РБК Компании
Главная Broniboy 3 ноября 2023

Как расставлять приоритеты в бизнесе и находить нужных людей в команду

Александр Радионов основатель сервиса Broniboy, рассказывает о своем пути предпринимателя, другом отношении к бизнесу и важности личной стратегии
Как расставлять приоритеты в бизнесе и находить нужных людей в команду
Александр Радионов
Александр Радионов
Основатель сервиса доставки Broniboy

Родился в Краснодаре, окончил Кубанский государственный университет по специальностям «учитель истории» и «юрист». Занимался ритейлом и ресторанным бизнесом, основал компании Broniboy и Bumerang.

Подробнее про эксперта

С чего начался ваш путь предпринимателя? Как вы его оцениваете сейчас? 

Первый предпринимательский опыт я получил в 20 лет. Тогда у меня был магазин игрушек и магазин одежды по франшизе. Несмотря на то, что в бизнесе я допускал ошибки, к которым сейчас отношусь философски — это такой платный университет, первый магазин игрушек я продал успешно. А вот магазин по франшизе закрыл с убытками. Однако я все равно получил предпринимательский опыт, пусть и максимально неосознанный. Тогда были допущены ошибки, из которых я извлек уроки. За каждую из них мне пришлось заплатить прибылью, потому что даже потеря времени предпринимателя все равно сводится к доходу.

По-настоящему я ощутил себя предпринимателем, когда в 25 лет занялся ресторанной деятельностью. В ресторанном бизнесе мне пришлось заново учиться и управлению, и найму людей, и всему остальному. А потом были Broniboy и Boomerang, где мне потребовалось повысить уровень своего понимания IT-процессов в работе сервиса. Но я прошел этот сложный путь, в том числе благодаря целеустремленности, которую мне привил бокс — этому виду спорта я посвятил 16 лет своей жизни.

Мой предпринимательский опыт был интересным и увлекательным. За это время у меня менялись взгляды, происходила переоценка ценностей — в 20 лет одна позиция, в 30 другая, а в 40 лет я вообще открыл нового себя. Для меня существует четыре слоя предпринимательской деятельности:

  • Действия. Это когда много делаешь и часто ошибаешься. Но чем больше движения, тем выше шансы на успех.
  • Инструменты. Начинаешь разбираться в маркетинге, строить в Excel сложные таблицы, понимать, что такое cash flow и gross margin.
  • Конфигурация. Прокачиваешь взаимоотношения с партнерами и погружаешься глубже в специфику рынка.
  • Личность. Это осознание собственной ответственности и понимание того, что ты являешься определяющим звеном всех своих успехов в бизнесе.

Что самое сложное на этапе запуска бизнеса?

Если говорить о бизнесе, то я делю людей на две категории:

  • от 0 до 1 — кто что-то создает;
  • от 1 до 10 — кто потом управляет, развивает и масштабирует. 

Себя я отношу к первой категории. То есть, я могу генерить идеи и воплощать их в реальность, собирать команду и мотивировать ее, находить ресурсы и запускать проекты. Но я не люблю развивать компании — мне это не дает энергии. Согласно методологии Ицхака Адизеса, который предложил использовать код PAEI для управления компаниями, я — предприниматель.

Важно это вовремя осознать, чтобы не затягивать с принятием решений. Например, во время развития сервиса доставки Broniboy я погрузился в операционные процессы, долго занимался выстраиванием механизма, что давалось мне достаточно сложно. Я хотел сфокусироваться на создании чего-то нового. Но вместо этого мне приходилось тратить много времени на работу с таблицами и разные регламенты. По сути, я игнорировал красные флажки в операционном управлении. Так я понял, что был менее эффективен, чем люди, которым свойственно управлять. Поэтому я рекомендую сначала определиться со своим психотипом, а уже потом распределять зоны ответственности в компании. 

Умение делегировать является одним из основных драйверов роста предпринимателя. Если не научился делегировать, значит рано или поздно упрешься в потолок. Посмотрите на корпорации — это большое количество людей, система, где каждый решает свою задачу, направленную на достижение общей цели. Построить миллиардную компанию в одиночку нельзя.

Делегирование — это доверие. Тут важно не только понимать, что сотрудники помогают решать задачи, но и не мешать им делать по-своему. Главное, чтобы это соответствовало бизнес стратегии. Для максимально эффективного делегирования должны быть понятные задачи и измеряемый результат.

Каких людей вы ищете в команду? На какие качества ориентируетесь?

Без команды, которая понимает видение основателя, умеет драйвить и решать сложные задачи, ни один бизнес не будет конкурентоспособным. При выборе специалистов я ориентируюсь на классификацию, сформулированную Павлом Гительманом. Есть люди 0,8, которые делают все на 80%, постоянно что-то забывают. Человек 1,0 делает все как нужно — сегодня я как раз фокусируюсь на поиске таких людей в команду. На них можно положиться, делегировать в том числе управленческие задачи. А еще есть люди 1,2 — те, кто делает свою работу на 120%. То есть, перевыполняют план. 

Первое, на что я смотрю — это подтвержденный и измеримый результат работы кандидата. Потом на потенциал человека — где он обучался, кто для него ориентир в профессии, кем он себя видит через несколько лет и т.д. Я хочу расти, значит мне нужны люди, которые стремятся двигаться в том же направлении. В-третьих, я стараюсь нанимать результат, а не человека. Ищу на должность того, кто уже достигал похожих целей.

При этом я никогда не забываю о мотивации. У каждого человека она своя. Кто-то хочет зарабатывать больше денег, а кто-то развиваться в профессии. Моя задача, как собственника бизнеса, максимально быстро вычислить, что мотивирует человека. Сессия обратной связи — классный инструмент. При этом важно не только озвучивать измеряемые цели, но и не приставать каждый день с вопросами о том, что уже было сделано и какие планы на ближайшее время. Отношение, четкая постановка задачи и потенциал человека сегодня также важны, как и финансовая мотивация.

Как вы научились расставлять приоритеты, чтобы не упустить ничего важного и при этом не перегореть?

Я пришел к тому, что генератор энергии, причем нескончаемой, это личная стратегия. Что я сегодня считаю, что меня мотивирует, какая у меня цель. Часто встречаю предпринимателей, у которых есть стратегия компании, но нет личной. То есть, они что-то делают, но в глобальном смысле не понимают для чего.

Личная стратегия выполняет главную функцию — говорит, чего тебе не нужно делать. Если не знаешь, куда идешь, то тебе все равно куда идти. Я думаю о том, кем буду через 5, через 10 лет, декомпозирую в сегодняшний день. Сверяясь со стратегией, я расставляю фокусы своего внимания, убираю лишнее. Она может корректироваться хоть ежедневно. Отсутствие стратегии — одна из главных ошибок многих предпринимателей.

Чтобы сохранять энергию, я придерживаюсь определенного распорядка дня. Слежу за своим эмоциональным состоянием, хожу на восстанавливающие массажи, забочусь о своем теле — отношусь к нему с благодарностью, потому что оно вывозит сумасшедшие нагрузки. Стараюсь планировать всю свою работу. Один из вызовов для меня — это спланировать свой год. Сделать так, чтобы и работа, и регулярный отдых для восстановления сил, были по плану.

Если нет энергии, то никакая задача не интересна. А для того чтобы она была, нужно с уважением относиться к своему телу и уму, следить за контентом, который потребляешь, как и с кем проводишь время, от чего получаешь удовольствие и т.д. Это для меня тоже фокус. В графике предпринимателя я уделяю этому времени не меньше, чем компании, потому что от эмоциональной стабильности многое зависит.

Какие изменения в бизнесе дались сложнее всего? А какие решения принимались легко и быстро?

Я достаточно легко принимал решения о смене направления. Например, Broniboy мы запускали как сервис для предзаказа бронирования столиков в ресторане. Достаточно быстро, через 4 месяца, когда гипотеза не подтвердилась, мы перешли на доставку еды. А Boomerang в Европе основывали как логистическую компанию «последней мили». Все это было до февральских событий. Потом мы оперативно трансформировались в IT-интегратор между доставками и ресторанами.

А вот прощание с людьми мне дается сложно. Например,был период, когда нам в Broniboy приходилось сокращать людей из-за внешних экономических факторов. Никогда не хочется терять члена команды, но иногда это приходится делать, чтобы наладить какие-то бизнес процессы. В такой ситуации, как бы не было сложно, руководитель должен абстрагироваться и принять решение. 

Если увольнение людей дается тяжело, его нужно кому-то делегировать, как это сделал я в свое время. Карьерный рост одних и сокращение других — это нормальный процесс и для развивающейся компании, и для собственника, который решает задачи бизнеса. Можно 10 лет вовремя платить зарплату и гордиться таким подходом, но в итоге ничего не заработать. Это уже не бизнес, а социальная программа.

Насколько изменилось ваше отношение к бизнесу с 2022 года?

Отношение к бизнесу у меня как было завышенное, так и осталось. Я верю, что предпринимательство — это драйвер развития любой страны и мира в целом. Все, так или иначе, сделано ради получения прибыли. Например, дороги строят, чтобы развивалась торговля, чтобы потом в государственный бюджет поступало больше налогов.

Получив международный опыт, я понимаю, что проблемы с бизнесом есть не только в России. Везде турбулентность, в той или иной степени. Предприниматель на то и предприниматель, что должен уметь адаптироваться к новым условиям. Как предприниматель я плотно связан с Россией. Я хочу внести вклад в российское предпринимательство, поделиться знаниями, которые получил за 20 лет в бизнесе, в том числе за пределами страны.

Какие отрасли вам интересны с точки зрения инвестиций?

У меня большой опыт привлечения инвестиций и взаимодействия с разными фондами, акционерами и инвесторами. Все свое время и средства мне нравится инвестировать в свои же компании. Если честно, то я не понимаю предпринимателей, которые инвестируют не в свои, а в чужие компании — неужели можно верить в посторонний бизнес больше, чем в свой.

С интересом наблюдаю за предпринимателями из своего региона — Краснодарского края. Стараюсь помогать им своим опытом, видением, инвестициями на ранних стадиях. В общем, я предпочитаю инвестировать в людей, а не в компании. Рассматриваю для инвестиций проекты, где у меня есть экспертность — это фудтех, логистика, IT, организация бизнеса с нуля и привлечение инвестиций.

Во всех остальных случаях я ищу эксперта, в которого готов инвестировать и с которым хочу разделить риски. Собственные инвестиции в компанию сильно повышают мотивацию и меняют отношение к привлечению денег. Однако не все предприниматели готовы взять на себя такую ответственность.

Мой девиз — стать богатым навсегда в счастье, гармонии, любви и покое, все это здесь и сейчас. Он отражает мою стратегию. Не вижу смысла быть израненным, но очень богатым. Если хочешь построить самую большую в мире компанию, то 90% времени уделяешь компании, много работаешь и ничем кроме бизнеса не интересуешься. То есть, полностью сосредотачиваешься на идеи. Как Стив Джобс, который с утра до вечера хотел изменить мир.

А если хочешь наслаждаться жизнью, не умирая на работе, то распределяешь фокус своего внимания и на дела, и на семью, и на себя, и на друзей. Всем нужно уделить время, поэтому придется расставить приоритеты. Например, пойти в девять часов вечера позумить с командой или провести время с своими детьми.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.07.2020
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес край Краснодарский, г.о. город Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 110 литер "А", помещ. 7
ОГРН 1202300037730
ИНН / КПП 2308274054 230801001
Среднесписочная численность15 сотрудников

Контакты

E-mail OVELICHKO@BRONIBOY.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия