Лизинг-2024: бизнес под давлением высоких ставок
Лизинговый рынок в 2024 году под давлением высоких ставок: адаптация к высоким ставкам, рост среднего чека и смещение фокуса на проверенных клиентов

С 2011 года является Генеральным директором ООО «ЛК Пруссия». За годы руководства компания выросла из региональной в федеральную, с филиалами во всех крупных городах Европейской части России
В 2024 году российский лизинговый рынок ощутимо просел на фоне высоких процентных ставок и общей денежно-кредитной политики. Лизинг в такие периоды становится менее привлекательным для предпринимателей, так как растет ставка вознаграждения, а стоимость имущества увеличивается из-за подорожания кредитных ресурсов и дополнительных сборов.
В таких условиях предприниматели становятся значительно более избирательными в инвестициях. Мы видим, как клиенты тщательно просчитывают каждую сделку и выбирают гибкие лизинговые решения, позволяющие сохранить финансовую устойчивость. Именно поэтому востребованность в лизинге не исчезает — она просто перетекает в более продуманные, структурированные решения.
Тем не менее, спрос на лизинг сохраняется, поскольку бизнес по-прежнему нуждается в обновлении техники и оборудования для поддержания конкурентоспособности.
Ключевые итоги 2024 года
По данным «Эксперт РА» и анкетирования лизинговых компаний, объем нового лизингового бизнеса в 2024 году составил 3,3 трлн рублей, что на 7% ниже уровня годом ранее. Существенное падение пришлось на четвертый квартал: при сравнении 4кв2024 с 4кв2023 объем новых сделок сократился на 36%, тогда как по итогам первых трех кварталов динамика еще сохранялась в зоне роста (+6%). Сильное влияние на общие результаты оказали разовые крупные сделки в сегментах железнодорожной техники и недвижимости, которые в 2023-м заметно приукрасили общую статистику. Без учета подобных сделок рынок показал бы снижение примерно на 17%.
Из-за удорожания объектов лизинга и отдельных крупных договоров средний чек вырос с 14,1 до 15,2 млн рублей. Однако общее количество контрактов уменьшилось с 484 до 453 тысяч (–6%). Для сравнения, в более кризисном 2022 году сокращение количества сделок достигало 20%, так что нынешнее падение нельзя назвать рекордным, но оно все же свидетельствует о более сдержанной инвестиционной активности.
ЛК Пруссия с самого начала 2024 года столкнулась с возросшим спросом на программы, позволяющие смягчить финансовую нагрузку на клиентов. Компания ориентируется на предпринимателей малого и среднего бизнеса, нуждающихся в технике и оборудовании для оперативного расширения производства, а также на крупные компании, стремящиеся сохранить гибкость своих инвестиционных программ.
Розничные сегменты: грузовой транспорт и спецтехника под ударом
В 2024 году наибольшему спаду подвергся лизинг грузовых автомобилей (–18%), которые годом ранее демонстрировали двукратный рост. Теперь перевозчики массово откладывают обновление автопарков или даже досрочно возвращают технику, если не справляются с возросшими платежами. Сегмент строительной техники уменьшился на 23% из-за общего торможения девелоперской активности. Свое влияние оказало и снижение объема возведения жилья (–2,7%), во многом обусловленное отменой льготной ипотеки и высокими ставками по кредитам.
На этом фоне небольшой позитив показали сделки с легковыми автомобилями (+8%). Предприниматели и частные клиенты воспользовались моментом, когда ожидание новых волн подорожания (например, связанного с ростом утилизационного сбора) стимулировало спрос на автомобили. Тем не менее доля автолизинга в совокупном новом бизнесе по итогам 2024 года сократилась с 52 до 51%.
Корпоративные сегменты: разброс показателей и проблемы в авиа- и судостроении
В целом корпоративные сегменты суммарно снизились всего на 1%, но внутри отраслей ситуация сложилась по-разному. Лизинг авиационного транспорта упал на 56%, достигнув минимума с 2009 года. Причина в технологических ограничениях и растянутых сроках разработки отечественных самолетов. Морские и речные суда подешевели в лизинге на 59%: верфи сдали заказчикам лишь 80 гражданских судов (–10 к 2023 году). Сегмент недвижимости также откатился на 34%, и тут многое зависело от крупных разовых контрактов, в частности, «Сбербанк Лизинг» (ГК).
Динамика лизинговых компаний: ведущие игроки и концентрация рынка
По итогам 2024 года ГК «Газпромбанк Лизинг» сохранила лидерство с сокращением нового бизнеса на 7%. На второй строчке оказалась «ГТЛК», которой удалось прибавить 74% к прошлогодним показателям, а «ВТБ Лизинг» (ГК) занял третью позицию (–23%). Совокупная доля топ-10 на рынке снизилась с 78 до 77%, а удельный вес «дочек» банков упал с 64 до 54%. Это связано прежде всего с тем, что именно банковские лизинговые компании, у которых в портфеле велика доля грузового транспорта, ощутили наиболее серьезное падение спроса.
В 2024 году ЛК Пруссия, как и все лизинговые компании, старалась поддержать клиентов, предлагая снижение авансового порога. Такая стратегия оправдана при работе с повторными заемщиками, которые доказали свою платежеспособность. При этом для новых клиентов требование к авансам нередко наоборот растет. Дополнительно, чтобы уменьшить ежемесячные платежи, компании увеличивают средние сроки лизинговых договоров: в рознице — с 35 до 37 месяцев, в корпоративном сегменте — до 48.
Прогноз на 2025 год: пока без сигнала к росту
Агентство «Эксперт РА» ожидает смягчения денежно-кредитной политики только во втором полугодии 2025 года. До этого момента высокие ставки будут сдерживать рентабельность инвестиционных проектов, а значит, замедлять динамику лизингового рынка. По оценкам экспертов, объемы нового бизнеса в 2025 году могут упасть на 15–25% к уровню 2024-го. Особенно уязвимыми останутся корпоративные сегменты, грузовой автотранспорт и строительная техника.
В то же время сохраняется спрос на модернизацию промышленного оборудования и телекоммуникационной инфраструктуры, на технику в нефтегазовой сфере, а также на погрузочно-складскую технику в условиях роста e-commerce. ЛК Пруссия рассчитывает на данные сегменты, используя гибкие схемы лизинга и привлекая субсидии в рамках государственных программ. Если ключевая ставка в итоге снизится, рынок лизинга сможет быстро отыграть потерянные позиции.
Вывод
2024 год стал испытанием для лизинговой отрасли: высокая ключевая ставка ощутимо увеличила стоимость заемных средств и ослабила готовность предпринимателей к долгосрочным вложениям в основной капитал. Однако участники рынка, включая ЛК Пруссия, нашли способы сохранения лояльности клиентов за счет снижения авансовых платежей и продления сроков лизинговых сделок. Ключ к восстановлению рынка в 2025 году кроется в смягчении денежно-кредитной политики и возможном расширении госпрограмм поддержки.
Подготовлено на основе данных «Эксперт РА»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети