РБК Компании
Главная ООО «РТС» 20 декабря 2022

Система противодействия мошенничеству в компании: рассказываем о методах

На сегодняшний день корпоративное мошенничество является одной из самых весомых угроз бизнесу не только в России, но и во всем мире.
Корпоративное мошенничество

Неприглядные происшествия в данной сфере наносят как финансовый, так и репутационный ущерб компаниям и крайне негативно влияют на климат в организациях.  По информации компании «Deloitte Forensic» в последние два года с корпоративным мошенничеством столкнулись более половины (55%) работающих в России и странах СНГ компаний. Как оказалось, наиболее подвержен данному риску оказался крупный бизнес. А именно — 73% жертв мошенников представляли компании с численностью персонала более 1 000 человек. 

Как четкое определение, понятие «корпоративного мошенничества» в законодательстве Российской Федерации не закреплено. В целом под ним подразумевают действия, которые направлены на хищение активов компании или причинение ущерба без изъятия материальных ценностей, в том числе путем обмана или злоупотребления доверием.

Следует помнить, что хотя в уголовном законодательстве не существует отдельной статьи «Корпоративное мошенничество», эта категория преступлений подпадает под составы статей Уголовного Кодекса РФ. Это, в первую очередь, ст. 159 «Мошенничество». А также — статья 160 «Присвоение или растрата», статья 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» и статья 204 «Коммерческий подкуп».

Существует целый ряд эффективных организационных мер противодействия, выявления либо профилактики мошенничества и коррупции в компании. Сюда можно отнести: внутренний аудит, контрольно-ревизионную деятельность и аналитические системы внутреннего контроля, комплаенс и работу собственной службы безопасности. Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. Данная процедура помогает руководству видеть реальное финансовое состояние дел компании и достоверность отчетности. Во внутренний аудит   входит общее заключение о деятельности руководства, соблюдении правил составления финансовой отчетности, о профессионализме и эффективности работы службы внутреннего контроля и так далее. Его главная цель — на основании полученных сведений выявить все риски и усовершенствовать процессы работы компании. Внутренний аудит проводят, как специально обученные сотрудники, так и приглашенные специалисты. Для организации функций внутреннего контроля и обеспечения эффективности бизнес-процессов в компаниях ведется контрольно-ревизионная деятельность. Она состоит из целого ряда ежемесячных контрольных мероприятиях, направленных на выявление и снижение убытков и рисков. Например, мониторинг системы внутреннего контроля операционной деятельности, осуществление ревизий дочерних компаний и филиалов, контроль любых изменений в бизнес-процессах в результате внедрения корректирующих мероприятий. Для длительной успешной деятельности любой компании также важным условием является способность руководства анализировать успех и целенаправленными действиями обеспечивать его развитие. Для этого необходимо, что чтобы успешно функционировала система аналитической информации: все необходимые показатели деятельности правильно отобраны, обработаны и проанализированы.

Необходимо также помнить, что любая компания и ее сотрудники должны соблюдать комплаенс («compliance») Что это означает? В переводе с английского данное слово переводится как «соответствие, соблюдение правил». То есть, комплаенс — это необходимость для любой компании работать в соответствии с нормами права и сводом определенного набора правил. Главная цель комплаенса — неукоснительно придерживаться требований законодательства, а также предупреждать любые нарушения в этой сфере. Как правило, контроль за соблюдением всех этих требований в компании обеспечивает специальная служба комплаенс.

Одна из самых действенных мер — четкая и профессиональная работа службы безопасности. Недаром существует поговорка, что «надежная служба безопасности – важнейшая часть успешного бизнеса». Обеспечение безопасности предприятия, производства и продукции, защита любого вида информации, проверка соискателей на вакантную должность, контрагентов и партнеров — это и многое другое входит в задачи службы безопасности. Она является неотъемлемым элементом любого бизнеса. Выделяют четыре основных направления деятельности службы безопасности, целью которых являются выявление, предупреждение и предотвращение, а также пресечение действий, которые могут причинить ущерб коммерческому предприятию. Эти направления: режим и охрана; аналитическая работа; IT-безопасность, что особенно актуально в последние годы и техническая поддержка. Работа в каждом из них будет успешной, если ее выполняют профессионалы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации04.02.2009
Уставной капитал20 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Московская, г.о. Реутов, пр-д Коммунальный, д. 5, этаж/помещ 01/004
ОГРН 1097746042052
ИНН / КПП 7723705044 504101001
Среднесписочная численность11 сотрудников

Контакты

Социальные сети