РБК Компании

Как меняется работа с нормативной базой в госсекторе

Как упростить работу с нормативно-правовой базой: новая цифровая платформа для стандартов, услуг и взаимодействия с экспертами
Как меняется работа с нормативной базой в госсекторе
Источник изображения: GuerrillaBuzz / unsplash.com
Сергей Сухачев
Сергей Сухачев
Генеральный Директор

Эксперт в области цифровых технологий и информационной трансформации в государственном управлении. Специализируется на внедрении ИТ-решений в регулируемые отрасли.

Подробнее про эксперта

Доступ к актуальной нормативно-правовой информации играет ключевую роль в работе государственных органов, регулирующих и надзорных ведомств, а также в деятельности подконтрольных им организаций. В условиях растущей цифровизации, усложнения законодательства и повышенных требований к соблюдению стандартов остро встает вопрос об эффективности инструментов, обеспечивающих поиск, анализ и применение нормативных документов. Особенно актуален этот вопрос для тех ведомств, чья работа напрямую связана с техническим регулированием, сертификацией, лицензированием и обеспечением правопорядка.

Анализ текущей ситуации

На текущий момент значительная часть профессионального взаимодействия с нормативной базой осуществляется в ручном режиме или с использованием устаревших справочных решений. Это затрудняет своевременный доступ к актуальным документам, усложняет проверку соответствия проектных решений действующим нормам и увеличивает операционные издержки.

По данным исследования Минцифры (2023), до 70% технических специалистов в госорганах тратят более 4 часов в неделю на поиск необходимых регламентов и стандартов. Более того, около 40% упоминают сложности с определением актуальности документа из-за отсутствия централизованного механизма обновлений.

Проблема усугубляется тем, что государственные службы все чаще работают в условиях высокой правовой динамики. Например, в строительной сфере с начала 2022 года было отменено или заменено более 900 нормативных актов, касающихся проектирования, безопасности и энергоэффективности зданий (источник: Минстрой РФ, 2024). Отсутствие актуальной информации может привести к нарушению требований, судебным спорам и значительным убыткам при реализации государственных контрактов.

Технологические решения и новые подходы

В ответ на вызовы нормативной фрагментации и необходимости цифровой трансформации появляются новые платформы, ориентированные на комплексную работу с нормативной базой. Одним из таких решений стал сервис, объединивший в себе функции справочно-правовой системы, профессиональной сети и маркетплейса экспертных услуг.

Так, в числе примеров можно отметить запуск обновленной версии информационно-аналитической платформы ГОСТ Ассистент AI. Решение ориентировано на специалистов в области технического регулирования, проектирования, юриспруденции и государственного администрирования. Система дает доступ к более чем 80 000 нормативным документам, включая ГОСТы, ТУ, СанПиНы, СНиПы и отраслевые регламенты, позволяет государственным заказчикам и подрядчикам быстрее находить компетентных специалистов и заключать договоры в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Тенденции и прогнозы

Цифровизация работы с нормативной документацией — неотъемлемая часть реформ в системе государственного управления. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» (нацпроект «Цифровая экономика») прямо предусматривает внедрение цифровых решений, оптимизирующих взаимодействие с нормативно-правовой базой и обеспечивающих сквозную интеграцию данных между ведомствами.

В ближайшие 2–3 года можно ожидать:

  • Расширение электронных платформ с акцентом на межведомственную совместимость;
  • Увеличение числа регламентов, публикуемых в машиночитаемом виде (XML, JSON);
  • Расширение сервисов по автоматизированной валидации проектной и отчетной документации на соответствие стандартам;
  • Повышение требований к верификации поставщиков и консультантов в реестрах.

Это будет способствовать снижению нормативных рисков, оптимизации проверочных мероприятий и сокращению времени на подготовку документации в рамках госзакупок.

Заключение

Развитие цифровых решений в сфере нормативно-правового регулирования — объективная необходимость для повышения прозрачности, предсказуемости и эффективности государственного управления. Интеграция таких платформ в повседневную работу ведомств позволяет не только оптимизировать рутинные процессы, но и формировать новое качество взаимодействия между государством, бизнесом и экспертным сообществом.

Поддержка инновационных решений, объединяющих нормативную базу, профессиональные коммуникации и экспертную экспертизу, становится важным шагом в реализации задач административной реформы и цифровой трансформации госуправления.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 15, комн. 30
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия