АФК «Система» способствует электрификации транспорта
Корпорация реализует масштабные проекты в сфере электромобильности в России
АФК «Система» активно инвестирует в развитие электрозарядной инфраструктуры и строительство судов на электрической тяге, реализует проекты по разработке и производству зарядных станций для наземного и водного электротранспорта, оснащает своими решениями электробусные парки и развивает сервис краткосрочной аренды электросамокатов в российских городах.
За 2024 год сеть электрозаправок корпорации выросла в 6 раз до более чем 750 зарядных станций (ЭЗС), а количество пользователей мобильного приложения для электромобилистов к началу 2025 года приблизилось к 40 тысячам. На сегодняшний день более 25 инновационных речных электросудов, построенных на предприятии Группы АФК «Система», эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми и Красноярске.
Наземный электротранспорт
В России растет популярность электрического транспорта. Об этом говорит, в частности, индекс электромобилей, который отражает динамику активности пользования платными зарядными станциями в сопоставлении с АЗС. Прирост индекса составил 39% в 2024 году по сравнению с предыдущим, а за два последних года — 86%. По данным составителей индекса, за прошлый год число электромобилей в России выросло на треть несмотря на высокую кредитную ставку, увеличение утилизационного сбора и отмену части льгот для электрокаров иностранного производства. На начало 2025 года в стране насчитывалось более 59 тысяч электромобилей, по данным аналитического агентства «Автостат». Продажи электромобилей в 2023 году выросли в 4,7 раза, в 2024-м — на 26,4% до 17,8 тысяч. Сейчас на электрокары приходится менее 1% от всех легковых машин на российском рынке, но услугами ЭЗС пользуются также владельцы подключаемых гибридов. С 2022 года бизнес электрозаправок в России вырос в шесть раз, тогда как сегмент топливных АЗС, напротив, сократился, подсчитали эксперты проекта «Контур.Фокус».
Группа АФК «Система» активно развивает собственную сеть электрозаправок (ЭЗС), которая строится под нужды электромобилистов, прежде всего — на трассах. Сегодня темпы роста зарядной инфраструктуры в стране опережают прирост количества электромобилей. По оценкам корпорации, за пять лет количество быстрых зарядных станций в России выросло в 17 раз, а количество электромобилей — в 12,4 раза. На конец 2024 года в России насчитывалось более 3 тысяч быстрых и почти 5 тысяч медленных публичных ЭЗС, а также тысячи персональных зарядных устройств у электромобилистов. Таким образом, на одну быструю зарядную станцию приходится в среднем 17 электромобилей.
«Число участников нашей программы лояльности для электромобилистов увеличилось в 85 раз и достигло почти 12 тысяч, а количество пользователей приложения за год выросло в полтора раза на фоне активного расширения зарядной инфраструктуры», — говорит Андрей Гурленов, гендиректор оператора и производителя ЭЗС из Группы АФК «Система».
Мобильным приложением оператора пользуются 67% от общего числа электромобилей в России.
Если ранее недостаток ЭЗС препятствовал поездкам на дальние расстояния, то теперь это перестает быть барьером для электромобилистов. Например, на маршруте Москва — Сочи — Москва сегодня работают 38 зарядных станций оператора, из них 35 — быстрые. Всего по состоянию на декабрь 2024 года на этом направлении зарядились более 7 тысяч электромобилей и состоялось более 58 тысяч зарядных сессий. Зарядить электромобиль через приложение оператора корпорации можно в 48 российских регионах, в том числе на всем протяжении федеральной трассы М-4 «Дон», а также трассы Е117 до границы с Грузией. Среднее расстояние от одной зарядной станции до другой составляет 70 км, или примерно час времени в пути. Сеть ЭЗС также полностью соединила Север России с Кавказским регионом, а скоро можно будет доехать на электромобиле по сети российского оператора от Финляндии до границы с Ираном. Водители уже сейчас могут добраться на электромобиле от Москвы до Владивостока благодаря зарядным станциям, установленным примерно через каждые 100 км.
Для путешествующих по России на электромобиле актуально наличие зарядной инфраструктуры при отелях. Поэтому федеральный гостиничный оператор, входящий в Группу АФК «Система», устанавливает ЭЗС на своих парковках. Так, например, еще в 2022 году электрозарядные станции появились на паркинге подмосковного курорта Cosmos Collection Izumrudny Les, осенью 2023 года — на территории smart-отеля в городе Сегеже (Республика Карелия) и около пятизвездочного отеля в центре города Улан-Удэ — столицы Бурятии. На сегодняшний день еще несколько ЭЗС размещены рядом с отелями в Воронеже, Ижевске, Петрозаводске и Республике Алтай.
Центральная Россия остается лидером по количеству зарядных станций. В корпорации на основе агрегированных Big Data подсчитали, что почти 40% всех электрокаров зарегистрированы в ЦФО, а в топ-3 городов, жители которых активно используют электромобили, стабильно входят Москва, Санкт-Петербург и Краснодар. На них приходится 35% всех ЭЗС, доступных для зарядки через приложение оператора Группы АФК «Система», по данным которого число аккумуляторных электромобилей в этих трех «миллионниках», обгоняющих другие города по количеству и ежемесячному приросту электрокаров, сейчас составляет половину от общего количества электромобилей в России.
Городская электромобильность
Частные инициативы по созданию доступной электрозарядной инфраструктуры поддерживает государство через субсидирование установки ЭЗС мощностью 150 кВт и компенсацию их технического присоединения к электросетям, а также программу развития городского электрического транспорта, охватывающую 10 субъектов РФ.

В России эксплуатируется более двух тысяч электробусов. При участии корпорации в 11 регионах установлено около 150 зарядных станций для электробусов. В частности, в Москве оснащено уже три электробусных парка, два из которых — крупнейшие в Европе. При этом все больше автобусных парков выбирают комплексные проекты, включающие не только установку ЭЗС для электробусов, но и системы диспетчеризации, которые в режиме реального времени отслеживают статус процесса заряда, ведут мониторинг проблем и неисправностей и контролируют состояние подвижного состава. Так, например, в конце 2024 года к системам диспетчеризации электрозарядной инфраструктуры подключился Санкт-Петербургский автобусный парк №2, где ранее было построено 16 зарядных станций для электробусов. Кроме того, принадлежащий корпорации оператор ЭЗС предлагает специальные условия как частным водителям электротакси, так и крупным таксопаркам.

Корпорация также активно развивает рынок микромобильности через экосистемный сервис кикшеринга, доступный более чем в 150 городах по всей России и насчитывающий в своем парке свыше 100 тысяч электросамокатов, в том числе — разработанных совместно с белорусской компанией Eleven. Сейчас в России используются в основном импортные самокаты, преимущественно китайские, в том числе произведенные по заказу шеринговых компаний. В периметре корпорации будет создан R&D-центр, который займется разработкой электросамокатов и других видов шерингового транспорта, а также программного обеспечения и зарядной инфраструктуры. В этом году планируется представить обновленную модель самоката, а в ближайшей перспективе локализовать производство в России.
Электромобильность и развитие зарядной инфраструктуры отражены в стандарте «умного города». Зарядные станции уже стали неотъемлемой частью городской среды, а их доступность для владельцев электромобилей — одним из важных условий комфортной жизни в современном жилом комплексе. Минстрой России рекомендовал застройщикам жилья при разработке проектной документации выделять для электромобилей и гибридов не менее 5% парковочных мест (но не менее одного), оборудуя их электрозарядными станциями.

Корпорация, наладившая собственное производство ЭЗС, представила в прошлом году линейку решений для застройщиков, включающую быструю станцию мощностью до 262 кВт для размещения на уличном паркинге, а также медленные ЭЗС на 44 кВт напольной и настенной конфигурации для подземного паркинга. В этих станциях используются российские комплектующие и ПО, включая контроллеры собственной разработки и систему динамической балансировки мощности, которая позволяет снижать расходы застройщиков за счет подключения большего числа зарядных станций без увеличения общей требуемой мощности электросетей.
«Установка электрозарядных станций в жилых комплексах — не просто ответ на растущую популярность электротранспорта, это важный шаг к улучшению качества жизни людей и наш вклад в защиту окружающей среды», — говорит Михаил Бузулуцкий, глава девелоперского актива АФК «Система».
Согласно типовому заданию на проектирование жилых комплексов, во всех новых объектах на придомовой территории будут устанавливаться ЭЗС для зарядки электромобилей. Стандарт корпорации предусматривает размещение на каждом этапе строительства не менее одной быстрой зарядной станции с постоянным током (тип DC) для публичных машиномест и медленных станций с переменным током (тип AC) — для персональных. Первая быстрая ЭЗС для одновременного заряда двух электромобилей уже установлена в столичном ЖК «Серебряный фонтан». В ближайшее время зарядками будут оснащены также несколько жилых комплексов в Москве и других регионах, в т.ч. жилой квартал «Зеленая Река» в Омске.
Электрификация водных путей
Не менее важной задачей развития устойчивой транспортной инфраструктуры является модернизация водного транспорта. Средний возраст речных пассажирских судов в стране составляет около 40 лет, при этом более 40% флота превышает нормативные сроки эксплуатации. Поэтому в ближайшие 5–10 лет ожидается активное обновление пассажирского флота. Россия, обладая обширной сетью внутренних водных путей, имеет значительный потенциал для развития рынка экологичных электрических и гибридных судов, который только начинает формироваться в мире.

Пока доля электросудов в структуре пассажирских перевозок внутренним водным транспортом остается сравнительно небольшой по сравнению с дизельным флотом, однако наблюдается тенденция к увеличению использования электросудов, особенно в крупных городах. Стоимость электросудна, как правило, не выше дизельного аналога. При этом использование электроэнергии вместо дизельного топлива позволяет значительно снизить эксплуатационные расходы, поскольку электродвигатели менее требовательны к обслуживанию и имеют более длительный срок службы. Отсутствие выбросов вредных веществ и снижение уровня шума и вибрации делают электросуда более экологичными и привлекательными для использования. Таким образом, в долгосрочной перспективе электросуда имеют значительные преимущества для организации современных пассажирских водных перевозок.
Так, в Москве реализуется проект по увеличению количества электрического водного транспорта и созданию новых регулярных речных маршрутов. Планируется, что к 2030 году в столице будут курсировать 60 электросудов, а инфраструктура будет насчитывать 67 плавучих причалов. Корпорация на свой верфи в Ленинградской области построила более 20 инновационных судов, которые с июня 2023 года курсируют в Москве, еще 3 электрических катамарана эксплуатируются в Нижнем Новгороде, Перми и в Красноярске и 2 прогулочных судна разных типов — в Санкт-Петербурге. АФК «Система» продолжает расширять портфель проектов в сфере экологичного судостроения, разрабатывая на базе собственного проектно-конструкторского бюро новые модели электрических и гибридных судов под потребности регионов России. В 2024 году на Пермской судоверфи было заложено новое круизное судно «Байкал» для Иркутской области, а на верфи в Ленобласти началось строительство первого электрического пассажирского судна нового поколения — «Москва 2.0». Ранее силами технологических активов АФК «Система» был разработан прототип инновационного электросудна с водородной энергетической установкой.
Реализация программы обновления пассажирского флота, как и дальнейшее расширение электрозарядной инфрастуктуры в значительной мере будут зависеть от системной государственной поддержки развития современного и экологичного транспорта в стране.
Источники изображений:
Пресс-служба АФК «Система»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты