическими, экономическими — неизбежно трансформируется. Устаревшие подходы уйдут в прошлое, на смену им придет нечто новое.
Сейчас много говорят о возможной национализации, но важно понимать, что она не будет похожа на процессы во времена НЭПа. Это будет современная версия, функционирующая по другим принципам. Что в такой ситуации делать логистам? Думать логически — в конце концов, логика и логистика неразрывно связаны, выстраивать четкую схему работы и продолжать делать свое дело. И тогда не имеет большого значения, что именно произойдет: усилятся монополии, появятся ли новые частные игроки или случится что-то еще. Даже если логистический рынок возьмет под свой полный контроль какая-либо определенная компания, вряд ли ее «дочерние» структуры смогут освоить весь объем работ. В любом случае и при любых условиях компания должна оставаться на плаву, работать эффективно, демонстрировать финансовую стабильность и удовлетворять потребности заказчиков.

Этот навык пригодится всем логистическим предприятиям — и новым, и тем, кто нарабатывал опыт еще в те времена, когда не существовало четких законов о работе экспедиторов, о бухгалтерском учете или оформлении железнодорожных документов. Сейчас наступила эра цифровизации, но компании должны уметь работать и по-новому, и по-старому, например, на бумаге на тот случай, если вдруг отключат интернет или ухудшится экономическая ситуация.
Не так уж важно, что будет завтра — важно, чтобы было лучше, чем вчера. Сейчас активно обсуждается возможный возврат к безномерному подвижному составу. Если это произойдет, то сократится количество частных операторов, с которыми в настоящий момент взаимодействуют логистические компании. Выживут лишь те, кто сумеет адаптироваться — и крупные игроки, и небольшие экспедиторские фирмы.
В качестве примера такой адаптации можно привести ситуацию, сложившуюся лет 10-15 назад. В это время на рынке работало много экспедиторских компаний, поскольку в 2000-х годах, на волне развития коммерции, появились небольшие логистические фирмы, созданные бывшими железнодорожниками. Это были настоящие профессионалы, досконально знавшие работу отрасли изнутри. Сегодня большинство из них превратилось в крупные российские экспедиторские компании, которые смогли удержаться на плаву даже в сложных условиях.
Но было и немало мелких компаний — их основали те, кто сначала получил опыт в крупных фирмах, а затем решил работать самостоятельно. Хотя они активно переманивали клиентов демпингом стоимости услуг, это не спасло их от кризисов 2008, 2014 и 2021 годов. Сейчас таких компаний осталось мало, потому что они предлагали услуги фрагментарно, а это уже неинтересно рынку.
В строю те, у кого есть собственная инфраструктура — железнодорожные и морские терминалы, склады, складская техника. Мелкие экспедиторы, у которых нет ничего, постепенно исчезают: они не могут конкурировать с теми, кто реально способен заинтересовать заказчика. Им становится невыгодно вести собственный бизнес. Кто-то переходит в крупные компании рядовым сотрудником, кто-то вообще выбирает удаленную работу на столичные компании, и, например, работая в Находке, получают московскую зарплату.

Вероятнее всего, в будущем на рынке останутся только те, кто по-настоящему живет своей работой, кто способен быстро адаптироваться к любым вызовам и находить решения в кризисных ситуациях, предлагать полный спектр услуг и стараться конкурировать с государственными структурами. Гибкость — ключевое качество для выживания в любой отрасли, и логистика не является исключением.
Источники изображений:
сгенерировано нейросетью Qwen
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты