РБК Компании
Главная Рексофт 8 апреля 2025

Алексей Лебедев: «Внедрение ИИ — это трансформация бизнес-процессов»

Директор департамента «Банки и финансы» Рексофт об искусственном интеллекте для бизнеса
Алексей Лебедев: «Внедрение ИИ — это трансформация бизнес-процессов»
Источник изображения: Freepik.com
Алексей Лебедев
Алексей Лебедев
Руководитель направления по работе с финансовым сектором группы «Рексофт»

Отвечает за развитие бизнеса в сферах финансов и инвестиционных рынков

Подробнее про эксперта

Рексофт активно использует ИИ для ускорения разработки и снижения затрат на ИТ-проекты. Для безопасного и эффективного применения ИИ разработана корпоративная платформа генеративного ИИ, объединяющая пять open-source-моделей, развернутых в контуре компании, и поддерживающая интеграцию с 100 внешними моделями. Об искусственном интеллекте для бизнеса рассказывает директор департамента «Банки и финансы» Рексофт Алексей Лебедев.

Алексей, какие ИИ-инструменты в настоящее время широко используются бизнесом, независимо от его масштаба и сферы деятельности? Насколько существенным был прорыв в этом направлении за 2024 год? В каких направлениях ИИ дает особенно ощутимые преимущества бизнесу?

Основные направления применения ИИ в любом бизнесе сейчас включают начальный уровень консалтинга, когда информацию и рекомендации предоставляет не живой консультант, а ИИ через чат-боты или другие приложения, анализ больших объемов данных (тексты, аудио, изображения, видео) и автоматизацию процессов (не просто роботы, а «роботы с мозгами»). «Роботы с мозгами» — это ИИ-агенты, которые могут не просто выполнять заданный алгоритм, а самостоятельно обновлять его, анализируя изменения во внутренних процессах. Например, при добавлении еще одного звена в процесс согласования отпуска ИИ-агенты по документам или должностным инструкциям выявляют новый порядок и учитывают его при решении подобных вопросов. Другой пример — при формировании команды на проект заказчика ИИ-агент может помочь с анализом резюме, сверяя заявленный кандидатом опыт с реальными проектами во внутренней базе.

При этом, крупный бизнес пока не полностью осознает преимущества использования ИИ, в отличие от малого бизнеса и частных лиц. Чтобы раскрыть весь потенциал ИИ, компаниям необходимо перестроить свои процессы с учетом его возможностей. Крупный бизнес сталкивается с рядом барьеров: опасениями, связанными с инфобезопасностью (страхи утечек данных), и организационными сложностями. При этом сотрудники в частном порядке используют генеративный ИИ для повышения личной эффективности, однако этот опыт не масштабируется на уровень компании. Ценность ИИ для крупного и среднего бизнеса останется ограниченной, пока не произойдет перестройка корпоративной культуры и процессов, а ИИ начнет внедряться как корпоративная платформа с сервисами для разных категорий специалистов и для решения широкого спектра бизнес-задач.

В то же время малый бизнес и частные лица активно используют ИИ, получая доступ к мощному интеллектуальному потенциалу и решая задачи, которые раньше были доступны только крупным корпорациям — от консалтинга и анализа данных до автоматизации рутинных процессов.

Успевает ли бизнес за развитием ИИ, предлагает ли рынок образовательных услуг достаточно быстро необходимые курсы, или возможность применения ИИ в компаниях — это ответственность ИТ-специалистов, и это они становятся амбассадорами ИИ?

Текущая скорость развития ИИ настолько высока, что даже эксперты не всегда успевают за ней. Реальное внедрение в бизнес идет намного позже «прорывов в лабораториях», сопровождаемых яркими заголовками в новостях. Новое поколение ИИ-сервисов на основе больших и мультимодальных моделей относительно просто в использовании и не требует глубоких технических знаний, что снижает порог входа. Однако внедрение ИИ — это не просто установка инструмента, а трансформация бизнес-процессов. Она требует пересмотра привычного подхода к работе и изменения мышления.

К сожалению, часто необходимость изменить мыслительные установки становится главным барьером: многим квалифицированным сотрудникам, особенно тем, кто привык глубоко погружаться в задачи и контролировать каждый этап, сложно принять и доверять ИИ. Однако важно вовлекать сотрудников в работу с ИИ и делать акцент, что модели постоянно улучшаются, снижая количество ошибок и «галлюцинаций». Кроме того, при использовании технологий внутри компании в рамках единой экосистемы они лучше адаптируются к ее контексту и специфике, повышая точность результатов. Для успешного внедрения ИИ и вовлечения сотрудников нужны амбассадоры на всех уровнях компании, в том числе из топ-менеджмента.

Поскольку тема ИИ очень популярна, сейчас существует множество образовательных курсов, но их качество сильно отличается. Есть и хорошие базовые программы, например, на платформах Яндекса или Сбера, которые помогают начать разбираться в теме и строить дальнейшее обучение.

В каких сферах бизнеса ИИ используется особенно широко и успешно? Можно ли говорить о том, что ИТ-компании в направлении ИИ в числе лидеров? А какие компании могут выйти в лидеры по применению ИИ в ближайшее время?

ИИ наиболее востребован в отраслях, где ключевую роль играют анализ данных, автоматизация и прогнозирование. Его сила — в способности обрабатывать большие объемы информации, находить закономерности и оптимизировать ресурсы. Наиболее успешно ИИ применяется в финансовой сфере, где он помогает обнаруживать мошенничество и оценивать кредитоспособность клиентов, а также в здравоохранении, где используется для диагностики заболеваний и персонализированного лечения. В ритейле ИИ улучшает рекомендательные системы (например, в Amazon или Netflix) и прогнозирует спрос, а в логистике — оптимизирует маршруты и используется для беспилотного транспорта. В маркетинге ИИ позволяет точно таргетировать аудиторию и генерировать контент, а в производстве — прогнозировать поломки оборудования и автоматизировать процессы.

ИТ-компании, безусловно, лидируют в разработке ИИ и активно внедряют его в свои производственные процессы. Но благодаря доступности технологий, лидерами скоро могут стать и компании из других отраслей, которые быстрее адаптируются к новым возможностям. Ключевой фактор успеха — способность переосмыслить бизнес-процессы и эффективно интегрировать ИИ. В ближайшее время преимущество будет у тех, кто сможет не только внедрить технологии, но и изменить подходы к работе, используя ИИ для создания новых возможностей.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Рост более чем в 2 раза за 2023В 2023 году группа «Рексофт» достигла отметки выручки в 3,35 млрд руб. и 1 500 сотрудников
«Компания будущего 2023»Проект «Рексофт» для Домодедово победил в премии «Компания будущего 2023»
Финалист рейтинга HH.ruФиналист рейтинга работодателей России HH.ru
Премия «Горная индустрия 4.0»За проект «Предиктивная диагностика и контроль эксплуатации техники СДО» для АО «Кольская ГМК»
ТОП-1000 российских менеджеровРуководители «Рексофт» вошли в рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» Ассоциации менеджеров

Контакты

Адрес
125047, Россия, г. Москва, Бутырский вал, д. 10, этаж 11
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия